“Самый молодой губернатор”, “добрый олигарх”, “топ-менеджер”, “нанятый управляющий” — какие только эпитеты не звучали в адрес нового губернатора Красноярского края Александра Хлопонина. И все они имеют право на существование.
Губернатором Таймыра Хлопонин стал в 35 лет. А в 37 ему выпал более крупный “выигрыш” — Красноярский край.
Хлопонину повезло родиться в семье дипработника. Элитная школа в Москве, факультет международной экономики Московского финансового института. Распределение во Внешторгбанк, затем — создание собственного банка вместе с друзьями студенческих лет... Из банковской сферы Хлопонин переместился в кресло руководителя крупнейшего предприятия Красноярского края — “Норильского никеля”. А уже оттуда был “переведен” в начальники Таймыра.
Кличку “добрый олигарх” он получил как раз в предвыборный период. Готовясь к выборам на Таймыре, “Норникель” так заботился о грядущей вотчине, что тогдашний глава округа Неделин искренне почитал Хлопонина за своего друга. Выдвижение главы “Норникеля” на губернаторский пост стало для Неделина ударом... Хлопонин предпочитал управлять округом, не выходя из кабинета. Встречи губернатора с населением грозили занести в Книгу рекордов Гиннесса: с шахтерами он общался всего 7 минут. Зато планы развития округа и выведения его в доноры были тщательно просчитаны на компьютере.
Но называть главу округа финансовым и организационным гением было бы поспешностью. Ведь Хлопонин — всего лишь “винтик” грандиозной машины. Имя которой — империя Потанина. Даже в роли руководителя “Норникеля” Хлопонин оставался всего лишь нанятым менеджером. Поэтому сторонники проигравшего Усса полагают, что теперь Хлопонин будет щедро отрабатывать свои обязательства перед “Норникелем”. Мол, теперь он потянет все лоскутное краевое одеяло в Норильск, а денежки пойдут мимо красноярской кассы.
У такой точки зрения есть все основания. Став главой Таймыра, Хлопонин в трудную минуту пришел на помощь своей ФПГ, которая изначально дала ему путевку в жизнь. Фактически он активно поучаствовал в начавшейся реструктуризации родного предприятия. Сразу после избрания новый губернатор разрешил “Норникелю” не платить налоги деньгами, а ограничиться лишь взаимозачетами с местным бюджетом. Социальные расходы сократились. В результате предприятие финансово отделилось от земли, на которой издавна стоит.
На практике избрание Хлопонина губернатором всего Красноярского края может обернуться благом для региона. Автоматически это означает окончание войны краевых властей с ФПГ. В пылу противостояния оппоненты даже договорились до того, чтобы в пику прежнему руководителю отделить сначала Таймыр от Красноярского края, потом Норильск, а затем и сам “Норникель”. Теперь вопрос так не стоит. Хлопонин, идя на губернаторские выборы, неоднократно заявлял, что позаботится об единстве края. И на самом деле отделять завод от края нет никакого смысла. Завод попросту сам оброс Красноярским краем. Север помирился с югом.
|