Почти полвека стратегически важные полезные ископаемые добывались непосредственно из-под Березников.
Для того, чтобы теперь уберечь город от разрушения, у калийщиков в запасе осталось не более 8 лет
Затраты на закладку выработанных шахтных пустот и добычу калийных солей вполне сопоставимы. Разница между двумя этими процессами, по большому счету, заключается лишь в том, что добыча калия и сопутствующих ему полезных ископаемых приносит баснословные прибыли, а ведение закладочных работ (там, где добыча уже прекращена) эти прибыли почти так же баснословно снижает. И ничего с этим не поделать. Выработанные шахты необходимо заполнять - отработанной рудой, солеотходами калийного производства, несмотря ни на что. Иначе город Березники может уйти под землю.
Особенно остро эта проблема стоит перед АО "Уралкалий", поскольку значительная часть крупного промышленного центра Верхнекамья расположена как раз над шахтными пустотами Березниковского калийного производственного рудоуправления №1.
Добыча калийно-магниевых солей ведется на этом руднике с 1944 года. О том, что выработанные шахты следует заполнять, более-менее серьезно начали думать только в 70-х годах. С 90-х годов в этих местах начали регистрировать проявления техногенных землетрясений (от 3 до 5 баллов по шкале Рихтера). В зоне разрушений проживает сегодня более 36 тыс. березниковцев. Это - не считая расположенных здесь же ряда химически опасных промышленных производств, последствия аварий из-за провалов земной коры на которых непредсказуемы.
В период "развитого социализма" закладочные работы велись, но финансировались они государством по пресловутому "остаточному принципу". В результате накопление выработанных пустот достигло критических значений. Закладка этих пустот - единственный способ предотвратить надвигающуюся катастрофу. Время работает против людей.
По первоначальным оценкам, пустоты под городом планировалось заложить к 2017 году (нормативные сроки отставания закладочных работ от времени отработки оценивались в 15-20 лет). Однако резко возросшая вероятность техногенных землетрясений вынудила пересмотреть эти сроки в сторону их сокращения до 6-7 лет. Обеспечить новые, ускоренные темпы проведения закладочных работ можно только при условии увеличения финансовой поддержки со стороны бюджета.
С 1999 года на Первом руднике "Уралкалия" ежегодно закладывается 4 млн т. По расчетам, эти объемы необходимо выдерживать до полного погашения пустот под Березниками. Так, только в 2001 году на эти цели планируется потратить более 247 млн рублей, из них по 50 млн рублей - средства бюджетов Пермской области и Березников, остальное (147 млн рублей) - собственные средства АО "Уралкалий".
Очень показательна динамика расходов предприятия и бюджетов по финансированию закладочных работ. Так, начиная с 1998 года, расходы "Уралкалия" последовательно возрастают, расходы областного бюджета и бюджета города Березники стремительно снижаются (в 2001 году они составили по 6,9% от общего объема), расходы федерального бюджета... равны 0.
Сегодня "Уралкалий" буквально зарывает под землю собственные миллионы. Здесь следует напомнить, что в масштабах Прикамья "Уралкалий" является одним из бюджетообразующих предприятий, а в масштабах России - одним (всего из двух) производителем калийных удобрений, важнейшего продукта для мирового сельского хозяйства. Неся такую колоссальную ответственность и огромные расходы, калийщики, наверное, вправе рассчитывать на поддержку со стороны государства. Казалось бы, оспаривать необходимость участия бюджета в финансировании закладочных работ на самом деле могут только политические спекулянты. Но...
...Пожалуй, наиболее эффективным способом убедить чиновников в безусловной необходимости софинансирования закладочных работ могла бы стать экскурсия под землю какого-нибудь высокопоставленного государственного деятеля-федерала. При этом главное - заставить бояться еще на поверхности.
Представьте: перед спуском в шахту гостю нахлобучивают на голову каску (на ней - фонарик с автономным источником питания), переодевают в спецодежду и вручают "самоспасатель". Если инструктаж провести по всем правилам и не забыть при этом сообщить о его "тактико-технических данных" (при ходьбе/беге воздуха в "самоспасателе" хватает на 40 минут, в случае завала - часа на 3), то полдела уже можно считать сделанным. Остальной эффект достигается непосредственно в шахте. Достаточно завести экскурсанта в заброшенную выработку с живописно наваленными повсюду самообвалившимися многотонными кусками породы, с недвусмысленно трескающимся целяком над головой и после непродолжительных пояснений вдруг начать нервно предлагать ему переместиться ("Отвечай тут потом за вас!") в более безопасную часть. После такого даже самый убежденный сторонник экономии бюджетных средств не задумываясь согласует увеличение финансирования закладочных работ.
А как иначе?
Анатолий Темкин, первый вице-губернатор:
- Проблема горнодобывающих предприятий "Уралкалия" и "Сильвинита" очень серьезна. Она обострилась в 1995 году, когда в результате подвижки земной коры был разрушен один из рудников "Уралкалия". По расчетам ученых Горного института Уральского отделения РАН, такие землетрясения могут повторяться с периодичностью в 8-10 лет. Единственной мерой защиты от подобных случаев может быть закладка пустот. На это требуется масса денег: около 100 млн рублей ежегодно должно тратиться совместными усилиями, включая само предприятие и бюджеты всех уровней.
Трудности связаны с идеологией этого вопроса. Дело в том, что федеральный бюджет категорически отказывается финансировать эти работы, выдвигая требование по передаче пакета акций на ту часть вложений, которая идет на закладку шахтных пустот. Я считаю это требование незаконным. Всем известно, что пустоты вырабатывались задолго до акционирования "Уралкалия" и "Сильвинита", еще с 30-х годов прошлого столетия. Какое отношение к этому могут иметь сегодняшние владельцы, я не понимаю.
В этой ситуации "выкручивание рук" может привести к неприятностям. В ближайшее время мы будем обсуждать у губернатора, как выходить из сложившейся ситуации. Последствия должны быть всем понятны. Планируемые затраты - не пустая трата денег, от решения проблемы зависит безопасность людей и целых городов.
Администрация области видит два аспекта собственного участия в решении этой проблемы. Прежде всего, мы должны привлечь к этой проблеме внимание самой широкой общественности, как в Москве, так и в Перми. Не нужно излишне драматизировать ситуацию, но необходимо, чтобы все понимали меру своей ответственности: недооценивать реальную опасность преступно. Другая задача - помочь материально. Областной бюджет выделяет ежегодно определенную сумму, но она, безусловно, маловата. Финансовая сторона - основа всего. Сами предприятия с задачей не справятся, особенно "Уралкалий": у него очень большой объем закладочных работ - 27 млн тонн ("Сильвиниту" осталось заложить 3,5 млн тонн).
|