Недавно Омская область имела счастье лицезреть олигарха-губернатора Романа Абрамовича. Впрочем, к нему тут уже понемногу привыкают. То чукотские дети в Омск приедут отдыхать, то на Чукотку, аки гуси на Юг, косяками полетят омские журналисты, чтобы после рассказать омичам об отличном губернаторе Абрамовиче. И все это, как принято говорить в информационных выпусках омских областных телекомпаний, происходит в «рамках губернаторской программы». Какой - не особенно важно, этих программ у областной администрации, как у дурака махорки. А недавно Роман Абрамович и Полежаев действительно показали свое единство. Олигарх-губернатор приехал в Омск посетить омский кадетский корпус, теперь ежегодно 20 чукотских мальчиков будут поступать в омские кадеты. Братание самого главного чукотского мальчика и омского губернатора омичи могли увидеть на экранах своих телевизоров во всех выпусках местных новостей. Абрамович и Полежаев ели одну краюху хлеба: в столовой кадетского корпуса их угостили хлебом собственной выпечки. Для обоих руководителей это символично: они давно ломают одну краюху хлеба, название которой Омская область. Хотя Абрамовичу проще - у него этих краюх поболе будет, а вот омскому губернатору приходится из Омской выжимать всё, что остается после налоговых загогулин его молодого коллеги. Но мало кто знает об истинной цели приезда хозяина Чукотки. Абрамович указал Полежаеву на того, кому он передаст власть на выборах в 2002 году.
Смотрящий Голушко, преемник – Потапов
Последние полгода в окружении Полежаева шла жесткая борьба за влияние на «папу-Лео», так за глаза подчиненные зовут своего патрона. И как ни странно, в ней старость и опыт победили молодость и напор. Первый вице-губернатор Валентин Третьяков сумел оттеснить другого первого вице-губернатора Андрея Голушко. В Омске стали говорить о его увольнении. В местной прессе замелькали сообщения о якобы предложенном Голушко назначении на пост председателя московского Сбербанка или руководителя одного из отделов в администрации президента. Молодой чиновник ушел в отпуск, который начал неприлично затягиваться, его необъятная почти 130 килограммовая фигура исчезла с экранов телевизоров. А Третьяков стал местной телезвездой. Входящий в группу Третьякова вице-губернатор Владимир Радул, он отвечает за областные СМИ, тоже преуспел. Радул смог заменить генерального директора, созданной Голушко телекомпании ОТВ-3, на своего человека.
Но после приезда Романа Абрамовича и его общения с Полежаевым расстановка сил в областной администрации изменилась в точности до наоборот. 35-летний Голушко, давно вошедший в окружение Абрамовича от Омска, устраивает чукотского олигарха в роли смотрящего в регионе и это дали понять действующему губернатору. Причем молодой вице-губернатор оказался не просто в фаворе. Ему, поручено намертво вдолбить в сознание омичей образ губернатора-благодетеля, став при этом его идейным сподвижником, добросовестным исполнителем, а значит и вполне достойным соратником будущего приемника омского губернатора.
Голушко должен подготовить площадку для первого вице-губернатора «Сибнефти» Константина Потапова, которого «Сибнефть настойчиво рекомендует Леониду Полежаеву в приемники. В ближайшее время в Омске ждут назначения Константина Потапова на пост первого вице-губернатора, это в области секрет полишинеля. Назначение станет началом раскрутки первого вице-президента «Сибнефти», как будущего губернатора. Пока же Андрей Голушко возглавит борьбу в Омской области за повышение заработной платы трудящимся и сделает окончательную экономическую зачистку региона.
Благие намерения
Леонида Полежаева, как всех руководителей чувствующих свой профессиональный закат, стало частенько одолевать желание замолить грехи и вспомнить о душе. В последние два года в Омске как на дрожжах растут часовни, построен Христорождественнский кафедральный собор, куда Полежаев ходит исповедоваться и молиться. «Папа-Лео» настолько проникся верой что стал рулить приходом, а строительство церквей назвал в радиоинтервью « возвращением к истиной вере». Куда деваться мусульманам – непонятно. Дошло до того, что губернатор приказал митрополиту Омскому и Тарскому Феодосию поменять в новом храме батюшку. Оказалось, что поп раньше пересекался с Полежаевым по партийной работе. В омской епархии уж постарались: сменили не только батюшку, но даже и церковного старосту.
С начала этого года в области появились программы: «Вахта памяти» - поиск останков солдат-омичей, погибших во время великой Отечественной войны, «Дорога в жизнь» для детей-сирот, программа «Дорога к храму». Везде в таких программах Леонид Полежаев представлен как единоличный благодетель. И вот настала пора подумать о народе. Недавно, выступая на расширенной спецколлегии областной администрации, Полежаев объявил войну теневой экономике, публично наехал на руководителей омских предприятий, банков, страховых компаний, мол, платите людям маленькую заработную плату, используете черные схемы для её выплаты. Поставленная задача бальзам на раны любого пролетария : необходимо всем трудящимся в Омской области поднять заработную плату эдак раза в два и с первого января 2002 года.
