КГБ был сконструирован по образу и подобию СССР. Лубянская империя делилась на пятнадцать КГБ республик с управлением из центра и межреспубликанским разделением труда. Вместе с независимостью местным комитетам достались матчасть и кадры, которые в тот момент находились в их распоряжении. Между тем 11 лет - достаточный срок для того, чтобы создать не только полностью самостоятельные структуры безопасности, но и научить их работать против недавних друзей.
Официально этой проблемы не существует: руководство спецслужб стран СНГ подписало документы, запрещающие разведку друг против друга. Интересно, выполняются ли эти благие пожелания?
Газета "Версия" и "Агентура.Ру" (это интернет-издание объединяет журналистов разных стран, пишущих о спецслужбах) начинают цикл материалов о том, к чему пришли спецслужбы стран бывшего СССР. Первой страной, чьи "органы" нас заинтересовали, стала Белоруссия - наш самый близкий партнёр, готовый задушить нас в дружеских объятиях.
Белоруссия, пожалуй, единственная страна, про которую можно сказать, что её разведка не работает против России. Наоборот, доверие к "старшему брату" настолько велико, что его можно принять за желание выслужиться. По крайней мере, вряд ли ещё существует страна, где человека, работавшего в контрразведке другого государства, назначают шефом главной спецслужбы страны. А Лукашенко спокойно назначил Леонида Ерина, который до 1995 года возглавлял транспортное отделение УФСБ по Москве и Московской области, сначала, в декабре 1995 года, заместителем председателя КГБ Белоруссии, спустя пару месяцев - первым замом, а в ноябре 2000-го - председателем.
Официально же с российскими спецслужбами белорусы контактируют через специальных представителей. Но эти должности с обеих сторон занимают люди, попавшие в опалу в своей стране. Они представляют собой скорее свадебных генералов, и основная координация осуществляется не через них. Представителем белорусского КГБ в Москве с 1998 года является Юрий Бородич, представителем российского ФСБ в Минске - Алексей Пушкаренко.
Юрий Бородич перед президентскими выборами 1994 года возглавлял отряд "Альфа" КГБ Беларуси. Потом был назначен шефом службы безопасности президента Белоруссии, превратив её в спецслужбу наподобие коржаковской. Считается, что именно сотрудники Бородича играли главную роль при выдворении из Овального зала оппозиционных депутатов Верховного Совета в апреле 1995 года. В 1998-м Бородичу объявили благодарность, вернули в КГБ и отправили в почётную ссылку в Москву.
Генерал-лейтенант Алексей Пушкаренко - фигура не меньшего масштаба. Он несколько лет возглавлял самое "боевое" подразделение ФСБ - УЭК (Управление экономической контрразведки). Пушкаренко известен прежде всего делами против компаний, контролируемых Березовским. Этим он сильно раздражал Путина в его бытность директором ФСБ, и в конце концов весной 1999 года тот расформировал УЭК, а Пушкаренко вывел за штат. Белоруссию посчитали отличным местом для ссылки строптивого чекиста.
Для связи между спецслужбами двух стран в августе 1997 года создали специальную структуру - Комитет по вопросам безопасности белорусско-российского союза (КВБ). Руководить комитетом назначили Анатолия Сафонова, бывшего первого замдиректора ФСБ (кстати, на этом карьера Сафонова не завершилась, в октябре прошлого года он был назначен первым замминистра иностранных дел РФ). Кстати, вопрос о его преемнике пока так и не решён. В октябре 1999 года в ходе совместного заседания коллегий КГБ и ФСБ были подписаны протоколы о сотрудничестве между спецподразделением "Альфа" КГБ Беларуси и центром спецназначения ФСБ.
Но сотрудники Лубянки утверждают, что и сегодня многие вопросы можно решить, просто позвонив коллеге в Минск, без согласования с начальством.
Чистки по графику
Поразительная доверчивость Лукашенко, к России в том числе, объясняется тем, что ему и так хватает врагов. Весной этого года белорусский президент вновь занялся перестройкой своих спецслужб. Как и в других странах бывшего СССР, в Белоруссии они происходят постоянно. Правда, в отличие от России, наш сосед старается обходиться без создания новых структур, а просто меняет кадры. Видимо, поэтому структура спецслужб Белоруссии в наименьшей степени пострадала от развала СССР. Там сохранился весь набор ведомств, который существовал при Горбачёве, включая такую архаичную структуру, как Комитет государственного контроля.
