В минувшую среду в ногайских селах Нефтекумского района Ставропольского края была проведена крупномасштабная милицейская спецоперация, в результате которой вскрылся сенсационный факт. Ваххабитские джамааты, то есть подпольные террористические организации, осуществляющие теракты и руководимые чеченскими сепаратистами, уже существуют и на территории доселе спокойного региона.
О том, что подобные джамааты долгое время действовали в северокавказских республиках Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии, "Известия" подробно рассказывали еще 13 мая этого года. Теперь ваххабиты обнаружены в регионе, подавляющее большинство населения которого - русские.
Первые результаты спецопреации ставропольских правохранительных органов впечатляют: уже задержаны девять боевиков, четверо из которых находились в федеральном розыске. Все задержанные - нагайцы по национальности.
Тем, что ваххабитов на Ставрополье становится все больше, руководство края озаботилось уже давно. Практически во всех восточных районах края - Нефтекумском, Левокумском, Курском - стали появляться ваххабитские мечети, и молодежь потянулась туда. Опасаясь развития дагестанского, кабардино-балкарского и карачаево-черкесского сценариев, на Ставрополье стали проводить работу с местными имамами. Которых, кстати, тоже не устраивало появление экстремистски настроенных "коллег".
- Мы провели большую работу с имамами Нефтекумского района. Создан Совет имамов, они сами постоянно беседуют с молодежью, - рассказывает заместитель секретаря Совета безопасности Ставропольского края Василий Бельченко. - Нельзя говорить о засилье ваххабизма в крае. Но то, что ваххабиты есть, и то. что среди них много молодежи, исповедующей ваххабизм, это правда. Особенно, в Нефтекумском и Степновском районах. Но мы знаем всех ваххабитских имамов и их прихожан, наблюдаем за ними, так что ситуация под контролем. Я хочу подчеркнуть, что сами жители этих районов настроены против ваххабитов. Например, в марте в ауле Тукуй-Мектеб был смещен имам-ваххабит Батыр Бакиев. И сделано это было под давлением самих сельчан.
Операция, которую проводили сотрудники РУБОП ГУВД Ставрополья и молиционеры райотдела Нефтекумска, принесла неплохой результат - из девяти задержанных, четверо находятся в федеральном розыске.
- Целью операции было выявление участников незаконных вооруженных формирований, сообщил в среду "Известиям" начальник РУБОП ГУВД Ставропольского края Виктор Барнаш. - В ходе операции один из задержанных в селе Тукуй-Мектеб указал схрон на территории мечети. Оттуда бойцы извлекли автомат, патроны и радиостанцию.
По словам Василия Бельченко, пока что всем задержанным предъявлены обвинения лишь в незаконном хранении оружия и в вооруженном сопротивлении властям.
- Их причастность к экстремистским формированиям еще надо доказать, , - говорит Бельченко. - А что касается их участия в так называемом "Ногайском батальоне", я могу сказать одно - нет такого батальона и не было! Это все выдумки прессы, которые были на руку чеченским боевикам. Ведь они могли сказать - "Вот, весь ногайский народ нас поддерживает!" А было-то всего человек 17-20, которые действительно воевали на стороне чеченских боевиков. Но это не батальон! Большинство же ногайцев - вполне законопослушные граждане.
В Прокуратуре Ставропольского края на перспективы уголовного преследования задержанных смотрят более оптимистично:
- У следстия появились основания утверждать, что арестованные лица имели прямое отношение к убийству четырех сотрудников милиции а так же к покушению на жизнь начальника угрозыска Нефтекумского РОВД, - заявил в четверг журналистам и.о. краеваого прокурора Валерий Калугин.
Муфтий Исмаил-хаджи Бердеев, глава духовного управления Карачаево-Черкесии и Ставрополья считает, что все задержанные не могут считаться мусульманами.
