Штаб-квартира СИБ
В Молдавии и Приднестровье не стоит придавать особое значение характеру структур, отвечающих за безопасность страны. Горячая южная кровь обесценивает значение ведомств, возвеличивая роль отдельных личностей. Это не холодная Великобритания, где фамилия шефа СИС десятилетиями являлась государственной тайной. Да кто вспомнит, чем командовал, какую должность занимал в Красной армии легендарный гроза Бессарабии Котовский?
Фигуры в Кишиневе
Как и десять лет назад, сегодня главным объектом работы молдавских спецслужб остается Приднестровье. Только характер внешних обстоятельств заставляет искать на такую работу разных людей.
Анатолий Плугару
В начале 90-х, во время самой горячей поры отношений между Кишиневым и Тирасполем, на сцене появился такой человек, как Анатолий Плугару. Он, как тогда полагалось, вышел из рядов борцов с советским строем, и в сентябре 1991 года возглавил только что созданное Министерство национальной безопасности Молдавии. Именно он, по данным приднестровцев, организовал засылку на территорию мятежной республики группы террористов под руководством Илие Илашку (он был арестован в июне 1992 года, приговорен тираспольским судом к смерти, отсидел девять лет и в 2001 году был освобожден, после чего румынское правительство подарило ему 5-комнатную квартиру в Бухаресте). Считается также, что Плугару курировал деятельность еще 12-14 террористических групп, действовавших в Приднестровье.
Валерий Пасат
Когда в 1999 году времена изменились, на пост шефа Министерства национальной безопасности, позднее переименованного в Службу информации и безопасности (СИБ), был назначен молодой, 1958 года рождения, карьерный дипломат Валерий Пасат.
Спустя три года, 21 декабря 2001 года по единогласному решению парламента Пасат был отправлен в отставку. Ходили разные слухи о причине его ухода: в последнее время СИБ засветилась в серии скандалов, связанных, в частности, с попыткой сдать два вертолета в аренду африканскому государству, выдворением из страны бывшего почетного консула Ливана Махмуда Хаммуда и усыновлением молдавских детей иностранными гражданами. В последнем случае сотрудники СИБ обвинили американские семьи в том, что ими усыновлены молдавские дети в целях их дальнейшего использования в качестве доноров внутренних органов. Что вызвало резкую реакцию американцев. Тогда молдавское правительство провело расследование, которое не подтвердило обвинения СИБ.
Вместо Пасата директором СИБ был назначен первый заместитель директора Службы информации и безопасности бригадный генерал Ион Урсу.
По данным главного редактора газеты «Коммерсант Молдовы» Артема Вареницы, назначение Урсу до сих пор остается загадкой: «После того как президент Воронин заменил Пассата, директором службы информации и безопасности был назначен Урсу. Если Пассат был человеком Лучинского и другом Патрушева, и тот лично просил Воронина оставить Пассата, то Урсу значительно более непонятная фигура. До этого он был начальником отдела кадров в том же СИБе. Похоже, что до сих пор он присматривается, к какой стороне примкнуть. Дело в том, что, по нашим данным, в верхних эшелонах власти образовалось явное противостояние. С одной стороны президент Воронин, с другой стороны Виктор Степанюк (руководитель фракции коммунистов в парламенте) В.Тарлев (премьер-министр) и Г.Папук (министр МВД). Мозговым центром является Степанюк. Наиболее опасной фигурой является Папук. Он бывший командир молдавского ОМОНА. По нашей информации в России против него было возбуждено уголовное дело за подделку документов, высшего образования не имеет (диплом куплен) Опять же по нашим данным, Папук занимался торговлей оружием».
Фигуры из Тирасполя
Вадим Шевцов
В настоящее время приднестровскую госбезопасность, как и десять лет назад, олицетворяет один человек. Это министр государственной безопасности генерал-майор Вадим Шевцов.
Вадим Шевцов, до приезда в Приднестровье - Владимир Антюфеев, 1951 года рождения, русский, уроженец Новосибирска. В 1974 году окончил Высшую школу милиции МВД СССР в Минске, юрист-правовед; до того, как появился в Тирасполе, работал одним из руководителей рижского уголовного розыска. В 1990 году награжден орденом "За личное мужество". В представлении на награду, в частности, отмечалось: «... майор милиции Антюфеев В. Ю. силами вверенного ему подразделения... организовал выявление и ликвидацию глубоко законспирированного бандитского формирования, которое действовало в течение 1988-1989 годов на территории Латвийской, Белорусской и Украинской ССР... Проявляя разумный риск, смелость и мужество, лично участвовал в задержании особо опасных членов бандгруппы».
В начале 90-х годов, когда судьба всех союзных и тем более - Прибалтийских республик была практически решена, в Риге был создан Координационный Совет работников МВД Латвии, действующий по сути дела в подполье; в число его руководителей входил и Антюфеев.
В ответ только что созданные правоохранительные органы Риги возбудили против Антюфеева уголовное дело по 59-й статье (преступление против государственных органов), предусматривающей наказание от десяти до пятнадцати лет или смертную казнь. 23 сентября 1991 года за два часа до ареста Антюфеев "ушел" и тут же оказался на нелегальном положении.
По некоторым данным, в дальнейшей судьбе Антюфеева большую роль сыграли депутаты ВС СССР Виктор Алкснис и Сергей Бабурин. Тогда и появилась редкая возможность выбора - Абхазия, Северная Осетия или Приднестровье. Так в Тирасполе появился Вадим Шевцов. Он начал с оперативной должности в Управлении МВД ПМССР, принял участие в переводе правоохранительных органов Левобережья под юрисдикцию Тирасполя. Он создал материальную и кадровую базу для формирования приднестровских спецслужб и именно под его руководством была выловлена группа Илие Илашку.
