Первый чеченский трофей я увидел в январе 1995 года. Грозный полыхал. Батарея десантных самоходных установок стояла недалеко от ресторана "Терек". Через каждые 30 минут командир давал команду на открытие залпового огня.
Просто двухкассетник
Орудия били в сторону железнодорожного вокзала. После пятого выстрела затрещал полевой телефон. Капитана обматерили. Оказывается, его пушки долбили по своим. В этот самый момент в землянку ввалился солдат:
- Разрешите обратиться?
- Ты кто?
Боец замялся.
- Вызывают в штаб?
- Да нет. Я с соседней части. Узнал, что вам завезли резиновые сапоги. Вот решил поменять на трофейный двухкассетник.
Опешивший капитан долго соображал. Потом порылся в ящике и вытащил оттуда сапоги:
- Размер какой носишь?
- Сорок третий.
- Мои подойдут. На, носи. А магнитофон верни. Не за этим мы сюда пришли.
Вспомнил эту историю через месяц, когда на территории одной воинской части увидел дележку привезенного из Чечни добра. В командирские машины грузили наиболее ценное: картины, ружья, кинжалы, телевизоры, видики. Кто-то включил двухкассетник. Точно такой, как приносил тот солдат. Газманов пел "Господа офицеры".
Самолет Дудаева
Легкомоторный самолет, на котором в свое время летал президент Чечни Джохар Дудаев, в качестве трофея был доставлен в город Ростов в конце 1996 года. Когда солдаты, сопровождавшие груз, узнали, кому принадлежала крылатая машина, они со всей пролетарской ненавистью пробили самолет штык-ножами. Израненный "Биплан" еще долго простоял в технико-эксплуатационной части транспортного полка.
На днях поинтересовался у знакомых авиаторов судьбой дудаевского самолета. Сказали, что исчез. Решил поискать. Оказывается, жив самолет. Мало того, летает. Мне довелось переговорить с летчиком, который не один раз поднимался на нем в небо- здесь в Ростове:
- Этот самолет к нам попал случайно. Возились с ним долго. Повреждены были движок, обшивка. Мне пришлось его облетывать.
Сырая машина, но летать можно.
Это первые легкомоторные самолеты, которые Москва начала клепать в 90-х. Джохар тогда заказал четыре машины. За три дня их перегнали в Грозный. На двухместном "Биплане" Дудаев налетал около ста часов. Ему пришла в голову мысль создать свою легкомоторную авиацию и поставить на нее вооружение. Когда запустили производство, началась война.
Броневик Басаева
Бронемашина "Форд-ф-350" попала в Чечню не в единственном экземпляре. Очевидцы утверждают, что их там было три. Ту, которая стала трофеем, захватили в Веденском районе. Долгое время на ней разъезжали работники прокуратуры и Федеральной службы безопасности. И вот кто-то догадался передать ее в Ростовский автобат. А точнее, в музей автобата.
Недавно был там. Пощупал машину своими руками. Сопровождавший гид выдал скудную информацию:
- С Главного железнодорожного вокзала "Форд" перегнали своим ходом - ям и выбоин на ростовских дорогах она не чувствует. Расход топлива большой. Сорок литров на 100 км.
Внешне машина напоминает джип. Броня - сантиметров двадцать пять. Заметны следы от пуль. На лобовом стекле маленький узор (говорят, прямое попадание). Но это, по слухам, наши ребята в Ханкале изгалялись. Проверяли чужака на прочность. Предлагали попробовать из пушки. Офицеры не дали.
Боевое оружие
В Южном федеральном округе нет музея трофейного оружия из Чечни. Есть при Ставропольском УВД отдел по их уничтожению. Мне удалось найти человека, который собрал огромную коллекцию чеченского оружия. Это комендант Гудермеса, полковник Александр Павленко. В его рабочем кабинете насчитал до трехсот смертоносных самоделок. От автомата "Борз" до 36-килограммовой противотанковой мины. Все сделано кустарным способом. Почти к каждому взрывному изделию - будильник.
- Если кто заинтересуется, отдам, - говорит Павленко. - Можно не для музея, а для обучения личного состава.
|