Как стало известно "Ведомостям", Юрий Лужков, его жена и коллеги по мэрии - авторы многих серьезных изобретений. "Роспатент" признал московского мэра, Елену Батурину, членов правительства Москвы Бориса Никольского и Владимира Малышкова, а также других столичных чиновников изобретателями Московской кольцевой автодороги, пчелиного улья, кулебяки, расстегая, пирожка печеного полуоткрытого и крыши стадиона "Лужники". Эксперты теряются в догадках, какие дивиденды может принести мэру его талант изобретателя.
Патент на МКАД был выдан "Роспатентом" 31 августа 1999 г. (в том году Лужков получил и остальные патенты, о которых речь пойдет ниже) и имеет номер 2135670. Авторами изобретения под названием "Транспортный комплекс мегаполиса и способ регулирования и разгрузки пассажирских и грузовых потоков транспортного комплекса мегаполиса" названы Юрий Лужков, его зам по инфраструктуре Борис Никольский, глава корпорации "Трансстрой" Владимир Брежнев и работавший несколько лет назад в "Роспатенте" Николай Селиванов. Сам патент представляет собой 22-страничный документ из 25 пунктов, в каждом из которых описываются наиболее сложные ноу-хау, примененные при строительстве дороги.
Например, п. 1 патента гласит: "[Патентуется] транспортный комплекс. .. отличающийся тем, что [он] выполнен не менее чем с двумя кольцевыми автомагистралями, по крайней мере внешняя из которых, расположенная в периферийной зоне мегаполиса, содержит не менее 0,45 - 0,48 ед. на км пересечений с другими автодорогами комплекса, из которых не менее 22% составляют пересечения с автомагистралями, соединяющими мегаполис с другими мегаполисами".
В других пунктах документа патентуются такие принадлежащие Лужкову и Никольскому научные открытия, как пятиполосное движение, трех- и четырехуровневые транспортные развязки, "рядом расположенные мосты под пять полос однонаправленного движения каждый, один из которых вновь построенный" и "путепровод, расположенный под углом 70 градусов по отношению к железнодорожной магистрали" (в другом пункте за ноу-хау выдается 90-градусный угол пересечения железной дороги).
"Я много видел откровенного бреда, выходящего из "Роспатента", однако этот документ просто чемпионский, - говорит один из сотрудников "Роспатента", пожелавший остаться неназванным. - Все эти пункты не имеют ничего общего с понятием изобретения, потому что нельзя патентовать организационные решения, патентуется только наука". Эксперт обращает внимание на то, что патент был выдан московскому мэру и его коллегам уже через полгода после подачи заявки. Обычный срок, за который патентуются изобретения, - 1,5 - 2 года. Гендиректор "Роспатента" Александр Корчагин от комментариев отказался.
Официальный представитель московской мэрии Галина Сугак сказала "Ведомостям", что Юрий Лужков находится в отпуске, а Борис Никольский посоветовал обратиться к главе корпорации "Трансстрой" Владимиру Брежневу. Ассистент Брежнева Владимир Стрельников сообщил, что "все материалы в "Роспатент" готовил [начальник научно-технического управления "Трансстроя" Владимир] Пыхтин". Тот на вопрос "Ведомостей", зачем понадобилось патентовать МКАД, ответил буквально следующее: "Зачем вообще патентуют изобретения? Застраховать, чтобы разработки не использовались беспредельно кем попало".
Эксперты в области патентного права подтверждают, что теоретически такое изобретение, как МКАД, может принести изобретателю доход. "Согласно патентному закону, если кому-то придет в голову строить пятиполосную дорогу или такую же развязку, как на МКАД, ему теперь придется по крайней мере спрашивать разрешения у обладателя патента, - говорит начальник отдела Исследовательского центра частного права Виктор Дозорцев. - А уж выдаст он его бесплатно или продаст, зависит от воли изобретателя".
Более экзотический вариант использования патента на МКАД предложил руководитель крупной консалтинговой компании: "Платные дороги в России появятся в ближайшие годы. Когда будет создано АО "МКАД", Юрий Михайлович с друзьями могли бы внести в его уставный капитал патент и получить в АО приличную долю".
Так или иначе дорожное строительство - не единственная сфера интересов изобретателя Лужкова, как известно, химика по образованию. В распоряжении "Ведомостей" оказались копии выданных мэру, его супруге и руководителю московского Департамента продресурсов Владимиру Малышкову патентных свидетельств на некоторые кулинарные "открытия". Такие плоды научных разработок, как расстегай (три варианта) , пирожок печеный полуоткрытый (два варианта) и кулебяка (два варианта) , продаются в патронируемой мэрией сети "Русское бистро".
Каждый из "промышленных образцов" подробно описан в свидетельствах. Расстегай, например, "характеризуется композиционным построением в виде вытянутой объемной фигуры с плоским овальным основанием и выпуклой верхней поверхностью, на середине которой имеются продольные рельефы слева и справа от приоткрытой центральной части". А один из вариантов этого самого расстегая "отличается проработкой рельефов, выполненных в виде защипов с равным шагом расположения и плавными переходами, организующими "косичку".
У юристов есть лишь одно предположение, зачем Лужкову патенты на пирожки. "Раз эти изделия производятся и продаются "Русским бистро", в котором у Юрия Михайловича, как известно, нет пакета акций, то теоретически патентообладатель может получать авторские [выплаты] с того, кто пользуется его изобретением, - говорит адвокат Александр Добровинский. - Впрочем, я не исключаю, что Юрий Михайлович передал право использования своего изобретения даром".
"Ведомостям" не удалось выяснить, платит ли московскому мэру авторские "Русское бистро". Не удалось и найти ответ на вопрос, получают ли какие-нибудь деньги Лужков и глава стадиона "Лужники" Владимир Алешин в качестве изобретателей "покрытия стержневой конструкции куполообразной формы с центральным отверстием", установленного над стадионом. А вот улей особой конструкции, изобретателем которого Лужков является в составе авторского коллектива из Московского института теплотехники, наверняка полезен мэру и без всяких авторских отчислений: известно, что градоначальник разводит пчел.
|