Два дня на Охотном Ряду шли споры - снимать или нет депутатскую неприкосновенность с Владимира Головлева в связи с представлением генпрокурора. Обо всем этом более чем широко говорилось в средствах массовой информации. И одновременно в редакции нашей газеты раздавалось немало телефонных звонков читателей, которые задавали вопрос: "А из-за чего весь этот сыр-бор? Какие конкретные претензии предъявляет прокуратура народному избраннику, в чем он виноват?"
Основываясь на конкретном документе Генпрокуратуры, постараемся разъяснить суть дела.
"Прокуратурой Челябинской области расследуется уголовное дело о хищении путем злоупотребления служебным положением руководителями Фонда имущества области 22 млрд. рублей, полученных от приватизации и подлежащих перечислению в бюджеты различных уровней..." - такими словами начинается официальное представление Генеральной прокуратуры о даче согласия Госдумы на привлечение к уголовной ответственности, заключение под стражу и проведение обысков в отношении депутата Владимира Головлева. И далее расшифровывается, что еще в августе 1995 года на продажу был выставлен пакет акций АО "Магнитогорский металлургический комбинат". И вырученные за них 22 миллиарда рублей вместо того, чтобы быть перечисленными в бюджет, оказались в ЗАО "Банк содействия приватизации". А Владимир Головлев был в то время не только депутатом Госдумы, но и входил в совет директоров этого банка. И, как говорится в документе, "впоследствии по его указанию выведенные из бюджета деньги банк выдал различным лицам в виде заведомо невозвратных кредитов".
Однако это еще далеко не все, В ходе следствия по этому делу установлены и другие факты хищения. Так, например, в 1992 году была разработана программа приватизации в Челябинской области. Для того чтобы поддержать малоимущие слои населения, местный Малый совет принял решение передать 10 процентов акций предприятий областной собственности в создаваемый инвестиционный фонд. В качестве учредителя АОЗТ "Челябинский областной специализированный инвестиционный фонд" (ЧОСИФ) выступил региональный комитет по управлению государственным имуществом (КУГИ). Последний в то время возглавлял не кто иной, как Владимир Головлев, который одновременно был и заместителем главы областной администрации.
Создание фонда, как отмечается в документе, прошло с нарушением установленного порядка. И появился он во многом благодаря энергичному давлению В, Головлева, На должность управляющего АОЗТ был избран некто А. Дудин, работавший в то время под его непосредственным руководством. В конце 1993 года АОЗТ меняет название на "Челябинскую инвестиционную компанию" (ЧОИК).
Как считают следователи, благодаря своей должности В. Головлев имел возможность влиять на процесс приватизации, проводимой в области.
"Путем обмана и злоупотребления доверием он вынудил руководителей 89 предприятий передать в собственность АОЗТ "ЧОСИФ" ("ЧОИК") от 10 до 20 процентов акций каждого предприятия. Утверждение планов этих предприятий Головлев В.И. ставил в прямую зависимость от передачи в АОЗТ "ЧОСИФ" ("ЧОИК") определенной части имущества, в результате чего оно получило акции предприятий области на общую сумму 357 млн. рублей. Дальнейшее накопление капитала указанного акционерного общества осуществлялось на основе решения Малого совета Челябинской области, согласно которому предприятия областной собственности должны были передать в фонд этого общества 10 процентов своих акций. Их номинальная стоимость составила 694 млн. рублей" - так гласят документальные строчки из представления Генпрокуратуры.
Правомерен вопрос: если фонд предусматривал оказывать помощь малоимущим, то что же плохого в привлечении средств? Ведь чем их больше, тем и помощь солиднее. Но следователи констатируют, что, "не ставя в известность акционеров 89 предприятий области, Головлев В.И. подписал распоряжение о приватизации АОЗТ "ЧОСИФ" ("ЧОИК"). Достоверно зная о том, что оно не соответствует законодательству о приватизации, действовавшему на тот период времени". Кстати, приватизировать было что. Ревизоры оценили стоимость собственности, незаконно переданной в АОЗТ, в 2 триллиона 650 миллиардов рублей.
Но наряду с этим акционерным обществом В, Головлев создает еще один специализированный инвестиционный фонд социальной защиты населения - АООТ "ЧИФСЗНО". Сюда потекли ваучеры от населения. В период с 1993-го по 1994 год их поступило более полумиллиона от почти 290 тысяч жителей области. Куда дальше шли ваучеры? На приобретение акций на чековых и денежных аукционах. Ревизоры оценили собственность "ЧИФСЗНО" в 1 триллион 200 миллиардов рублей. Но, свидетельствует прокурорский документ, "лица, сдавшие ваучеры в обмен на акции этого общества, каких-либо дивидентов от него не получили".
А куда все же уходили эти и другие деньги? Следователи также задались этим вопросом и вот как отвечают: "...часть денежных средств израсходована на строительство в Одинцовском районе Московской области двух двухквартирных коттеджей для Головлева В. И. и других лиц и одного одноквартирного - для Дудина А.Е. Общая стоимость строительства всех коттеджей оценивается в 2 млн. долларов США, не считая стоимости мебели и аппаратуры.
Часть похищенных государственных средств и средств акционеров АООТ "ЧИФСЗНО" использована для финансирования предвыборных кампаний Головлева В.И. при избрании его депутатом Государственной Думы Российской Федерации в 1993-м и 1995 годах, а также его выборной кампании при избрании главы администрации Челябинской области в декабре 1996 года.
На предвыборную кампанию 1995 года Головлевым В.И. истрачено свыше 3 млрд. рублей, полученных АООТ "ЧОСИФ" ("ЧОИК") от реализации незаконно проданного пакета акций ОАО "Кыштымский медеэлектролитный завод". В финансовом отчете, представленном им в избирательную комиссию, указана сумма в размере 97 млн. рублей".
Насколько верны, точны эти цифры - мы не, знаем. Еще раз подчеркнем: все приведенные примеры взяты из официального представления Генпрокуратуры в Государственную Думу. Сейчас, когда нижняя палата после двухдневного непростого обсуждения все же ограниченно лишила Владимира Головлева депутатской неприкосновенности, кое-что может проясниться в ином свете. Тем более что и сам парламентарий публично заявил, что не собирается никуда убегать и готов ответить на любые вопросы следователей, чтобы расставить все точки в этом деле. Но последнюю все же может поставить только суд.
Сегодня же на основе уже полученных Генпрокуратурой фактов доказательств депутату В. Головлеву предъявляются обвинения в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 СТ.147 и ч.2 СТ.170 УК РСФСР (мошенничество и злоупотребление служебным положением). Санкция данной статьи предусматривает наказание до десяти лет лишения свободы.
|