В апреле этого года по указу Лукашенко численность сотрудников КГБ сократили на 10%. При этом, как заявил председатель КГБ Леонид Ерин, "ни один человек из оперативных подразделений не уволен". Сокращению подвергся центральный аппарат и управление военной контрразведки. Ерин сообщил: несмотря на сокращение, объёмы финансирования в этом году не урежут. Спустя неделю своего поста лишился начальник Управления военной контрразведки республики (УВКР) Константин Хрущёв, который возглавлял эту ветвь республиканского КГБ с марта 1996 года.
По данным "Независимой газеты", УВКР попало в немилость из-за сливов в СМИ информации о несанкционированной торговле оружием. Между тем, как утверждают наши белорусские коллеги, отставка Хрущёва имеет другие причины.
По мнению журналиста «Белорусской деловой газеты» Сергея Сацука, Хрущёв уже давно хотел уйти в отставку. В прошлом году он несколько раз писал рапорт, но его просьбы не удовлетворялись. Напротив, в конце 2001 года ему было присвоено звание генерал-майора. Но, несмотря на желание Хрущёва уйти, его нынешняя отставка действительно несколько неожиданна. Тем более что буквально через пару дней президент подписал указ об освобождении от должности начальника Управления контрразведки КГБ Обламского и начальника Управления внешней разведки КГБ РБ Минича. То есть президент недоволен работой спецслужб именно в противодействии внешним угрозам. Это странно, так как в последнее время КГБ работал довольно эффективно. Есть ощущение, что президент хочет, чтобы активизировалась деятельность против оппозиционных партий, имеющих контакты с западными грандодателями. То есть Лукашенко нужны громкие процессы против оппозиционных лидеров, чтобы вновь выставить себя в роли спасителя нации и остаться на своём посту Именно поэтому есть ощущение, что нынешние перестановки мало связаны с утечкой информации по торговле оружием, тем более что и утечки как таковой не было.
Коммерсанты с опасным уклоном
Пока в Белоруссии спорят, какую именно информацию о торговле оружием раскрыло Управление военной контрразведки, для внешнего мира уже давно не является секретом особая роль Белоруссии в этом бизнесе.
В мае этого года влиятельный польский журнал WPROST опубликовал материал, в котором утверждается, что Беларусь под руководством Александра Лукашенко является крупнейшим поставщиком оружия в страны-изгои. В нём со ссылкой на данные конгресса США утверждалось, что Белоруссия продаёт оружие арабским террористам, а Израиль даже обвинил Лукашенко в передаче Ираку и Ливии компонентов для производства ядерного оружия. Так, Беларусь якобы дополнительно продала противовоздушные ракеты SA-3, оптические системы для противовоздушных и противотанковых орудий. Анголе были проданы танки и системы управления огнём "Смерч". В Судан отправлены системы ракет "Град", танки Т-55, а также вертолёты Ми-24В.
Скорее всего, эта деятельность не тайна для российской разведки. Впрочем, в советские времена действовала отлаженная система разделения труда: во всём Варшавском блоке поставлять оружие такого рода клиентам могла только Чехословакия. Производством в основном занимался Советский Союз. Может быть, сегодня Белоруссия заменила Прагу.
Любимая забава
При этом в КГБ Белоруссии не забывали о непосредственной обязанности контрразведки - ловле шпионов. Дело это увлекательное, и такой страстный человек, как Лукашенко, готов заниматься этим постоянно. Тут у белорусского президента есть свои предпочтения, напоминающие "светлые" времена Штази.
К примеру, 18 апреля этого года президент помиловал Ирину Ушак, которая вместе с итальянцем Анжело Пиу год назад была осуждена за шпионаж. Многие думали, что Лукашенко помилует и итальянца, который, согласно постановлению суда, втянул женщину в шпионскую деятельность, однако этого не произошло. Пиу получил четыре с половиной года, и он единственный иностранец, который отбывает наказание в белорусской тюрьме за шпионаж. Практически одновременно с Пиу в прошлом году был осуждён за шпионаж гражданин Германии Кристофер Лец. Но в начале 2002 года его помиловали и отправили домой. Вполне возможно, в освобождении Леца сыграло роль то, что до последнего времени он преподавал в Центре Маршалла в Германии, где проходят обучение российские офицеры.