- Я ничего не знаю об оружии, которое было найдено возле мечети. Если оно там и было, его принесли не молящиеся, а какие-то бандиты. Мусульмане не могут принести оружие в место молитвы. Раньше в нашем муфтияте была неблаговидная ситуация. Много молодых людей поддались влиянию иностранцев и стали бредить джихадом. Представляли они его конечно в вахабитской трактовке. Большинство из них уехали воевать в Чечню. Они усилили отряды боевиков и стали называться "Ногайским батальоном". Кстати, был и "Карачаевский" батальон. То, что они уехали, во многом разрядило обстановку в муфтияте. Последним отголоском влияния иностранных эмиссаров был инцидент в том же самом Тукуй-Мектебе. Там молодые парни сместили неграмотных, по их мнению, стариков и сами стали имамами. Сразу после этого и в мечети, и по самому селу стали распространяться листовки. В них правоверных призывали к джихаду против властей. Мы не могли терпеть этого бесчинства и назначили новых имамов. Это произошло в марте. Что на этот раз произошло в Тукуй Мектебе я не знаю.
Специалист по межнациональным отношениям райадминистрации Василий Бабенко утверждает, что села, ставшие адресом милицейской спецоперации, на протяжении нескольких лет остаются головной болью для властей и правоохранительных органов. Дело в том, что именно здесь зародилось и окрепло так называемое вахабистское гнездо. Причем центрами распространения новых идей стали мечети.
- Более сотни молодых ногайцев из этих сел уехали учиться в исламских вузах Ичкерии, - говорит Бабенко. - Оттуда их направляли в отряды боевиков. Некоторые погибли, некоторые вернулись домой калеками. Сложившие оружие попали под амнистию. На сходах граждан в Каясуле и Тукуй-Мектебе весной нынешнего года, было выражено недоверие имамам мечетей, которые принесли несчастья многим местным семьям. Народ избрал других наставников, сторонников традиционного ислама.
В администрации Ставропольского края убеждены, что ваххабизм в этом регионе не будет распространяться.
- Ситуация сложная, но она под контролем. Идет серьезная работа. И пока что комментировать нечего, - говорит пресс-секретарь губернатора Ставрополья Александра Черногорова Анатолий Лесных. - Но я уверен, что ваххабизм не найдет поддержку у местных жителей.
Ногайский батальон
В конце девяностых годов ногайская молодежь массово уходила в лагеря Хаттаба, участвовала в боевых действиях против федеральных войск в Дагестане и Чечне. Во многом их выбор определяла безысходность и нищета, а в статусе боевиков они ежемесячно получали от 500 до 1000 долларов. Их численность в Чечне была таковой, что полевым командирам пришлось сформировать "ногайскоий батальон". Представители силовых структур неоднократно заявляли что ногайский батальон всего лишь PR-ход чеченской пропаганды. Однако факты говорят об обратном. 6 января 2001 года в Пятигорском городском суде было зачитано обвинительное заключение подсудимому Хамидулле Япову. Он был одним из организаторов "ногайского батальона". Сследствие доказало, что Япов лично участвовал в боевых действиях против федеральных сил. После возвращения из Чечни Хамидулла Япов стал членом группы, организовавшей и совершившей теракты на рынке Пятигорска. 7 февраля 2001 года в Чечне был убит эмир боевиков Адам Хамзатханов, возглавлявший "ногайский батальон". С его смертью структура, само существование которой отрицалось силовыми структурами, распалась. Уже весной того же года появились сообщения о том что из всего "ногайского батальона" в живых осталось двадцать четыре человека.
Справка "Известий"
Ногайцы - народность, насчитывающая более 50 тысяч человек, до 1957 года проживала компактно на территории Ставрополья. Затем, когда несколько районов края Никита Хрущев передал Дагестану и Чечено-Ингушетии, часть ногайских сел и аулов оказались за пределами региона. В 1991 году многие ногайцы объединились в общественную организацию "Бирлик", целью которой было провозглашено "восстановление территориальной целостности ногайского народа, создание национально-государственного образования на территории РСФСР". Два года назад "Бирлик" официально прекратил свое существование, не пройдя перерегистрацию.
На Ставрополье ногайцы сегодня проживают главным образом в Нефтекумском районе. Их общая численность в регионе превышает 13 тысяч человек. В результате военных действий из Чечни на Ставрополье эмигрировало около полутора тысяч ногайцев. Именно с ними связывают попытки внедрения ваххабистской идеологии среди молодежи. Бывшие кочевники, осколок "Золотой орды", ногайцы уже 140 лет ведут оседлый образ жизни.
|