Операция татарских милиционеров по захвату дезертиров, бежавших из ульяновской дивизии ВДВ, завершилась большой кровью. Девять погибших. Пятеро милиционеров и четверо гражданских лиц. Бешеных "скорпионов" (такая нашивка красовалась на рукавах десантников) настигла не милицейская пуля. Один из дезертиров, Михаил Сухоруков, сначала сразил автоматной очередью своего напарника, а затем выстрелил себе в голову.
Когда штурмовики ворвались в дом, где он залег, Сухоруков был еще жив. Увидев милиционеров, умирающий "скорпион"... сложил пальцы в кукиш. Взяли?!
"Операция в Буинске прошла успешно", - заявил общественности министр внутренних дел Татарстана Асгат Сафаров. Подобный рапорт ушел и в МВД России.
Ренат Тимерзянов, первый замминистра внутренних дел Татарстана, назвал причины гибели милиционеров. Разумеется, они оказались не в просчетах руководства.
- Мы психологически не были готовы к стрельбе на поражение, - пожаловался Тимерзянов.
Память подвела генерала. Начальник ОМ "Оргсинтез" подполковник милиции Игорь Смирнов, избивавший граждан, ждет суда. Молодой человек, задержанный им по подозрению, наутро повесился. Вскрытие показало, что он был изнасилован. Генерал Тимерзянов запамятовал, как в том же Буинске два года назад выстрелил в мальчишку. Подросток всего лишь влез в больничное окно, чтобы навестить больную подругу. После выстрела генерала подросток на всю жизнь остался инвалидом. Дело, разумеется, замяли. Прокуратура Буинска не нашла состава преступления.
Как показывает череда событий, двойной бухгалтерией чины МВД владеют мастерски.
Человек, похожий на генерала
27 июля прошлого года на VIР-трассе Казань - элитные дачи случилось ЧП. Черный джип "Мерседес" на полной скорости снес в поселке Мирном два бетонных столба, перевернулся и загорелся. Первыми приехали пожарные. И первым делом оторвали у джипа госномера. Когда местные журналисты заинтересовались происшествием, начались чудеса.
Сергей Федин, сотрудник отдела пропаганды ГИБДД РТ;
- У нас ДТП не зарегистрировано. Обращайтесь в МВД.
Юрий Захаров, и.о. начальника отдела информации МВД РТ:
- Мы не уверены, что авария вообще была. Что касается министра Сафарова, то он в отпуске.
Заговор молчания объяснялся просто: в аварию угодил персональный джип шефа МВД Татарстана генерала Сафарова.
Позже, когда информация все-таки просочилась в прессу, на свет появились протокол ГИБДД N 1591 и "Заключение служебной проверки", подписанное начальником инспекции по личному составу МВД РТ подполковником Р.Д. Гатауллиным.
"Установлено, что 27 июля в 20.30 прапорщик Устенников, водитель, сотрудник группы по обслуживанию министра, следовал по улице Ново-Давлекеевская поселка Мирный на а/м "Мерседес" гос. номер Н667КА. Возле дома N 49 у а/м произошел разрыв переднего правого колеса, в результате чего она потеряла управление и совершила наезд на световую опору. Очевидцем ДТП стал сотрудник МВД РТ лейтенант внутренней службы Кукушкин НА". Документ утвержден заместителем министра А.А. Ханафеевым.
Складывалось впечатление, что от официальных документов МВД пахнет липой за версту. По сведениям Агентства федеральных расследований, свидетелем ЧП стал не только "случайный" сотрудник МВД, но практически и весь поселок. Ибо авария произошла в конце рабочего дня, когда люди возвращались с работы, посреди села. Вот что нам поведал Алексей с улицы Ново-Давлекеевской:
- Авария случилась аккурат напротив моего дома. Джип, когда завертелся, задел "Москвич". Да это нашенский, вон он стоит.
Действительно, возле дома N 9 на улице Онежской стоял синенький "Москвич-412", госномер М355МР. Бросилась в глаза свежая краска на заднем крыле. На шум вышел хозяин.
