Сколько было сломано копий по поводу отмывания государственных средств, выделенных на восстановление Чечни после первой кампании! Не истерся из памяти и образ растерянного Ельцина, беспомощно разводящего руками: деньги выделили, а куда они делись, черт его знает.
Круг людей, допущенных к этой тайне, был ограничен. Но все это "подвиги" минувших дней и вездесущие журналисты давно раскопали, как, например, чуть ли не за миллион долларов "убрали" мусор возле грозненской гостиницы "Чайка", что на берегу Сунжи.
Те же опасения стали возникать у многих, когда пришел черед второй раз восстанавливать Грозный и республику в целом. А что, собственно, поменялось? Строители остались те же, схемы воровства известны и обкатаны. Другое дело, что орать о воровстве может каждый, причем громче всех кричит известно кто, а попробуй доподлинно пойми, что и как. Подступы к финансовым документам охраняют как зеницу ока. Оно и понятно - это не следы на песке, а следы преступлений. Подобраться к финансовым отчетностям и составляет основную сложность в журналистском расследовании хищений денег в Чечне.
В номере "РГ" от 12 июля этого года мы предприняли попытку разобраться в этих хитросплетениях. Тем более что правоохранительные органы стали возбуждать первые уголовные дела по фактам уже этой восстановительной кампании. От них нам и стало известно о том, что в позапрошлом и прошлом годах в израненной и измученной Чечне не были восстановлены семь школ и две больницы. Список этих объектов мы привели. Привели и цифры, более 75 миллионов рублей, украденных у государства и чеченского народа под эти объекты. Никакой официальной реакции чеченских властей на эту публикацию не последовало. Зато автору этих строк позвонил Адам Джамалуев, чья фамилия упоминалась в той публикации. Он и предоставил нам копии документов, в которых, как в зеркале, видно, как и под чьим контролем выделялись исчезнувшие деньги.
Началось все в 2000 году. К началу марта территория Чечни была уже в основном зачищена. Войска "победным маршем" прокатились вплоть до Улус-Керта. Тогда при администрации Чечни было создано УКС - управление капитального строительства, которое и должно было восстанавливать республику. Начальником УКСа, то есть главным строителем Чечни, был назначен Адам Джамалуев. Правда, почти год ушел на раскачку, и реальные деньги были выделены только в середине декабря 2000 года. Тут-то их и своровали. Основным подрядчиком, который должен был восстановить семь грозненских школ и две гудермесские больницы, стал СУ-105 из города Сальск под руководством некоего М.Еслимесова. Но, как показали очевидцы и эксперты, никаких работ на этих объектах не проводилось. Джамалуев не раз требовал от Еслимесова ускорить работы или вернуть выплаченные деньги, но ускорять было нечего. Не было восстановлено буквально "ничего". В конце концов деятельностью СУ-105 заинтересовались сотрудники ОБЭП, и директор Еслимесов с 2,5 миллиона долларов скрылся. Возникли вопросы у следователей и к руководителю УКСа Джамалуеву. Правда, если Еслимесову вынесли постановление об аресте и он был объявлен в розыск, то Джамалуева только допросили в качестве свидетеля. Сам Джамалуев убежден, что не виноват в данной ситуации.
Мы довольно долго беседовали с ним, а бесстрастный диктофон фиксировал его рассказ.
- Я принимал объемы работ и составлял отчеты, но на счете денег у меня никогда не было.
- Адам, а кто же перечислял деньги строителям из СУ-105?
- Я не переводил их. Есть юридический договор между организациями, который подписан был сначала не с моим, а с городским УКСом, созданным Гантемировым. В то время существовало фактическое двоевластие, когда Беслан был заместителем Кадырова. И так как деньги выделялись администрации Чечни, а не Гантемирову, то он издал приказ, который я обязан был исполнять, - восстанавливаемые грозненские объекты передать городскому УКСу. И лишь потом городской УКС подчинили мне, а его руководитель Хумгаев стал моим заместителем. И только тогда я стал лезть в эти документы. При этом СУ-105 уже давно работало...
- То есть ты не имел к СУ-105 никакого отношения?
- Для проверки работ я послал на объекты комиссию. Было выяснено, что СУ-105 уже освоило 18 миллионов рублей, а две больницы в Гудермесе, N 2 и N1, о которых ты писал, сначала были закреплены за организацией "Чеченгражданстрой". Имея на счету аванс 9 миллионов рублей, она почти год палец о палец не ударила, и тогда я принял решение передать эти объекты СУ-105. Это был самый большой подрядчик в республике, который мог освоить 450 миллионов рублей своего подряда.
18 марта 2000 года подрядчикам выплачивают 20 процентов аванса этой суммы в размере 76 миллионов рублей с хвостиком, а 26 марта 2001 года сокращают УКС, а меня увольняют. Я знаю эти подводные камни.
Понятно, что просто так распоряжаться огромными деньжищами простому строителю, пусть даже и главному, просто не дали бы. Ясно, что рыба гниет с головы. В этом смысле рассказ Адама Джамалуева выглядит довольно правдоподобным, если учесть, что в одном из предоставленных им документов четко указано, что деньги-то на восстановление распределяла администрация ЧР. В разнарядке за номером 1908 от 18.12. 2000 года за подписью Ахмата Кадырова указано: "На распределение денежных средств, поступивших на счет администрации Чеченской Республики по распоряжениям Правительства Российской Федерации на ремонт учреждений образования и здравоохранения 1. Администрации г.Грозного 56,530 миллиона рублей; 2. Управлению капитального строительства Чеченской Республики 85, 295 миллиона рублей; 3. Министерству образования ЧР - 26 миллионов рублей на закупку котельного оборудования для школ республики и 7 миллионов рублей на приобретение стройматериалов".
В той нашей первой публикации, кстати, было написано и про котельное оборудование. Кто не помнит или не читал, то напомним, что эти 26 миллионов рублей, выделенных министерству образования ЧР, тоже были разворованы.
Что тут можно добавить. Я смотрел на все эти документы, и мне вдруг нестерпимо захотелось по-мужски набить морду тем, кто под различными благовидными предлогами обманывает свой народ. Недавно в московской газете появилось интервью одного такого замечательного чеченского политика. Он пишет: "Деньги, предназначенные для экономики, непосредственно в республику не идут. Их распределяют на 25 министерств, госзаказчиков, которые находятся в Москве. Фактически глава республики не имеет никаких финансовых возможностей. Миллиарды рублей, предназначенные на восстановление экономики Чечни, крутятся в Москве".
Действительно, после той неудачной истории с СУ-105 под руководством вице-премьера Правительства РФ Виктора Христенко и министра по Чечне Владимира Елагина была налажена иная система строительно-восстановительных работ в республике. Думаю, еще придет время и чеченский народ скажет спасибо этим людям. А тем, кто голосит: все деньги в Чечню, мол, чеченцы сами разберутся, что и как восстанавливать, - чеченский народ вынесет со временем свой приговор.
Очень не хотелось бы наступать второй раз на те же самые грабли, но опыт первой восстановительной кампании, как теперь стало ясно, мы, к сожалению, повторили в 2000 году. Все деньги уже были в Чечне. Дай бог теперь следователям разобраться, куда же заботливые чеченские чиновники их девали. А те семь грозненских школ и две гудермесские больницы уже восстановлены, но под их восстановление в федеральной целевой программе отдельной строкой снова пришлось выделять деньги.
|