В течение 1989-1991 гг. Советский Союз заключил 4 контракта с Ираном на поставку истребителей МиГ-29 и Су-24МК, системы ПВО С-200ВЭ и "Вега-Э", дизельных подводных лодок, запчастей, а также оказывал техническое содействие в создании объектов берегового базирования подводных лодок. Тегеран получил лицензии на производство в Иране 1000 основных боевых танков Т-72С и 1500 БМП-2. Поставки вооружений осуществлялись на коммерческой основе и оплачивались преимущественно в валюте. Частичное товарное покрытие поставок и услуг не превышало 20 процентов. Однако в течение первой половины 90-х годов Иран начал задерживать платежи, что было вызвано падением цен на нефть и относительно невысокими, по сравнению с остальными странами Персидского залива, расходами на оборону. В 1994 году валютная задолженность за поставки вооружений перед Россией составляла 380 миллионов долларов США. В середине 90-х годов, несмотря на сохраняющийся интерес, Иран не мог закупать большие объемы российской военной техники и стремился получать вооружения на льготных условиях. В 1998 году он подтвердил свою заинтересованность расширить военно-техническое сотрудничество с Россией. Интерес для иранской стороны сейчас представляют в основном оборонительные вооружения: зенитно-ракетные комплексы С-300ПМУ1, С-300ВМ, ПЗРК "Игла", военно-транспортные вертолеты Ми-17-1В, а также штурмовики С-25 и радиолокационные станции. Первые вертолеты Ми-17-1В были поставлены Ирану в начале 2000 года. Следует отметить, что многие из этих вооружений могут использоваться в наступательных целях, в частности для блокады Ормузского пролива и ударов по нефтяным танкерам. Поэтому при возможных поставках военной техники Тегерану России придется учитывать мнение соседних стран Персидского залива, а также США, которые являются основным поставщиком вооружений в страны этого региона. Негативную реакцию у арабских государств Аравийского полуострова наверняка вызовет закупка Ираном боевых самолетов Су-30 или МиГ-29СМТ, а также кораблей, оснащенных противокорабельными ракетами типа "Яхонт". Осторожное отношение соседей к усилению военной мощи Ирана может сказаться на перспективах продвижения российского оружия в регион в целом. Возобновляя поставки в Иран, России придется вырабатывать новую экспортную тактику в отношении его давнишнего оппонента Ирака, с которого рано или поздно будут полностью сняты международные санкции. Под угрозой срыва также могут оказаться недавно налаженные связи с ОАЕ, Саудовской Аравией и Сирией. Кроме того, активное военно-техническое сотрудничество России и Ирана может сыграть на руку западным конкурентам, так как вынудит арабские страны произвести дополнительные закупки вооружений в США, Франции, Великобритании. За два десятилетия относительной изоляции Ирану удалось наладить военно-технические контакты с Китаем, КНДР, Ливией, Индией, Польшей, а также Украиной. В настоящий момент большинство этих стран конкурируют с Россией на иранском рынке, предлагая схожие вооружения и услуги. В середине 90-х годов Польша поставила Ирану партию танков Т-72М1. Китай - истребители, артиллерийские орудия и противокорабельные ракеты. Украинцам удалось заключить многолетний контракт на поставку запчастей к танкам советского производства. Более того, после отмены санкций и улучшения отношений с Евросоюзом серьезными конкурентами России могут стать Франция и Германия, последняя из которых является крупнейшим кредитором Ирана. Таким образом, перспективы возобновления полномасштабного военно-технического сотрудничества с Тегераном далеко не безоблачны для Москвы. Российским экспортерам не стоит рассчитывать на крупные сделки принимая во внимание нестабильное экономическое положение своего партнера. Большинство финансовых ресурсов, выделяемых на оборону, иранское руководство будет, скорее всего, тратить на модернизацию своих ВМС и развитие национальной ракетной программы. Нерешенной пока остается проблема погашения иранской задолженности России за ранее осуществленные поставки. Перспективным направлением может стать обеспечение иранской военной техники запчастями и сервисным обслуживанием, при условии, что удастся обойти конкурентов из бывших республик СССР. В определенной мере, развитие отношений с Ираном будет проверкой на эффективность новой российской системы ВТС, созданной после реформы ноября 2000 - января 2001 года.
|