- Никаких комментариев! Мне еще учиться в техникуме.
- Хозяин джипа вас хоть не обидел?
В ответ К. сделал неопределенный жест: дескать, дураку понятно.
Если "Москвич" действительно был участником ДТП, то почему он исчез из протокола и ради чего тогда документы о ЧП вообще могли быть сфабрикованы?
Рассказывают, что когда джип загорелся, из него выскочил человек, похожий на генерала Сафарова. И исчез в неизвестном направлении еще до приезда пожарных и инспекторов ГИБДД. Министр, кстати, хоть по бумагам и был в отпуске, но в тот злополучный день принимал у себя милицейское начальство из Нижнего Новгорода.
- Для нас главное, министр тут ни при чем. А детали аварии... Знаете, как это обычно бывает: договорились полюбовно... - комментирует Фоат Зиннуров, начальник управления отдела кадров МВД РТ. А как же закон, г-н полковник?
Нищета
Еще когда ульяновские дезертиры из дивизии ВДВ шли напролом через границу Татарстана, прогремели первые выстрелы. Инспектор ГИБДД Ильнур Хайруллин, поймав попутную машину, отчаянно бросился за беглецами, не схватив с КПП даже автомат. Результат: "скорпионы" автоматной очередью скостили и его, и двух гражданских пассажиров, которых инспектор даже не высадил из машины.
В материалах служебного расследования, отправленных министру внутренних дел России Борису Грызлову, руководство МВД Татарстана умолчало о самом важном: почему так много погибших? А ответ - на поверхности: у милиционеров, преследовавших преступников, просто не хватало того, что называется "матчасть". Группа по захвату дезертиров, вооруженных автоматами, не была толком обеспечена ни оружием, ни спецтехникой, ни рациями, ни даже автомобилями! Когда "скорпионов" окружили, милиционерам для передачи сообщений в штаб пришлось бежать до ближайшей станции. В результате - еще двое погибших.
Сегодня милиция в Татарстане доведена до скотского состояния. Запах нищеты буквально висит в воздухе райотделов. Судите сами. Зарплата участковых милиционеров сегодня едва превышает... тысячу рублей. "Опера" в отделах марают бумагу на допотопных машинках. Милиционеры выезжают в патрулирование, погрузившись на "убитые", откатавшие свой век "уазики". Чиновники же в ответ лишь разводят руками: знаем, учтем при верстке бюджета. И учитывают, знаете ли.
Центральный аппарат Министерства внутренних дел сегодня напоминает настоящий дворец, с мраморной отделкой и импортным оборудованием. Включая сантехнику - она прямиком из солнечной Италии. Вокруг штаб-квартиры МВД РТ паркуются свеженькие, шикарные иномарки с милицейскими номерами и проблесковыми маячками. "Батюшки, да неужели еще и автосалон рядом с министерством открыли? - то и дело восклицают обыватели, дефилирующие напротив парка "Черное озеро". Да нет же, глупые. Просто очередное совещание высших милицейских чинов в министерстве. Серебряные "вольво", глазастые "мерседесы" самых последних воплей моды - каприз многочисленных "зам замычей" и нач. отделов министерства. Угрохали джип, говорите? Да не беда, дело поправимое. Через день-другой после аварии генерал Сафаров и впрямь подкатил к министерству на джипе еще более роскошной модели.
Недавно в редакцию казанской газеты "Жизнь" заглянул потрепанного вида старичок.
- Хочу поделиться впечатлением о нынешней ситуации в МВД, - робко начал он, - в свое время все-таки 26 лет там отработал, уволился в звании майора. Только настоящего майора. А не такого, каких сейчас в милиции больше, чем рабочих на предприятиях Казани. Говорят, такие звания здесь "куют" не отходя от компьютера. Многие из этих майоров десятилетиями сидят за одним столом, изредка бывая в низах только перед праздником. А мы получали такие звания только приказом министра СССР! Печально, что девальвация коснулась и этой области. Генералов сегодня в МВД столько, сколько их не было за всю историю послевоенного МВД. А из полковников уже можно сколачивать целый полк. Где-то я слышал или читал, что работа американского спецподразделения SWAT, аналога наших элитных частей спецназа, координируется начальником в звании... лейтенанта. Да, действительно, чем беднее страна, тем больше мишуры и помпезности.
