Вчера по катарскому телеканалу «Аль-Джазира» вновь прозвучал голос египетского врача и писателя Аймана Аз-Завахири, сподвижника саудовца Усамы Бен Ладена. Самого Аз-Завахири не показали, но есть сведения, что он еще жив, а не убит в Афганистане. Руководитель «Аль-Каиды» опять пригрозил США и их союзникам, причем, что странно, впервые угрозы были направлены и против Германии и Франции.
Одновременно выяснилось, что два кувейтца, 21 и 26 лет, убитые позавчера при нападении на морских пехотинцев США в Кувейте (один офицер скончался), могли иметь связи с «Аль-Каидой». Один из нападавших накануне сетовал близким, что американцы плохо обращаются с его родственниками, захваченными в Афганистане и содержащимися на американской базе на Кубе. Словом, «Аль-Каида» жива. Но это не организация с четко очерченной структурой. Так считает специалист по проблеме террора Гийом ДАСКЬЕ, главный редактор французского издания «Мир разведки». С ним встретился спецкор газеты «Время новостей» в Париже Петр РОЗВАРИН.
-- Вы несколько лет назад одним из первых подняли вопрос об опасности ваххабизма, направления в исламе, распространенного в Саудовской Аравии. Почему ваш призыв не был тогда услышан?
-- В конце девяностых у Европы единой внешнеполитической линии и в помине не было, а американцев заботили только их проблемы, на Востоке они делали ставку на Саудовскую Аравию. К чему такая близорукость привела, известно... Французские же спецслужбы давно знали о вреде распространения ваххабистских идей. Сигналом стал теракт, совершенный двумя французами арабского происхождения в 1994 году в Марокко. Во имя торжества идей пророка они расстреляли испанских туристов. Оба фанатика стажировались в Афганистане. Следователи потянули за ниточку и выяснили, что существует структура, которая разыскивает по миру готовых на все молодых мусульман и делает из них боевиков во славу Аллаха.
-- Это «Аль-Каида»?
-- Название не важно. «Аль-Каида» в чистом виде -- это руководители, не более. Костяк. На него же наращивается огромное число всевозможных ассоциаций, клубов, просто уголовных формирований, которые расположены -- без преувеличения! -- на всех континентах, кроме Антарктиды. Все эти ячейки абсолютно автономны. Не «Аль-Каида» их финансирует. Они существуют или за счет отчислений их членов, или за счет откровенной преступности -- рэкета, ограблений ювелирных лавок, подделки банковских карточек, производства фальшивой одежды «от-кутюр» (был и такой факт в практике французских спецслужб!) или благодаря мусульманским благотворительным фондам. Руководят же этим огромным и пестрым воинством религиозные авторитеты.
-- Обезвредить такую разветвленную организацию невозможно...
-- С таким же успехом можно высечь море! Результаты всех американских усилий по борьбе с терроризмом, предпринятых после 11 сентября 2001 года, почти нулевые. Ну, выгнали талибов из Афганистана, но Бен Ладен или кто бы-то там ни был во главе «Аль-Каиды» перебрался в другую страну. Поменялись лишь полюса напряженности: вместо Пакистана и Афганистана противостояние двух цивилизаций сместилось на Кавказ, в Среднюю Азию и, конечно, в Европу, где в магометанской общине накопился взрывоопасный потенциал. Стратегия фанатиков прежняя -- провоцировать мусульман на джихад, войну с «неверными»...
-- Правда, что золото исламских террористов благополучно переправлено из Афганистана в Судан и эмираты Персидского залива? И почему речь о слитках? Как в «Тысяче и одной ночи».
-- Не только золото, но и бриллианты! Талибы меняли опиум и героин на золото, склады которого были в Дубае. Хозяева Афганистана, превратившие его в наркоплантацию, разрешили боевикам «Аль-Каиды» взимать с племен своеобразный налог на выращивание опиумного мака. Любопытно, но летом 2001 года, еще до начала боев в Афганистане, золото «Аль-Каиды» разошлось из тайников в Дубае по укромным местам в других странах. Эти тайники не обнаружены, они действуют. При этом, по нашим сведениям, фундаменталистам «Аль-Каиды» помогли иранские спецслужбы.
-- А что такое система финансовых расчетов «хавала», которую используют исламские экстремисты?
-- Пока обнаружено и заморожено в банках мира 112 млн долларов, часть казны террористов. Большего инспекторам FATF -- международной структуры по борьбе с «грязными» капиталами -- обнаружить не удалось. По оптимистическим подсчетам, указанная сумма -- это максимум 10% из всей кассы «Аль-Каиды». Обнаружить денежные потоки террористов трудно из-за отлаженной на протяжении веков практики hawala. По-арабски это означает «перевод», «передача»: лицо, осуществляющее денежный перевод, перечисляет деньги в любую страну мира, не прибегая к посредничеству банка. С помощью только честного слова! Практика средневековая, но эффективная и неуловимая для фискальных ведомств. Все операции -- только наличными: в центре сделки тот, кто под честное слово выдает сумму лицу, которому должны быть пересланы деньги. Для получения их не нужно ни удостоверения, ни чековой книжки -- достаточно лишь кусочка бумаги с нацарапанной на нем условной цифрой. То есть одному ростовщику в одной стране деньги передаются, а другой ростовщик в другой стране их выдает. Сами же они никуда не движутся, нигде не фиксируются! Проценты ростовщика минимальны и заранее устно оговариваются. Документов нет, все на доверии!
-- Но, наверное, столь примитивная банковская практика уместна в наше время только в слаборазвитых странах?
-- Ничуть! 160 тысяч фирм, занимающихся hawalа, действует только в Америке. Через них проходят ежегодно около 200 млрд долларов. Среди правоверных честное слово служит верной гарантией. В плане морали нам, европейцам, есть чему поучиться.
|