К исполнению подошли по-взрослому. Опубликовали указ Полежаева, номер 206 «Об обеспечении условия соблюдения трудовых прав и гарантий работников на территории Омской области. Создали специальную комиссию по координации контролирующих ведомств во главе с Голушко.
Самые интересные в постановлении всего два пункта.
Первый гласит: «Признать неудовлетворительным уровень средней заработной платы в отраслях экономики Омской области». Второй предлагает областному УВД и налоговой полиции разработать комплекс мер по выявлению и пресечению правонарушений в сфере оплаты труда.
Когда же начинаешь изучать состав комиссии, то план исполнения полежаевской программы группой Голушко, поддерживаемой Абрамовичем, становиться ясен. Из девяти членов комиссии силовик только один – начальник областного управления налоговой полиции Иван Чернышев. Председателем комиссии является Андрей Голушко, заместителем Виктор Махнёв начальник экономического комитета. Вот эта троица и будет под благим прикрытием выплаты и повышения зарплаты проникать на предприятия, искать зацепки для честного отъема собственности у предпринимателей. О личной дружбе руководства налоговой полиции и первого вице-губернатора в Омске известно всем. Кто не захочет поделиться, вероятно, заставят откупиться. Внести энную сумму в избирательный фонд будущего губернатора. Ведь сам Абрамович денег на выборы Потапову не даст.
Омские проскрипции уже готовы и некоторые предприятия из этого списка мелькают в областной прессе. Это Любинский мясомолочный комбинат, производящий знаменитую любинскую сгущенку, несколько птицефабрик, Винодельческий завод «Омский», стройиндустрия области, несколько крупных оптовок.
Ни областная налоговая инспекция, ни прокуратура, ни УВД в состав комиссии не вошли. Это и понятно - придется делать грязную работу, а потом за неё могут и спросить, например то же окружное руководство.
Омские предприниматели оценили новую компанию губернатора по повышению зарплаты и ликвидацию в области черных зарплатных схем так: «Нам показали, как нас будут душить. Теперь на любом предприятии может появиться налоговая полиция с проверкой зарплаты, даже если нас налоговики проверили вдоль и поперек».
Своих не бьют, а чужие и так боятся
Но одну компанию в Омской области не тронут точно - это «Сибнефть». И не случайно в списке межведомственной комиссии нет главы омского управления Министерства по налогам и сборам Виктора Погребняка. Между Полежаевым и главным омским налоговиком год назад пробежала черная кошка. Причиной стал документ подготовленный его службой для департамента по работе с крупными налогоплательщиками, реструктуризации задолженности и принудительному взысканию недоимки Министерства РФ по налогам и сборам. (исходящий номер № 10-2-03/337 от 03.08.2000 входящий № 08-27/7839 от 15.08.2000 года).
Название докладной записки «О методах снижения налогов ОАО «Сибнефть» принимаемых мерах налоговыми органами и предложениями по устранению недостатков».
Омские налоговики оказались не такими уж недотепами и представили в Москву полный расклад того, как «Сибнефть» поэтапно снижала налоговые отчисления в областной и федеральный бюджеты.
Это мне, это мне. Это опять мне!
Как известно, сначала «Сибнефть перевела на процессинг Омский ОНПЗ то есть завод получал сырье на переработку). Результат был достигнут крутой. Так в 1995 году у ОНПЗ сумма поступлений налогов (без акцизов) в федеральный бюджет составляла 1133 млн. рублей, в 1999 году всего 316 млн.руб. Начисление налога на ГСМ у завода уменьшилось с 686 млн.руб. до 6,5 млн.руб, а в 2000 году этот налог вообще не начисляется. Следующий этап - изменение вида деятельности компании. С 1999 года основным видом деятельности компании становиться не нефтедобыча и нефтепереработка, а оптовая торговля.
Теперь основными поставщиками сырья для переработки становятся фирмы, зарегистрированные в так называемых ЗАТО. Вот это уже было более эффективное ноу-хау. Так начисление налога на ГСМ у ОАО «Сибнефть» в 1999 году составляло 678 рублей, а за семь месяцев 2000 года составили 74 миллиона рублей.
С ноября 1998 года «Сибнефть» становится самостоятельным экспортером нефти, до этого компания была комиссонером «Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз». Общий объем экспорта увеличивается с 13,7 в 1998 году до 44,7 процентов в 1999 году.Стремительно растет сумма по возмещению НДС из бюджета. В 1998 году это составляло 784 млн.руб., в 1999 уже 2194 млн.руб, за полгода 2000 – 2768 млн.руб.
Схема, которую к своему несчастью сумели раскопать омские налоговики проста как апельсин. По ней искусственно, через посредников зарегистрированных в ЗАТО наращивается цена товара, чтобы снизить затраты на себестоимость и свести к нулю или убытку саму реализацию. Одновременно сумма, предъявляемая государству для возмещения по НДС возрастает в несколько раз. Короче, бюджет еще и приплачивает «Сибнефти» за ее же бизнес.
