За последние несколько лет Красноярск заметно преобразился. Город развивается, хорошеет, появляются современные здания, городские символы, памятники и скульптурные ансамбли. Радуются жители краевого центра, удивляются туристы и нахваливают заботливого мэра. И как ему это все удается? Очень просто.
Спускаясь по улице Андрея Дубенского на Стрелку, невольно обращаешь внимание на памятник основателю города. Установленный относительно недавно - в 1997 году - он стал неотъемлемой частью столицы Красноярского края. Символом храбрости, воли и трудолюбия сибиряков. Без малого четырехметровый бронзовый Дубенской обладает притягательной положительной энергетикой, словно владеет какой-то непостижимой для нас тайной. Хотя, быть может, это только романтика. А вот тайна за созданием памятника действительно кроется. То, о чем рассказал его создатель, скульптор, член Союза Художников России Владимир Васильевич Гирич, как-то не укладывается в голове.
Работай, мастер, оплатим сполна.
Владимир Гирич — человек творческий, поэтому, увлекшись срочным заказом, не подумал о том, чтобы подписать соответствующий договор. Он привык верить властям. А как не поверить, когда сам мэр Петр Пимашков и глава Советского района Иван Девяткин говорят, что работа будет оплачена. Тем более, памятник захотели установить ко Дню города и чемпионату мира по вольной борьбе имени Ивана Ярыгина.
Разговоры об этом памятнике велись еще при Валерии Зубове. В 1991 году создали представительную комиссию из десяти человек, куда вошли заслуженные архитекторы, представители районной, городской и краевой власти. В 1995 году официально объявили о создании знаковой скульптуры, в банке открыли специальный счет. Владимир Гирич уже тогда делал первые наброски эскизов.
За полгода до чемпионата мира вопрос встал ребром, и, хотя времени оставалось катастрофически мало, Владимир Васильевич взялся за дело. Работал без отдыха, в пожарном темпе, спал по два часа в сутки. В комиссии из десяти эскизов выбрали самый лучший, и, по словам Гирича, Иван Девяткин заявил во всеуслышанье, что финансировать мероприятие будет администрация Советского района. Петр Иванович Пимашков, вдохновленный значимостью проекта, приезжал в мастерскую, смотрел на работу творца и тоже обещал "не обидеть".
Для ускорения процесса скульптор взял в помощники подсобных рабочих. И, не дожидаясь обещанных финансов, начал ваять из собственной глины, что называется, на подножном корму. Смету авторского вознаграждения, исходя из типовых расценок, представил главе района Девяткину. Сумма сравнительно скромная.
Техническую сторону дела оплачивали отдельно. Также отдельно получали зарплату подсобные рабочие за изготовление каркаса, форматорские работы. Правда, не оплачивалось использование мастерской, свет, вода, отопление и аренда, но Владимиру Васильевичу думать об этом было некогда.
Дубенской - не пушка, мэрская игрушка.
Сначала он сделал памятник в гипсе, его установили, отметили это дело с помпой. Потом мастера стали уговаривать изготовить вариант в бронзе, не снимая с постамента гипсовую фигуру. Якобы чтобы не будоражить общественное мнение. Пришлось, фактически, делать один памятник два раза. Во втором варианте Дубенской стал выше и красивее. Кстати, теперь гонорар Гиричу пообещали выплатить после того, как на пьедестал взойдет не гипсовый, а бронзовый Дубенской.
С тех пор памятник радует глаз. Это вам не пушка, ежедневно дребезжащая по окнам жителей Центрального района, включающая автомобильные сигнализации и пугающая маленьких спящих детей. Это произведение искусства. Все рады, все довольны. Только вот Гирич так и не получил причитающихся денег за выполненную работу. Он обращался с этим "пошлым" вопросом во все инстанции. К главе района Девяткину, к главному архитектору Красноярска Меркулову (ныне уже не занимающему этой должности) и к мэру Пимашкову. Из администрации Советского района пришел ответ о том, что Советским районом эта работа не финансировалась и не оплачивалась. Мэр так ничего и не ответил. А Меркулов ответил следующим образом.
Оказывается, стройка была народной. Спонсоры дали денег, рабочие возвели кирпичную кладку и закатали асфальт, а скульптор создал фигуру основателя города. Ленточку разрезал мэр. Получается, что все постарались в силу своих возможностей, и никто никому ничего не должен. Экс-главный архитектор Меркулов также утверждает, что Владимиру Гиричу работу "оплатили" материалами, да еще в трехразовом размере.
У Гирича своя точка зрения. Он, как человек творческий, многого не понимает и задает вопросы не по теме. Например, его волнует, куда улетучилось шесть с половиной тонн бронзы. Поскольку "на строительство памятника было выделено двенадцать тонн цветного металла, а реально потратили шесть с половиной, где остаток?".
— На открытии памятника объявили, что только одна строительная фирма перечислила двести тысяч спонсорских долларов. Это такая огромная сумма, что я не представляю, куда могли ее деть. Там одна кирпичная кладка, асфальт. А спонсоров было более двадцати юридических и физических лиц. Значит, прошли очень большие деньги! — удивляется Владимир Васильевич.
Сейчас тайной того, куда они "прошли", занимаются депутаты Законодательного Собрания, но то, что деньги прошли мимо Гирича - факт. Кстати, и подсобные рабочие жаловались, что им заплатили не всю сумму. Говоря современным языком, кинули.
Случившееся можно было бы назвать досадным недоразумением, стечением обстоятельств, судьбой и как хотите еще, если бы случай не был показательным. В Красноярске уже два года прозябает без холодной и горячей воды единственный в России прекрасный скульптурный городок с мастерскими. Построили его еще в эпоху монументальной пропаганды, при старом режиме. Водоканал "обрезал" воду ведущим сибирским скульпторам. Той самой творческой элите, о которой так много говорит мэр Пимашков.
В таких условиях нет возможности отформовать работу, гипс замешать, глину развести. Мертвый городок. Профессионалам связали руки. "А в это время, - говорит от лица своих коллег Владимир Гирич, - в городе делается много работ, которые проходят мимо нашего Союза художников - фонтаны, пингвины какие-то, странные вещи".
Вот такая история. Кстати, высказываниями нашего скульптора, чье творение переживет не одно поколение чиновников, очень недовольны Девяткин с Меркуловым. Они подали в суд иск по факту оскорбления их личности. У них ведь и личность есть.
|