Потом ему было поручено создание пограничного отряда, подчиняющегося МГБ; и организацию Черноморского казачьего войска - появившийся в Приднестровье регулярный казачий полк в марте 1993 года вошел в состав МГБ, т. е. на всей территории бывшего Союза это было первое казачье формирование, поставленное на государственную службу. Скорее всего, именно за эту заслугу Шевцова наградили высшей наградой всероссийского казачьего войска - крестом "За веру, волю и Отечество".
На последних выборах в Государственную думу РФ в списке от ЛДПР под четвертым номером оказался Владимир Антюфеев как «как министр правительства Приднестровской Молдавской республики (ПМР)».
По нашим данным, в быту он остается сдержанным и подчеркнуто скромным: машины и дачи не имеет, чем внутренне гордится, до последнего времени жил с женой и маленьким сыном в одном из служебных кабинетов МГБ, правда, потом получил квартиру.
Рука Москвы и Бухареста
Все десять лет после гражданской войны в Приднестровье не утихают яростные споры о том, насколько молдавские власти, в том числе и спецслужбы, «пронизаны румынской агентурой». Соответственно, опонненты из Кишенева любят посчитать в Тирасполе количество агентов Москвы на квадратный метр.
Бывший министр национальной безопасности Молдавии Анатолий Плугару даже выдвинул экзотическую версию. В советские времена в Кишеневе располагался комплекс Ставки Юго-Западного направления Генерального штаба ВС СССР (сейчас это здание Министерства сельского хозяйства, как раз между парламентом и штаб-квартирой СИБ). По мнению Плугару, город выбирали исходя из возможностей ведения радиоэлектронной разведки.
В конце 80-х Москва решила эвакуировать соответствующую технику. Так, были переброшены в неизвестном направлении станции слежения на Пруте, которые «прослушивали» территорию Румынии на глубину до 400-500 км. С тех времен возможности техники радиошпионажа резко возросли, и если раньше с берегов Прута было "слышно" все, что происходило в ближайшем зарубежье и акватории Черного моря, то ныне - чуть ли не от Балтики до Адриатики. Вот почему, по мнению Плугару, Россия и поддерживает приднестровский режим. А Румыния, соответственно, кишиневский. Тем более, что впоследствии высказывалась версия, что системы с берегов Прута были эвакуированы на берега Днестра…
Неизвестно, насколько эти конспирологические теории имеют под собой основание, однако в марте этого года отношения между Молдавией и Румынией резко испортились. В Кишиневе потребовали отзыва Иона Унгуряну, военного атташе Румынии в Молдавии. Якобы военный атташе тайно передал какой-то пакет представителям Христианско-демократической народной партии, более известной под своим прежним названием «Народный фронт». В ответ МИД Румынии объявил персона нон грата советника-посланника Молдавии в Бухаресте Якоба Поповича, которого попросили покинуть территорию страны. Якоб Попович в Румынии проработал около года, и, насколько известно, к спецслужбам никакого отношения не имеет, тка как до этого возглавлял министерство образования. А накануне президент Молдавии Владимир Воронин и вовсе в одном из интервью обвинил Бухарест во вмешательстве во внутренние дела Молдавии.
Может быть, дело в том, что в молдавских спецслужбах появился новый фактор силы.
На днях главным советником президента был назначен Марк Ткачук, бывший ректор антропологической школы (высшей) бывший депутат от коммунистической партии Молдавии. По данным наших коллег из «Коммерсанта Молдовы», Марк Ткачук и его школа - не что иное, как крыша спецслужб США: «оснований не доверять материалу у нас не было, но прежде чем его давать мы решили проконсультироваться с Пассатом, прежним руководителем СИБА. Он сказал, что материал вполне достоверный». Материал был напечатан, Ткачук созвал пресс-конференцию, на которой заявил, что он сам подкинул этот материал журналистам. Спустя полгода Пасат был снят с должности…
Спецназ
Самыми известными подразделениями молдавского спецназа стали, по иронии судьбы, те, кто принимал непосредственное участие в подавлении волнений сначала в Приднестровье, а потом в Гагаузии, то есть каратели. В Приднестровье отличились ОПОНы (отряды полиции особого назначения), в Гагаузии - отряд спецназа МВД «Фулжер», считающийся наиболее националистически настроенным в министерстве внутренних дел Молдавии.
Все ныне существующие подразделения спецназа Приднестровья были сформированы во время войны, в 1992 году. Их список очень показателен:
ТСО – территориально-спасательный отряд, аналог спецназа российского МЧС «Лидер»
В структуре МВД спецназ «Днестр», выполняющий задачи спецподразделений российских внутренних войск.
31 марта 1992 года Президент Приднестровской Молдавской Республики Игорь Смирнов подписал Указ N 82, которым было положено начало формированию в составе Министерства государственной безопасности батальона специального назначения с громким названием «Дельта».
На базе второго батальона Республиканской гвардии (созданной в том же 1992 году и первоначально вооруженной охотничьими ружьями, а потом оружием из 14 армии) в Тирасполе была сформирована группа специального назначения в количестве 14 человек, состоявшая из бывших бойцов спецназа ГРУ.
Служба охраны Президента. Первоначально состояла из 30 спортсменов под командованием Гратова, вооруженных АКС-74у и пистолетами Макарова. Потом численность этого формирования достигла 100 человек.
В рамках совместного проекта «Версии» и «Агентуры.Ру» о спецслужбах бывшего СССР
|