Чиновники раздают лицензии оптом. Но только своим. Речь идет прежде всего о том, как в Удмуртии появилась компания «Белкамнефть», ставшая второй по величине после «Удмуртнефти». Началась вся эта история в 1997 году, когда в светлые головы высоких башкирских и удмуртских чиновников пришла идея создания новой нефтекомпании. Ставка делалась на то, что подразделения «Башнефти» будут вести добычу в Удмуртии, а правительство этой республики предоставит компании ресурсную базу и налоговые льготы. Так и произошло. В результате к настоящему времени «Белкамнефть» получила 26 лицензий на использование недр с общими извлекаемыми запасами порядка 80 млн тонн нефти.
В конце этого лета федеральное Министерство природных ресурсов получило поручение правительства проверить соблюдение законодательства по недропользованию в Удмуртии. Они были сделаны на основании писем федерального инспектора по Удмуртии, а также депутатов Госдумы. Письмо с аналогичной просьбой поступило и из Генпрокуратуры.
Изучив для начала имеющиеся в их распоряжении документы, чиновники министерства, видимо, заподозрили что-то неладное, а потому в сентябре срочно отправили в Удмуртию комиссию от Минприроды и Госгортехнадзора. Когда работа была завершена, члены комиссии были явно поражены масштабами зафиксированных ими нарушений. Говорят, всякое видели, но чтобы так много и в одном месте — впервые.
Проверяющие, в частности, установили, что многие лицензии «Белкамнефть» получала без проведения необходимых в таких случаях торгов и аукционов. В том числе это касается и тех месторождений, которые отнесены к федеральному фонду недр, а не к республиканскому. При этом лицензии выдавались только с санкции правительства Удмуртии и без ведома Минприроды. Конкурсы же, если и проводились, то как-то странно.
Очень яркий пример тому — история с американской фирмой «Сэмсон Инт». Только она одна заявилась на участие в конкурсе. Обычно по закону в этом случае торги не проводятся. Но они все же состоялись. Победу, как можно догадаться, одержала компания «Сэмсон Инт». Но почему-то вскоре вдруг передала права на разработку «Удмуртского конкурсного участка» компании «Белкамнефть», которая не имела к конкурсу вообще никакого отношения. Тем не менее правительство Удмуртии это не смутило, и даже напротив, оно тут же приняло постановление о выдаче «Белкамнефти» лицензий, необходимых для разработки месторождений.
В природоохранной межрайонной прокуратуре республики утверждают, что разовый платеж за право пользования месторождениями «Удмуртского конкурсного участка» с объемами извлекаемых запасов более 53 миллионов тонн внесен компанией «Белкамнефть» в сумме менее 920 тысяч долларов США, что в десятки раз меньше фактически сложившейся цены.
Да и вообще ставка регулярных платежей для «Белкамнефти» установлена правительством Удмуртии что ни на есть скромная — в отличие от остальных нефтяных компаний, работающих в республике. А разовые платежи за предоставление права пользования недрами в Удмуртской Республике «Белкамнефть» в нарушение всех законов уплатила мизерные — только по самым приблизительным подсчетам, местный бюджет потерял порядка 30 миллионов долларов.
В общем, когда проверка была полностью завершена, комиссия пришла к заключению: «Все лицензии на право пользования недрами выданы ОАО «Белкамнефть» с грубыми нарушениями законодательства Российской Федерации». И направила правительству Удмуртии представление об аннулировании лицензий «Белкамнефти» на право пользования участками недр. Параллельно выводы были направлены в Генеральную прокуратуру РФ, «Транснефть» и Минприроды.
Пожалуй, это первый случай, когда Министерство природы предприняло широкомасштабную акцию по отъему у нефтяников лицензий на недропользование. Фактически компании «Белкамнефть» предписано приостановить деятельность. Расследование, которое предстоит провести прокурорам, обещает стать серьезнейшей за последние годы попыткой центральной власти покончить с политикой региональных «удельных князей», которые откровенно нарушают общие для всей страны законы.