Впрочем, я увлекся. Прибегает ко мне как-то старшая дочь, она продавщицей в маркете работает.
- Пап, - говорит, - меня на "Черное озеро" вызывают. Давай со мной, мне страшно.
Оказывается, нашли у нее водку, говорят, нет сертификата. А откуда ей знать, что директор на прилавок выставляет. Дочь ушла в отдел с длинным названием, с помощью которого у нас хотят, видимо, поить только татарстанской водкой. А я присел на тротуар. Взглядом прошелся по этажам и окнам штаб-квартиры МВД. Молодцы, хорош фасад. Одна зеркальная табличка чего стоит! И вдруг взгляд задержался на мраморной доске. Профиль знакомый. Мой министр в 70-х годах Салих Залялетдинович Япеев.
Вот и сижу у парадного подъезда грозной организации, и в голову лезут всякие мысли. Не зря, говорят, все познается в сравнении. Да, он не был ни картингистом, ни автогонщиком. Генерал-лейтенант Япеев (кстати, звание он получил как участник войны, а не через несколько месяцев после назначения) был настоящим профессионалом. Сам выезжал на места преступлений. И никаких пресс-центров не открывал, чтобы петь хвальбу: вот, мол, сам министр занимается раскрытием преступлений. При Япееве сменилось несколько секретарей обкома. И окажись он другом "семьи", новый хозяин непременно с ним расстался бы - тогда "семейных" министров не жаловали. Сейчас, говорят, не так: работают на блатных должностях сыновья и дочери бывших сокурсников и подруг. А вот у Япеева лично в нашей системе не работал никто.
...А дочери нет и нет. Уже вечереет. Бог мой, сколько у подъезда иномарок! Вот в половине седьмого подъехала "Вольво" белого цвета. Из иномарки с букетом цветов выходит мощный полковник. Да его на "уазике" бы возить! Думаю, положит цветы к мемориальной доске. Нет, вошел в здание. А следом мчится майор, неся на руках тяжелую картонную коробку. Значит, у кого-то день рождения.
Потом узнал, что этих "вольво" закупили более десятка штук. На сумму, говорили, больше всего годового бюджета министерства. Возможно ли такое? Сижу у железной ограды МВД и сам себе задаю вопросы.
Сколько иномарок имел бы Япеев, будь он сейчас жив и при должности?
Сколько коттеджей понастроили бы министру заинтересованные фирмы?
Согласился бы фронтовик Япеев с тем, что его ближайшие помощники стали тайными акционерами нефтяного и водочного бизнеса? Разрешил бы он им баловаться с цветным металлом? Стал бы он приглашать в элитный ресторан "Тимерхан" нижегородское начальство, где помимо обильной еды и выпивки было предусмотрено выступление девушек ну с очень длинными ногами? Я не могу представить генерала Япеева в суперквартире на улице Аэропортовской стоимостью 5 миллионов рублей, в которой утепленные полы грели бы тело прошедшего окопы ветерана. Не могу вообразить Мнаварю Гарифовну, его боевую спутницу жизни, раскатывающей по Казани за рулем красного "БМВ".
Невольно вспоминаю одного юмориста, который на заре перестройки сказал: "За темными стеклами прячутся темные личности".
Вот и все, пожалуй, мои размышления у парадного подъезда МВД... Подумайте, под занавес беседы резюмирует ветеран МВД, сколько бы можно было сделать для райотделов республики, если продать хотя бы одну эту самую иномарку, в которых сегодня разъезжают звезды и звездочки.
