В ноябрьскую ночь 1998 года в Тайваньском проливе на борт китайского сухогруза "Чунг сон", доставлявшего шлак для доменной печи из Шанхая в Малайзию, поднялись люди в форме таможенников. Под угрозой оружия "таможенники" связали всех членов команды, а через десять дней прикончили пленников и выбросили 23 тела за борт. Позднее рыбакам в сети попадались отрубленные головы моряков.
Вот такую душераздирающую историю поведала газета "Саут чайна морнинг пост". Эта массовое убийство, пишет немецкий еженедельник "Шпигель", вызвало бурную дискуссию о безопасности мореплавания, которая разгоралась все сильнее с каждым новым сообщением о нападениях на суда. В прошлом году Международное морское бюро, организация банков, страховых и судоходных компаний в Лондоне, зарегистрировало 469 пиратских вылазок, что на 56 процентов больше, чем в предыдущем году. Истинная же цифра может быть втрое большей: многие капитаны не сообщают об инцидентах во избежание бумажной волокиты и простоя судна, урон от которого может доходить до 25 тысяч долларов. Примерный ущерб от морских разбойников составляет около трех миллиардов долларов в год.
В нынешнем году число пиратских нападений, кажется, идет на рекорд. За первые пять месяцев их уже совершено 165.
Капитанов и судовладельцев беспокоит не только расцвет казалось бы вымершего бандитского промысла, но и растущая жестокость при захвате судов, не уступающая варварству флибустьеров давних времен. В прошлом году пираты убили 77 человек. Кстати, в арсеналах международных банд современных пиратов наряду с финками и мачете появляются "калашниковы" и даже минометы.
Один из наиболее жестоких пиратов Алиаса Бунгалос выходит на охоту в водах Южных Филиппин под кличкой командир Алекс. Это вам не Джон Сильвер с деревянной культей и повязкой на глазу - с виду настоящий джентльмен. В его распоряжении целое войско островитян, которые грабят разные суда, но при этом еще специализируются на похищении людей.
Большую угрозу представляют и мафиозные банды, которые тщательно выбирают свои жертвы. Как правило, они захватывают судно, команду либо ссаживают в море, либо просто убивают, переименовывают корабль, продают груз в ближайшем порту и под новым флагом предлагают свои услуги по транспортировке новых грузов, которые тоже бесследно исчезают. Нередко после продажи груза пираты пускают судно в "свободное плавание". Этой формой организованной преступности на морях, предполагает "Шпигель", зачастую руководят махинаторы в Гонконге или Шанхае. Об этих людях полиция знает очень мало. Все попытки выйти на заказчика до сих пор оказывались безуспешными.
В целом борьба с пиратством сильно затруднена. К примеру, боевые корабли не имеют права в чужих территориальных водах приходить на помощь судам, подвергшимся нападению. Сами пираты ловко используют закон, запрещающий преследователю входить в воды другого государства, где укрываются хитроумные пираты. Таких правовых закорючек много. И тем не менее Международное морское бюро делает все возможное, чтобы обезопасить океанские пути: призывает быть бдительнее береговую охрану, от судовладельцев требует принятия превентивных мер, например оснащения судов телеконтролем, инфракрасными камерами или пропускания по релингам электротока. И пока все это и другое не будет сделано, пираты будут чувствовать себя хозяевами на морях.
|