Семейный подряд удмуртских олигархов
Прокуратура, конечно, во всем разберется со временем. Однако уже сейчас весьма любопытно было бы знать, каким образом столь явные для федеральных чиновников нарушения в течение нескольких лет оставались незамеченными местными властями. Отчасти ответ на этот вопрос есть в сведениях, которые содержатся в запросе депутата Госдумы Григория Томчина в правительство и Генпрокуратуру.
Выше уже говорилось, что среди учредителей компании «Белкамнефть» числится АНК «Башнефть». По информации депутата Томчина, председатель совета директоров «Башнефти» — сын президента Башкортостана Урал Рахимов. Президентом же самой «Белкамнефти» трудится Виктор Хорошавцев — сват председателя правительства Удмуртии Юрия Питкевича (расшифруем: сын Питкевича женат на дочери Хорошавцева). Так что удмуртская нефть — фактически семейный бизнес…
Сам Виктор Хорошавцев — личность незаурядная. Будучи крупным бизнесменом, он с недавних пор развил и бурную политическую деятельность, став руководителем регионального отделения движения «Единство». Вполне вероятно, что это не обошлось без родственных связей.
Ближайший родственник г-на Хорошавцева, глава правительства Удмуртии Юрий Питкевич, также считается лидером республиканской олигархии. Родственники тесно сотрудничают в течение ряда лет.
В свое время Виктор Хорошавцев, занимаясь розничной продажей нефтепродуктов, накопил необходимое количество связей и стал «мостиком» во взаимоотношениях между республиканскими властями и частными компаниями, оперирующими в удмуртской нефтяной промышленности. Предпринимателя оценили и практически отдали монопольное право на реализацию нефти.
Еще одной удачей для бизнесмена стали выборы президента Удмуртии, где он показал свою активность. Именно после этих выборов Юрий Питкевич возглавил республиканское правительство и условия для расширения бизнеса своего приятеля Хорошавцева.
Однако теперь, после проверки комиссии Минприроды, этот дуэт — в довольно затруднительном положении. Одна надежда на президента Республики Удмуртия Александра Волкова, который не мог не знать о том, что происходит в его епархии, и теперь должен защищать честь своих чиновников. Но республиканский глава и сам бы не прочь у кого-то поискать защиты, так как нефтяной скандал — лишь еще одно звено в цепи событий, сильно осложнивших его репутацию в глазах федеральной власти.
Дело в том, что еще в 1998 году Конституционный суд РФ признал часть статей Конституции и законов Удмуртии противоречащими федеральному законодательству и предложил руководству Удмуртии вернуться в единое правовое пространство. В ситуацию вмешался президент РФ, который в своем ежегодном послании федеральному собранию довольно резко раскритиковал действия главы Удмуртии.
Реакции на этот выпад тоже не последовало. Тогда российский президент подписывает указ, в котором поручает правоохранительным органам РФ навести в Удмуртской Республике правовой порядок. Только после этого руководство Удмуртии стало наконец шевелиться.
Следующий конфликт с Центром на почве несоблюдения федерального законодательства датирован 2001 годом и был связан с удмуртским отделением Всероссийской государственной телерадиокомпании. Разрешать ситуацию пришлось на самом высоком уровне. Разгоревшийся политический кризис с огромным трудом удалось прекратить незамедлительно приехавшим в республику федеральным чиновникам — представителю президента в Приволжском федеральном округе Сергею Кириенко, замгенпрокурора РФ Александру Звягинцеву, первому замминистра по делам печати Михаилу Сеславинскому и председателю ВГТРК Олегу Добродееву.
Нынешний скандал с федералами на почве удмуртской нефти, скорее всего, будет тоже жарким. Президент республики Александр Волков невероятно возмущен отзывом лицензии у «Белкамнефти». На прошлой неделе он заявил информационному агентству «Волгаинформ», что выступил на заседании правительства РФ против инициативы правительства лишить регионы права участвовать в конкурсном отборе нефтяных компаний для работы на своей территории.
|