В последние дни многие пользователи мобильных телефонов в столице столкнулись с тем, что их аппараты стали «чудить». На панели телефонов, вне зависимости от марки и сотового оператора, стали выскакивать непонятные символы в виде восклицательного знака, квадратика или замочка. При этом пропадала связь с некоторыми районами города, в частности с Пролетарским, где разворачивалась драма с заложниками в театральном центре «Норд-Ост».
Достаточно было обратиться к инструкции, приложенной к телефону, чтобы понять таинственный смысл появившихся значков. Телефон таким образом сигнализирует об отключении криптозащиты, проще говоря, услуги автоматического шифрования телефонных разговоров. Обычно оператор кодирует сигнал при помощи кода-алгоритма. В случае перехвата сигнала потребуется время, и весьма значительное, чтобы расшифровать его последовательность. Вследствие чего дешифровка, на которую затрачиваются дни, становится бессмысленной из-за устаревания информации. Три дня назад многие абоненты оказались в ситуации, когда их телефонные разговоры могли быть прослушаны в режиме реального времени даже при помощи обычной радиостанции.
При обычном режиме работы сети сигнал раскодируется на базовой станции мобильного оператора. Естественно, это приводит к дополнительной загруженности оборудования коммутатора. При повышенной нагрузке на сеть (а об этом заявили крупнейшие мобильные операторы «МТС», «ВымпелКом») в районе Дубровки теоретически защита могла быть снята для стабилизации нагрузки на сеть.
Но специалисты этот вариант рассматривают как маловероятный. По мнению экспертов, снятие криптозащиты с мобильных телефонов - следствие «просьбы» спецслужб, задействованных в операции по освобождению заложников. Косвенно эту версию подтверждают сообщения представителей оперативного штаба о захвате 30 сообщников террористов, в том числе при помощи отслеживания их разговоров по мобильным телефонам. С другой стороны, представители сотовых компаний не скрывали, что «операторы готовы и оказывают всемерную помощь и поддержку компетентным органам».
По словам источника ГАЗЕТЫ, в операции по освобождению заложников были задействованы все средства радиоперехвата, имеющиеся в распоряжении ФСБ, МВД, Министерства обороны, а также ФАПСИ. Спецслужбы взяли под контроль все частоты - весь эфир, в котором работают в том числе и обычные мобильные телефоны.
На станциях подавляющего большинства сотовых операторов еще два года назад в соответствии с приказом Минсвязи, обязывающим всех операторов связи за свой счет разместить в телекоммуникационных сетях системы технических средств по обеспечению оперативно-разыскных мероприятий (СОРМ), были установлены специальные устройства, так называемые шифраторы и дешифраторы. Они позволяют спецслужбам знакомиться с содержанием эфира, но при этом держать в тайне собственные переговоры. Напомним, что средства СОРМ могут не только управлять перекачкой информации, но и прерывать связь абонента. Что испытали многие московские пользователи мобильной связи. При этом операторы связи не могут оказывать влияние или контролировать действия спецслужб. Более того, спецслужбы могут и не уведомлять связистов, на каком основании проводится слежка за абонентами.
На сегодняшний момент, утверждает наш источник, технология тотальной прослушки достаточно отработана. Информация с передатчиков поступает в компьютеры спецслужб, при этом расшифровка разговоров происходит автоматически. После этого идет выборка нужной информации. В то же время, по данным ГАЗЕТЫ, на отдельных станциях сотовых операторов специальные устройства для считывания информации установлены все-таки не были.
Пресс-секретарь московского управления «Р» МВД РФ (занимающегося расследованием преступлений в сфере компьютерных технологий) Дмитрий Чепчугов заявил ГАЗЕТЕ, что все сведения, касающиеся подробностей проведения операции по освобождению заложников, не комментируются. «Приказом вышестоящего начальства все работники спецслужб и правоохранительных органов переведены на особый режим службы, запрещающий общение с представителями СМИ и оглашение информации без соответствующего приказа», - отметил он. Как долго продлится этот "особый режим", он не уточнил.
СПРАВКА
Члены оперативного штаба не могли найти 100 долларов для оплаты отключенного телефона
Когда террористы отобрали мобильные телефоны и сбросили их в один таз, некоторые заложники сумели спрятать свои мобильники. Но возникла другая проблема: компании мобильной связи отключили их за превышение лимитов и неуплату. Как рассказал ГАЗЕТЕ один из членов оперативного штаба, там долго искали по карманам необходимые 100 долларов, и только когда плата была внесена, появилась возможность связаться с одним из заложников. В результате Казанцев смог договориться о том, чтобы отпустили нескольких детей. Лишь после этого эпизода операторы мобильной связи заявили, что в таких условиях не станут отключать абонентов за неуплату.
|