***
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Система белорусских спецслужб
Согласно закону РБ «Об оперативно-разыскной деятельности», принятому 9 июля 1999 года, осуществлять ОРД на территории РБ имеют право оперативные подразделения МВД; КГБ; погранвойск; органов госохраны: служба безопасности президента РБ и Главное управление государственной охраны при президенте РБ (ГУГО в настоящее время уже не существует, а его функции выполняет служба безопасности президента РБ); органов финансовых расследований; таможенных органов; органов внешней разведки Минобороны РБ. Существует также Комитет государственного контроля.
Характерная особенность белорусских спецслужб - взаимный контроль всех силовиков, кроме Минобороны. Чекистов, которые имеют возможность вести агентурно-оперативную работу в МВД, контролирует сама же милиция в пределах своей компетенции. Деятельность работников этих ведомств на приграничных территориях находится в поле зрения пограничников.
Венцом системы является Совет безопасности, куда стекаются сведения о положении в правоохранительных структурах. Несколько особняком стоит служба безопасности президента, которая может позволить себе работать в автономном режиме и не бояться проверок.
Комментарий Сергея Сацука:
- После переизбрания президента произошла централизация силовых структур. Если раньше Следственный комитет, Комитет исполнения наказаний и Государственный комитет финансовых расследований были независимы, то сегодня уже нет.
СК и КИН были подчинены МВД (раньше были при МВД). Но главное все же то, что после реорганизации силовых структур, как это ни странно покажется, ведущую роль в республике начал играть Комитет госконтроля (КГК РБ) и его руководитель Анатолий Тозик. ГКФР был преобразован в Департамент финансовых расследований и вошел в состав КГК РБ, поэтому теперь он называется Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ. Ситуация такова, что сегодня без позволения КГК РБ департамент не может и пальцем пошевелить. Мало того, свои позиции после произошедшей реорганизации потеряла и Прокуратура республики. Хотя ею по-прежнему руководит Виктор Шейман, Тозик сегодня явно более весомая фигура.
Достаточно проследить, как возбуждаются в последнее время громкие уголовные дела, чтобы понять это: КГК проводит проверку финансово-хозяйственной деятельности концерна либо просто кого-либо предприятия, а затем направляет материалы для возбуждения уголовного дела в ДФР, МВД или Прокуратуру. Теоретически они как бы сами принимают решение, но практически случаев отказа комитету госконтроля пока не было. Тозик сегодня основная карающая рука президента и отказать ему, значит, пойти против Самого. Таким образом, сегодня в республике сложилась довольно странная ситуация, которая поставила КГК РБ, который по закону не имеет даже права вести ОРД, над всеми силовыми структурами, в то время как сам КГК практически никем не контролируется. Под дудку Тозика пока не пляшет только КГБ. Но, интересная деталь, после образования ДФР, его возглавил Анатолий Громович -- бывший начальник Управления КГБ РБ по Брестской области.
По поводу Совбеза могу сказать, что сегодня он дефакто практически уже не существует. После того, как Шейман возглавил Прокуратуру республики, он взял с собой практически весь костяк Совбеза, поэтому последний стал быстро терять свои позиции.Как я уже говорил, силовую политику диктутет Тозик и пока еще Шейман.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Спецназ для особых задач
Хорошую работу спецслужб заметить трудно. Поэтому обычно лицом силовых структур становятся её элитные спецподразделения. В Белоруссии их больше, чем в любой стране СССР, и там был шанс создать лучший спецназ в СНГ. Ведь самая знаменитая в СССР Пятая бригада спецназа ГРУ размещалась в Марьиной Горке (под Минском). По словам Дмитрия Герасимова, в конце 80-х возглавлявшего белорусскую бригаду, а позднее направление специальной разведки ГРУ, в этой бригаде впервые была создана офицерская рота спецназа. Но Белоруссия пошла по другому пути. Сейчас база в Марьиной Горке превратилась просто в центр подготовки профессиональных кадров для КГБ, МО и МВД республики. А власти республики решили создавать спецназ с нуля. В результате появился печально известный спецназ МВД "Алмаз". Именно бойцы "Алмаза" Валерий Игнатович и Максим Малик обвинялись в убийстве оператора ОРТ Завадского. Однако никаких выводов сделано не было. Скорее наоборот. В течение многих лет это подразделение возглавлял Владимир Наумов. Вместо того чтобы привлечь его к ответственности, Лукашенко сначала (в 1999 году) назначил его руководителем службы безопасности президента, а в сентябре 2000 года - министром внутренних дел.
Совместный проект "Версии" и "Агентуры.Ру"
17.06.2002
|