В конце лета прошлого года Борис Грызлов направил в Казань ревизоров КРУ МВД России проверить финансовые дела. Те, в свою очередь, по результатам проверок бухгалтерских учетов составили отчет о крупных финансовых нарушениях аппарата МВД РТ, который стал основой... нет, не уголовного дела в отношении генерала, а всего лишь приказа за номером 594, где министру Сафарову объявляется выговор.
Оправдания министра
Выписка из приказа N 594, подписанного министром внутренних дел России Борисом Грызловым:
"Бухгалтерский учет организован с нарушениями требований федерального закона... Допускались искажения бухгалтерской отчетности..." Что скрывается за этими канцелярскими фразами и как прореагировали местные милицейские чины на приказ? Давайте рассмотрим.
Сотрудники отдела информации МВД РТ театрально изобразили удивление:
- Быть того не может. Прошедшее на днях совещание в Нижнем для Асгата Ахметовича закончилось успешно. Начальство очень хорошо отзывалось о проделанной им работе.
Аппарат "Черного озера":
- Мы не видели никаких приказов.
Хм... Забавно. Приказ заканчивается наставлением довести его текст "до МВД, ГУВД и УВД субъектов Российской Федерации".
Быть может, сам генерал Сафаров не желает разглашения приказа N 594 даже среди собственных подчиненных? Есть что скрывать?
Когда функционеры КРУ МВД России копнули далеко не культурный слой "секретной бухгалтерии" татарского МВД, опытные профессионалы пришли в ужас. Зарытый сундук и спрятанная в нем подоплека нищеты татарстанских милиционеров таили за каждой буквой, цифрой, за каждой страницей документов что-то безумно знакомое опытному глазу профессионалов-исследователей. Сомнений не оставалось: схема, по которой ведется бухучет в МВД РТ, типична для естественных "клиентов" правоохранительных органов.
Изучение документов показало, что в период 1998-1999 годов МВД Татарстана пару раз запрашивало из республиканского бюджета дотации на погашение липовых долгов по коммунальным услугам и ГСМ. А это кругленькие суммы 13, 7 и 4, 9 миллиона рублей. Что касается шикарного "Карин Халле", скромно переименованного Сафаровым в штаб-квартиру МВД РТ, то и тут, как выяснилось, кто-то сильно нагрел руки. Стоимость строительных и отделочных материалов оказалась сильно завышенной. Фирмам-подрядчикам чиновники также переплатили крупные суммы. Около 137, 5 тысячи рублей. Но и эти, выражаясь канцелярским языком, финансовые нарушения не идут ни в какое сравнение с тем, до чего докопались ревизоры Грызлова в дальнейшем.
Выписка из приказа N 594, подписанного министром внутренних дел России Борисом Грызловым:
"При отсутствии соответствующих рапортов и заявлений сотрудников министерства... денежные средства федерального бюджета в сумме 9, 9 миллиона рублей, поступившие на выплату денежного содержания, были перечислены в коммерческий банк для последующего зачисления на лицевые счета сотрудников аппарата министерства".
Вот так! Отсюда и пресловутые задержки пенсий для семей погибших сотрудников, и банальные невыплаты зарплат. От двух до 14 месяцев, как установили посланники Грызлова.
Самое интересное, что функционеры КРУ смогли изучить лишь срез финансовых потоков, текущих из федерального бюджета. Что же касается святая святых - схем республиканской денежной подпитки МВД РТ - ревизоров КРУ МВД России к ним попросту не подпустили.
Криминальный талант
Но что это мы все о Сафарове да о Сафарове. Давайте наконец поговорим о его свите. Все-таки именно она делает короля. Тем более что повод есть. Приказ Бориса Грызлова упоминает о незаконно выделенной начальнику Управления паспортно-визовой службой МВД РТ Галине Фахрутдиновой квартиры.
Газета "Жизнь" решила отправиться по следам грызловских ревизоров и попытаться выяснить подробности применения криминального таланта Галины Фахрутдиновой на так называемом квартирном вопросе. Он Галину Фахрутдинову, кстати говоря, абсолютно никак не касался, но тем не менее...
