Одним из дополнительных аргументов в пользу этого стал телефонный звонок, поступивший конкурсному управляющему
"УНГС-Город" Виктору Кужелеву после размещения в "Д" объявления о розыске картины с обещанием вознагражде-ния 100 тыс. рублей за информацию о ее место-нахождении. Конкурсный управляющий воздержался назвать корреспонденту
"Д" фамилию звонившего, однако, начав обзванивать людей, так или иначе вовле-ченных в судьбу картины, "Д" удалось выйти на нужный след.
Молчит, ничего не говорит...
Первым в нашем опросном списке стоял, конечно, главный федеральный инспектор по УР Сергей Чикуров. Именно в бытность Чикурова генеральным директором "УНГС-Город" "Мадонна с младенцем" была приобретена этой организацией и постав-лена на баланс. Когда же Чикуров в 1999 году сменил место работы, перейдя на государственную службу, картина вдруг канула в небытие.
Наши попытки лично встретиться с Сергеем Витальевичем потерпели неудачу. Тем не менее через секретаря в приемной ГФИ мы все-таки задали Сергею Виталье-вичу главный вопрос: что произошло с картиной в сентябре 1999 года и какова ее дальнейшая судьба? К сожалению, г-н Чикуров так и не дал нам никакого ответа, погрузившись в молчание.
"Молчит, ничего не говорит, - с грустью в голосе сказала нам секретарь во время нашей повторной попытки дозвониться, - но он в курсе..."
Злополучная комиссия
Отметив про себя, что Чикуров "в курсе",
мы обратились к другим участникам этой драмы. Напомним, что картина "Мадонна с младенцем" была списана с баланса предприятия как пришедшая "в негодность во время ремонта помещения". Акт о списании подписала комиссия в составе начальника административно-хозяйствен-ного отдела Николая Русских, бухгалтера Ирины Смоголюк и секретаря-референта Татьяны Тверитневой. Нам удалось связаться с каждым из них, но результаты
бесед оказались просто удручающими.
Секретарь-референт ответила, что,
"честно говоря, вообще не знает, о чем идет речь", и никакую картину она не помнит. Начальник административно-хозяйственного отдела сказал буквально следующее: "Мне акт давали, я подписывал. А саму картину не видел". Бухгалтер же не смогла вспомнить своего участия в списании картины, хотя и припомнила, что однажды видела какую-то картину в кабинете генерального директора Чикурова.
История с этой виртуально исчезающей и появляющейся, как в рассказах Борхеса, картиной стала приобретать почти мистический характер.
Увы, никто из членов комиссии не изъявил желания проверить подлинность своей подписи в акте о списании картины.
Но даже если подписи настоящие, трудно себе представить, чтобы три человека коллективно провели экспертизу состояния
произведения искусства стоимостью в 27 тысяч долларов, также коллективно и напрочь забыли об этом спустя всего лишь три года. Часто ли обычных граждан просят поучаствовать в оценке состояния полотна XVII века? Настолько ли это ординарное событие, чтобы легко исчезнуть из памяти, не оставив в ней никакого следа?
Загадочный автограф
Если подписи членов комиссии неподдель-ные, то можно предположить, что вся процедура списания "Мадонны с младенцем"
свелась к проставлению этими людьми своих автографов, "где велели". Подписи могли быть поставлены или в уже готовом документе или просто на чистом бланке, который заполнили позже. Работники предприятия, скорее всего, даже не догадывались, что при их невольном пособничестве с баланса предприятия исчезают вовсе не израсходованные канцелярские принадлежности, а дорого-стоящая антикварная вещь.
Но если это так, то возникает вопрос, кто тот человек, что непосредственно организовал всю эту аферу с незаконным списанием ценного имущества предприя-тия? В поисках ответа взгляд логично скользит с нижней части документа (где располагаются подписи "членов комиссии")
в его верхний правый угол. Здесь под визой "Утверждаю" тем же почерком, которым заполнен весь акт о списании, выведена фамилия и инициалы человека, сменившего Чикурова на посту генераль-ного директора "УНГС-Город": "Ю.И. Белоцерковский". Однако самое заме-чательное состоит в том, что, когда мы связались с ним по телефону, Юрий Белоцерковский категорически отверг всякую вероятность наличия его подписи в данном документе. При сравнении имевшихся в распоряжении редакции образцов росписей Белоцерковского с автографом на злополучном акте стало очевидно, что подпись на документе, действительно, поставил кто-то другой.
Звонок в редакцию
Пока "Д" опрашивал всех причастных к списанию картины, в редакцию неожиданно поступил весьма любопытный звонок. В разговоре с главным редактором звонивший
представился Леонидом Германовичем Кимом. Он заявил, что разговаривал на днях по телефону с подавшим объявление о розыске картины Кужелевым и считает, что у того нет никаких денег на вознаграждение. На вопрос редактора, действительно ли картина существует, Леонид Ким ответил словами: "А куда она могла деться-то?" Напоминание об акте на списание "Мадонны" в связи с тем, что она "пришла в негодность в резуль-тате ремонта", звонившего нисколько не смутило. "Ну, пусть, я ведь сейчас не об этом говорю...".
Тут, наверное, следует сказать, кто такой г-н Ким. Фамилия бывшего замести-теля генерального директора "УНГС-Город" и близкого партнера Чикурова по многим его делам - Леонида Германовича Кима в свое время уже фигурировала на страницах "Д". В частности, еще три года назад он упоминался в связи с инцидентом на стекольном заводе
"Факел", когда, по свидетельству очевидцев, Ким даже выхватывал пистолет,
видимо, для острастки местных рабочих.
После ухода Чикурова на работу в прави-тельство из "УНГС-Город" Леонид Ким продолжал оставаться там на посту заместителя генерального директора. При этом на предприятии возникла ненормаль-ная ситуация, когда некоторые решения принимались заместителем вразрез с решениями действующего руководителя предприятия.
После звонка этого колоритного персо-нажа возникла мысль, а не сличить ли подписи Кима с "неизвестным" автографом в акте о списании "Мадонны с младенцем".
Это было попадание в "десятку" - росписи
оказались абсолютно идентичными!
Все сходится
Оставим сейчас в стороне саму закон-ность подписания Леонидом Кимом финансового документа, прикрываясь фамилией другого человека. Важно другое.
Теперь становится понятным, на чем базируется его уверенность в том, что "Мадонна с младенцем" существует в реальности, а не была уничтожена в ходе ремонта помещения. Кому, как не ему, главному "подписанту", знать всю правду. Важнейший вопрос, который сейчас требует ответа: для кого старался в сентябре 1999 года Ким? И где сегодня находится "Мадонна с младенцем", информацию о которой Ким намеревался продать за 100 тысяч рублей? Вопросы еще остаются, но приведенные факты говорят о том, что исчезновение картины ХVII века все более начинает походить на кражу...
(Продолжение следует)
|