"ЛУКОЙЛ" просит правоохранительные органы возбудить уголовное дело против бывшего гендиректора "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкера" Николая Куликова. Вместо того чтобы передать дела новому руководству компании, он якобы выкинул финансовые документы из офиса. На самом деле "ЛУКОЙЛ" не поделил с бывшим директором Мурманское морское пароходство, которое пока контролирует Куликов.
Полностью принадлежащая "ЛУКОЙЛу" компания "ЛУКойл-Арктик-Танкер" (ЛАТ) владеет 10 танкерами арктического класса, построенными в 1997 - 2002 гг. на верфях Германии и на "Адмиралтейских верфях" (Санкт-Петербург) , суммарной грузоподъемностью 175 000 т, а также пятью танкерами класса "река - море" (три из них достраиваются в Волгограде). На 1 августа 2002 г. задолженность ЛАТ по судостроительной программе - кредиты и займы под гарантии "ЛУКОЙЛа" с учетом процентов - составляет $527 млн.
В пресс-службе "ЛУКОЙЛа" "Ведомостям" рассказали, что Николай Куликов, освобожденный от должности гендиректора ЛАТ 28 августа, отказался передать дела своему преемнику Георгию Касаткину, возглавлявшему департамент морского и железнодорожного транспорта "ЛУКОЙЛа". Источник в нефтяной компании говорит, что сначала Куликов отказался пускать представителей ЛАТ в свой офис в районе Большой Грузинской улицы, а 2 сентября его помощник по телефону сообщил Касаткину, что коробки с документами можно найти в двух автомобилях - Skoda и Volvo, брошенных вместе с ключами за воротами офиса "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкера". При этом, по информации "ЛУКОЙЛа", часть финансовых документов, касающихся выполнения судостроительной инвестпрограммы, договоров аренды, займов и др. , пропала. Поэтому 6 сентября "ЛУКОЙЛ" обратился сразу к замминистра внутренних дел Виталию Мозякову с просьбой выяснить обстоятельства сокрытия документов и возбудить уголовное дело в отношении виновных.
Близкий к "ЛУКОЙЛу" источник "Ведомостей" полагает, что Куликову было что скрывать. С 1995 г. он был одним из кураторов морского бизнеса "ЛУКОЙЛа" - программы строительства собственного танкерного флота, - а теперь оказался единоличным собственником Мурманского морского пароходства, контрольный пакет которого ЛАТ выкупил у структур банка МЕНАТЕП.
Но близкий соратник Куликова утверждает, что активы нефтяной компании в сделке не использовались. По его словам, контрольный пакет ММП был куплен в октябре 1998 г. примерно за $15 млн на кредиты двух иностранных банков под залог четырех судов ММП. Позже эти пароходы в счет кредита перешли в собственность банков. Поэтому, уверен собеседник, структура Куликова "Севморпуть-Капитал", консолидировавшая 70% акций пароходства, - добросовестный приобретатель, а претензии "ЛУКОЙЛа" безосновательны. "ЛУКОЙЛ" контролировал наш каждый шаг, каждую копейку. Поэтому смешно и возмутительно слышать, что Куликов присвоил себе пароходство "ЛУКОЙЛа", - говорит один из сотрудников Куликова.
Однако осведомленный источник, близкий к нефтяной компании, утверждает, что, совмещая должности гендиректора ЛАТ и председателя совета директоров ММП (вплоть до мая 2002 г. ) , Куликов передал лукойловские танкеры в управление Мурманскому пароходству, причем недополученная выгода ЛАТ от этого оценивается в $10 млн в год. Источник в "Совкомфлоте" рассказал "Ведомостям", что четыре из девяти построенных ЛАТ арктических танкеров на прошлой неделе были изъяты из управления ММП и переданы в технический менеджмент кипрской "дочки" "Совкомфлота" - Unicom.
"ММП принадлежит терминал в Варандее, где добывает нефть "ЛУКОЙЛ", в управлении пароходства находится весь ледокольный флот на Севере. Это активы, которые нужны "ЛУКОЙЛу" для освоения Тимано-Печоры. Естественно, что Алекперов не хочет платить за ледокольную проводку и за перевалку в Варандее человеку, который увел у него эти активы", - говорит сторонник нефтяной компании.
|