Галина Фахрутдинова решила начать со своего отца. Сделать из него казанского "трущобника". Не беда, что он житель Нижнекамского района. Немного колдовства над соответствующими официальными бумагами (благо доступа к ним у главной паспортистки хоть отбавляй) - и в ридикюль Фахрутдиновой полез первый ордер на однокомнатную квартирку. Которую начальник УПВС МВД РТ затем благополучно продает. Далее по плану полковница решает осчастливить собственную дочь, студентку юрфака Елену. Некий Роберт К. с удовольствием женится на дочке высокопоставленного чиновника. Ну и что, что бывший зэк и неприятный запах изо рта? Главное - жилплощадь ни к черту. Трущобы! В считанные дни счастливая пара становится обладательницей ордера на двухкомнатную квартиру. Но тут моральные устои Фахрутдиновой наконец-то берут вверх. Счастью жить собственной дочери с уголовником Робертом К. мадам полковница воспротивилась. Брак расторгается. Роберт К., подобно генералу Сафарову, исчезает в неизвестном направлении. Мама решает подсластить пилюлю внезапного расставания дочери с мужем выгодным разменом квартир. Канцелярские строчки грызловского приказа повествуют: "В апреле 2000 года семья Фахрутдиновых Добровольно ухудшает жилищные условия". Результат такого ДОБРОВОЛЬНОГО ухудшения - шикарная трехкомнатная квартира, выделенная отцами города "очереднице" Фахрутдиновой, безвозмездно передается в пользование начальника УПВС МВД РТ.
Согласитесь, от приемов криминального таланта Фахрутдиновой за версту несет колючей проволокой зоны. Руководство МВД России тоже пришло к такому выводу и потому возложило на генерал-лейтенантские плечи Сафарова тяжелый крест. Возбудить в отношении главной паспортистки республики уголовное дело. Асгат Ахметович инициативу Москвы возбудить, конечно, поддержал. Хотя сам, стоило только исчезнуть из поля зрения главного милицейского ока, от всяческого возбуждения туг же отказался, постановив объявить мадам полковнице... выговор. Магия, ей-богу. Вероятно, на решение генерала Сафарова магически подействовали слова самой мадам полковницы: "Мы с тобой одной крови". Ведь Асгат Ахметович не так давно сам стал счастливым обладателем квартиры стоимостью аж 5 миллионов рублей.
Тропа войны
Борис Грызлов пунктом первым подписанного им же приказа велел объявить генералу Сафарову выговор. Борис Грызлов пунктом вторым подписанного приказа запретил утаивать его текст от глаз тех, кому предназначалось его прочитать. Сафаров все же утаил. Вернее, попытался утаить насколько смог. И зубы его заскрежетали, и достоинство его было самым подлым образом задето, едва только стоило тексту приказа просочиться на страницы казанского еженедельника. Защищать попранное достоинство генерал Сафаров решил самым банальным способом. Бросил боевой клич - судебный иск в лицо обидчиков. Клич моментально перехватил московский районный суд и скорым решением постановил оштрафовать редакцию на двадцать тысяч рублей. Осмелюсь подозревать, что все-таки имя генерала Сафарова подействовало на суд столь магически.
Гуманное правительство Татарии же, сжалившись над оскорбленным Сафаровым, повелело выплачивать ему в дополнение к официальному окладу еще по шесть тысяч рублей ежемесячно в качестве компенсации морального ущерба.
История продолжается. И сегодня, когда из высоких кабинетов МВД повеяло "ветром перемен", продолжаться так долго не может. Генерал Сафаров прекрасно знает, что, как и у любого человека в погонах, его судьба зависит от вышестоящего начальника. А министр Грызлов, в свою очередь, прекрасно знает, что коррупцию в органах внутренних дел нужно "лечить" не на уровне гаишников и участковых... Генералу Сафарову сегодня неуютно в теплом министерском кресле. Он ждет...
|