Главное требование трудящихся - повышение заработной платы на 20% (сегодня средний заработок на "Бератоне" - 3 тыс. рублей). Также трудящиеся недовольны уровнем вложений в развитие и модернизацию, причем до такой степени, что не исключена возможность забастовки, которая для химзавода может оказаться роковой в силу специфики производства.
Первые "гроздья гнева" созрели в марте, когда работники технологического цеха подготовили обращение к совету директоров и пустили его "по кругу", за короткий срок собрав около 1 тыс. подписей (штат "Бератона" - около 2 тыс. человек).
Поначалу запросы были более масштабны: повысить зарплату в 2 раза и даже допустить своего представителя к участию в работе органов управления АО. Но согласительные процедуры несколько ослабили напряжение, и бунтовщики не стали пикетировать апрельское собрание акционеров. Тем не менее, без конференции трудового коллектива обойтись не удалось: руководство предприятия согласилось поднять оклады лишь на 10% в течение года; другой вариант - повышение за счет объявления пятницы выходным днем - бератоновцев, естественно, не устроил.
Маргарита Катаева, председатель профсоюзного комитета:
- Честно говоря, ни я, ни генеральный директор не были уверены, что конференция все-таки примет решение вступить в трудовой спор: люди прекрасно понимают, что положение завода оставляет желать лучшего. Но после доклада члена совета директоров В. Чернецкого, который, не стесняясь, перешел на личности, в том числе и руководства профкома, люди высказались за спор однозначно.
Источник повышения заработной платы я вижу в пересмотре расценок на переработку давальческого сырья, которая занимает значительную часть в производственных объемах. Мы запрашивали всю давальческую раскладку, но нам было отказано. Я полагаю, что переработку "Бератону" поручают фирмы, имеющие отношение к собственникам завода, и тарифы для них установлены соответствующие.
Если говорить о положении березниковского химзавода, то, по сравнению с недавним прошлым, оно стабилизируется. Во всяком случае, объемы товарной продукции растут (в прошлом году по сравнению с 1999 годом - на 118,5%) и зарплату по 5 месяцев здесь больше не задерживают. Но прибыль предприятия в 2000 году - 997 тыс. рублей - оказалась, как уже ехидно подметили журналисты, сопоставимой со стоимостью джипа, на котором ездит по городу бывший генеральный директор Борис Попов.
Индексацию окладов также сдерживают огромные по масштабам завода задолженности в разные уровни бюджета и внебюджетные фонды: на их погашение "Бератон" тратит от 2 до 5 млн рублей в месяц. Что особенно важно, предприятию удалось добиться реструктуризации и "заморозки" долгов, так что нарушать график выплат, который расписан по 2004 год, никакого резона нет. Однако у работников предприятия есть статус жителей самого дорогого города в Пермской области и присутствует желание довести трудовой спор до конца.
Кстати, двумя месяцами раньше аналогичная ситуация произошла на АО "АВИСМА", однако конференция металлургов приняла решение отказаться от спора, инициатива которого исходила, скорее, от профсоюза, чем от "низов" (зарплату в 2001 году там планируют поднять на 25-30%). Но в целом березниковские промгиганты можно считать благодатной почвой для возникновения трудовых споров, и следующий звонок может прозвенеть, например, для собственников АО "Уралкалий", где заработная плата не индексируется тоже длительное время.
|