Кому я должен, всем прощаю
Вот одна из реальных схем. По договору комиссии «Сибнефть» покупает нефть у своей дочки «Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз» для муниципального предприятия «Алва» зарегистрированного в районе Каргалы, Челябинская область и ОАО «Юниверс-Нафта» - республика Калмыкия. Одновременно между этими компаниями и «Сибнефтью» заключается договор купли-продажи нефти, но по цене намного выше, чем в «Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз».
При этом, как установили налоговики, нефть собственно никуда не перемещается, а храниться на узле учета нефти ОАО «Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз». Объемы продажи и покупки в начале цепочки и в конце полностью совпадают.
По такой же схеме идет наращивание цены и при торговле нефтепродуктами.
Разница цен у посредников и «Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз» достигает 6,5 раз, причем цены реализации у нефтяников значительно ниже среднероссийских. Вывод омских налоговиков таков: « Считаем, что схема, применяемая ОАО «Сибнефть наносит огромный ущерб Федеральному бюджету. По нашим оценкам сумма ущерба федеральному бюджету по НДС за 1999 год и первое полуголугодие 2000 составляет 3 млрд.500 млн.руб. Документально установлено, что поставщики нефти «Алва» и ОАО «Юниверс-Нафта» имеют льготы по федеральным налогам и НДС в бюджет не уплачивали.» Такая схема привела к парадоксальной ситуации, когда государство оказалось должно «Сибнефти». Как следует из докладной записки омских налоговиков в 1999 году сумма НДС, подлежащая возмещению из федерального бюджета превысила все налоговые отчисления «Сибнефти» подлежащие уплате в Федеральный бюджет.
Как попасть в черный список губернатора
Ну, если такую нагрузку госказна и стерпит, то для Омской области, где годовой бюджет всего составляет восемь с половиной миллиардов рублей этот кровосос-прилипла дорого обходится. Только в первом полугодии прошлого года налоговые поступления от других, предприятий Омской области составили 1млрд. 152 миллиона рублей, но этого не хватило, чтобы обеспечить заявленное «Сибнефтью» возмещение по НДС в сумме 2млрд. 786 млн. рублей. Бюджет Омской области остался ещё и должен «Сибнефти» 591миллион рублей. Нефтяники через зачет по НДС закрывают не только все свои местные налоговые начисления, но и федеральные налоги дочерних предприятий расположенных в Омске – это ОАО «СибнефтьОНПЗ» и ОАО «Сибнефть-Омскнефтепродукт». В омском казначействе вынуждены оплачивать выставленые «Сибнефтью» счета по возмещению НДС.
Омские мытари считают, сделки в с «Алвой» и «Юниверс-Нафта» недействительными, а искусственно завышенный НДС по ним предлагает не возмещать. Управлением МНС по Омской области был составлен проект акта камеральной проверки деятельности ОАО «Сибнефть». Проект 10.07.2000 передали в Департамент методологии косвенных налогов, налогов с оборотов и налогов с продаж для заключения обоснованности выводов омских налоговиков. Но, судя всему ответа они так и не получили, ибо всё в Омске по-прежнему. А вот Погребняк, хотя и попытался спрятался за спину своего заместителя - документ подписан заместителем руководителя омского областного Управления Тамарой Сорокиной, все-таки попал в черный список омского губернатора.
Чего не скажешь о руководителе омской налоговой полиции Иване Чернышеве, которому у предстоит стать главным и единственным силовиком в исполнении губернаторской программы по повышению заработной платы в Омской области.
В этом же документе, говорится,что инспекторы передали полицейским отчет фирмы «Руником ЛТД», основного покупателя по экспортным контрактам «Сибнефти», где указаны затраты по услугам транспортировки, перевалки нефтепродуктов, отгруженных в направлении портов Прибалтики и фирмы осуществлявшие все эти операции. Полицейских просили проверить эти фирмы и подтвердить фактические затраты.
Запрос благополучно лег по сукно.
Было время и цены снижали…
А в Омске программа губернатора по обогреву, то есть отопительному сезону и кормлению обворованых омичей продолжается. Недавно «Сибнефть» и обладминистрация кинула очередную подачку. Главный экономист области Виктор Махнев объявил о том, что в области из-за хорошего урожая цена на хлеб будет снижена на 50 копеек. Первыми это сделают по указанию властей крупные хлебозаводы.
Генеральный директор «Омского бекона» Александр Кивич (предприятием владеет «Сибнефть») тоже обрадовал, омичей: цена на самые ходовые сорта колбасы снижены на пять процентов. Правда, Кивич промолчал о недавнем повышении «беконовских» цен более чем на 25-30 процентов и замене советской технологии на импортную, когда в колбасу добавляется соевый белок. Кошки белковую колбаску не едят –они могут отличить настоящее от суррогата. А вот омскому пиплу это уже не под силу – он хавает всё и белковую колбаску и дутые губернаторские программы.
|