Уникальную находку сделали в среду оперативники Главного управления по борьбе с оргпреступностью и их коллеги из подмосковного УБОПа и ФСБ в Чеховском районе Московской области. В ангарах, принадлежащих закрытому акционерному обществу “НПЦ Конверсия”, без всякой охраны располагались несколько единиц боевой техники, в том числе боевой танк!
Это уже не первый случай обнаружения “крупногабаритного” оружия в столичном регионе. Например, в марте в Сергиево-Посадском районе у чересчур прытких коммерсантов изъяли четыре авиапушки и пулемет “Шкас”. Но с танками оперативники до сих пор не сталкивались.
Как сообщили “МК” в ГУБОПе, несколько дней назад детективам стало известно о том, что в окрестностях Чехова некая преступная группировка террористической направленности активно интересуется боеприпасами. Злодеи искали выходы на тех, кто мог бы продать им оружие и бронетехнику. В поисках возможных компаньонов бандитов сыщики посетили “НПЦ Конверсия”, где обнаружили танк “Т-72”, обтянутый камуфляжной сеткой, два комплекса реактивных установок залпового огня “Смерч”, 4 гусеничных тягача, а также более 70 боеприпасов — реактивных и артиллерийских. Все это хранилось прямо на территории объекта. Что-то хозяевам удалось закатить в ангар, остальное красовалось прямо под открытым небом.
Опасные находки обследовали сотрудники подмосковного антимафиозного ведомства в сопровождении собровцев. С первого взгляда опытные силовики определили — техника боеспособна и находится в прекрасном состоянии, никаких внешних повреждений не наблюдалось. Правда, пушка танка была, что называется, законсервирована, но специалисту потребовалось бы лишь полчаса на подготовку к бою. Два из четырех гусеничных тягачей при желании можно было бы снабдить пулеметами, и они тоже смогли бы стрелять. Часть боеприпасов годилась для боевых действий, а другие — лишь муляжи.
Сотрудники фирмы, дававшие объяснения, заявили, что ремонт ведется по приказу Министерства обороны, но не смогли предъявить никаких подтверждающих документов. Да и вообще, такие заказы выполняются на специализированных предприятиях. Вчера весь день сотрудники ГУБОПа провели в НПЦ, выясняя, имели ли право работники “Конверсии” хранить у себя танки и реактивные установки.
Вообще, танк “Т-72” почти тридцать лет стоит на вооружении в нашей армии и тем не менее остается самой массовой боевой машиной в бронетанковых частях. Эта машина слабо подвержена воздействию радиации, имеет систему 902Б “Туча” для постановки дымовых завес, быстродействующее противопожарное оборудование, она надежно защищена от напалма.
Боевая масса танка — 44,5 тонны. У гладкоствольной 125-мм пушки имеется боекомплект в 45 выстрелов. Ракета 9М119 направляется по лучу лазера и способна поражать цели на расстоянии до четырехсот метров всего за 12 секунд. Кроме пушки и управляемого вооружения на “Т-72” установлены два пулемета калибром 7,62 мм и 12,7 мм. Несмотря на солидный вес, этот танк способен развивать скорость до 60 км/ч, запас его хода по шоссе — полтысячи километров. Управляет “семьдесятдвойкой” экипаж из трех человек.
Боевые и маневренные возможности “Т-72” ценили еще в советские времена (его, в частности, поставляли во все страны Варшавского договора). Танк до сих пор стоит на вооружении в Индии, Ираке, Сирии, Ливии, Кувейте, Алжире.
Очень серьезную силу представляет и “внучка” знаменитой “катюши” — реактивная система залпового огня (РСЗО) “Смерч”. По мнению специалистов, она не имеет аналогов в мире. В первую очередь это касается применяемой на “Смерче” коррекции полета вращающегося реактивного снаряда. Когда систему установили на машине, в два раза увеличилась точность попаданий и в три раза — кучность стрельбы. Только один залп из “Смерча” накрывает площадь 62 гектара на расстоянии до 70 километров. Для примера: чтобы гарантированно поразить из РСЗО роту, потребуется не более 16 ракет, батарею или взвод артиллерии — 44, центр управления войсками — 35. Реактивная система производит залп из 12 пусковых труб.
На вопрос, как такие “игрушки” оказались в руках коммерсантов, в Главном автобронетанковом управлении Минобороны только разводят руками. Сведений, что боевая техника исчезла с баз хранения или из воинских частей, в ГАБТУ не поступало. Что, впрочем, не исключает и хищения. В свое время в Западной группе войск бронемашины толкали налево десятками. Воровство на армейских складах процветает и сегодня. Правда, о хищении танков и реактивных систем пока не было слышно, но, как говорится, лиха беда начало...
Что касается возможной продажи боевой техники по официальным каналам — есть список предприятий, которым это разрешено делать, имеется и перечень ведомств-заказчиков. Отправка нашей техники за рубеж тоже регламентирована специальными договорами о военно-техническом сотрудничестве. Поэтому версия о возможной отправке коммерсантам танка и реактивных систем прямо с заводов ВПК сомнительна.
Устаревшую технику, выработавшую сроки эксплуатации, в принципе передают в гражданские ведомства: например для установки на постамент или в музей. На Дальнем Востоке один бизнесмен умудрился приобрести в воинской части старенький бронетранспортер. Но в любом случае перед отправкой с бронемашин обязательно снимают вооружение и специальную аппаратуру: использовать после этого танк или БТР по основному предназначению просто невозможно.
|