Кадры
Отказавшись от модели КГБ, прибалты обрекли себя на нехватку опытных кадров. Старых чекистов брать было нельзя: среди них слишком много русских. Ведь в прибалтийские КГБ почти не брали коренных жителей - они просто не проходили спецпроверку, поскольку почти у каждого в семье были ссыльные или осужденные за борьбу против советской власти. Поэтому в КГБ Литовской ССР даже в лучшие времена соотношение между представителями коренной нации и русскими было 50 на 50. Те же местные жители, которые проходили через спецпроверку КГБ, по определению не подходили для службы новой власти.
В результате в новые структуры безопасности, если кого и брали из "старых", то только технических специалистов из оперативно-технического управления (ОТУ), отвечавшего за "прослушку". Правда, в конце концов вытеснили и их, когда в спецслужбах старую советскую спецтехнику заменили западными образцами.
Новых же сотрудников сразу стали отправлять на стажировку на курсы ЦРУ. В результате в Прибалтике была создана принципиально иная, нежели в СССР, схема работы контрразведки. Если раньше в каждом крупном городе было здание КГБ, куда его сотрудники ходили на работу как обычные клерки, то после обретения независимости прибалтийские спецслужбы «ушли в тень». Отныне легализованы лишь руководители местных подразделенийгосбезопасности. Рядовые сотрудники работают под прикрытием коммерческих фирм.
Расплата
Благотворительность противопоказана миру спецслужб, поэтому расплачиваться прибалтам пришлось своей независимостью. В российской контрразведке считают, что спецслужбы Прибалтики не в состоянии вести самостоятельную разведдеятельность и работают на подхвате у дружественных разведок других стран.
В Латвиивсе больше нарастает влияние спецслужб Германии, а по отдельным направлениям - Швеции. Однако главную роль играют, естественно, спецслужбы США. В этой стране прошли подготовку руководители полиции безопасности МВД Латвии, американские инструкторы тренируют латышский спецназ и т.д. А начатая после сентябрьских терактов контртеррористическая операция США стала поводом для еще большего укрепления влияния американцев.
В декабре прошлого года правительство Латвии утвердило «Договор между правительством Латвийской Республики и правительством США о сотрудничестве в предотвращении распространения оружия массового уничтожения (ОМУ)». Один из его пунктов гласит, что «правительство Латвийской республики не считает виновным и освобождает от ответственности правительство США, его сотрудников и представителей за ущерб, нанесенный имуществу, а также ранение или смерть любого лица в Латвийской Республике, если причиной были действия, предусмотренные договором».
Аналогичная ситуация в Литве - по данным российской контрразведки, здесь находится самая крупная в мире резидентура ЦРУ. В июне 2000 года наши чекисты объявили об аресте жителя Вильнюсса Павла Ильина по кличке «Студент». Якобы он с 1999 года пытался по заданию ЦРУ и Департамента госбезопасности Литвы проникнуть в компьютерную сеть ФСБ, а также должен был вывести в Польшу офицера ФСБ, и там его завербовать.
Американские инструкторы готовят и литовских чекистов. Именно таким путем в начале 90-х ЦРУ получило документы о системе подготовки российских антитеррористических подразделений. Некий Кейт Айдема, отставной сержант спецназа США, по коммерческим делам часто бывал в 1991-1992 гг. в Литве и Восточной Европе. В Литве его пригласили заняться обучением армейского и полицейского спецназа. В 1992 г. Айдема вернулся в США, взяв с собой нескольких «литовских друзей» для организации встреч с представителями ЦРУ, ФБР и Пентагона. На первой же беседе, проходившей в Пентагоне, он передал присутствовавшему сотруднику ЦРУ видеокассету, раскрывающую методику подготовки российского спецназа и группы «Альфа», соответствующие фотографии и даже образец секретного разрывного патрона. Американцы были в шоке, так как безуспешно пытались раздобыть эти материалы пять лет.
Засветились в работе против России и спецслужбы Эстонии. Разведчиков именно этой страны периодически ловит ФСБ в приграничных районах. Так, осенью 1998 года был задержан гражданин Эстонии Вилле Сонн, шпионивший в Псковской области. Судьба Сонна повторяет историю спецслужб прибалтийских стран: Сонн успел поработать на КГБ Эстонской ССР, публично раскаяться в своем прошлом, потерять работу, стать пожарным и в конце концов оказаться в Псковской области по заданию КАПО (полиции безопасности Эстонии). А уже в апреле 1999 года ФСБ задержала при получении секретной информации от российского военнослужащего в городе Пскове эстонского гражданина Петра Калачева. В августе 2000 года Эстония выслала из страны двух российских дипломатов якобы за шпионаж. Россия, естественно, в ответ выслала двух сотрудников эстонского посольства. Через год стало известно имя еще одного шпиона – на этот раз англо-эстонского: 23 апреля 2001 г. Мосгорсуд приговорил к семи годам за шпионаж Валерия Оямяэ, арестованного в марте 2000 года. Он был завербован в Таллинне руководителем британской резидентуры Пабло Миллером при участии сотрудников первого главного (разведывательного) бюро КАПО.
Мнение Яниса Адамсонса
Депутат латвийского сейма Янис Адамсонс стоял у истоков создания спецлужб в новом государстве.Сам он в прошлом служил в КГБ. Адамсонс более 10 лет провел в погранвойсках на Дальнем востоке и от японских браконьеров получил прозвище Акула. Один из самых известных депутатов Латвии, именно он инициировал расследование педофильского скандала, в котором оказались замешаны первые лица государства. В январе прошлого года Бюро по защите конституции Латвии запретило Адамсонсу доступ к государственным секретам за разглашение им конфиденциальной информации:
- Как Вы оцениваете эффективность спецслужб прибалтийских государств, которые были созданы заново и отказались от использования в своих рядах бывших сотрудников КГБ?
Я сам стоял у истоков создания спецслужб Латвии, в частности – Полиции безопасности. Ведь задачи спецслужб во всем мире одинаковы, и только время вносит в них свои коррективы. Сейчас для нас, как и длядругих прибалтийских стран, главную угрозу национальной безопасности представляют организованная преступность, наркомафия и терроризм. Вот с этим и должны в первую очередь бороться спецслужбы. Шпиономания сейчас не актуальна для нас, также как для России и США. Это прошлое. Наши спецслужбы, которые вышли на другой качественный уровень,должны сотрудничать со спецслужбами других демократических стран.
Хотя я не считаю, что у нас все идеально. Конечно, главное достоинство новой системы спецслужб – это то, что в ней нет ничего подобного 5-му управлению КГБ (идеологическому – прим. авторов) или аналогичному подразделению, которое существовало в СШАв 50-е гг. Ни одна спецслужба не вмешивается в жизнь гражданских лиц.
Тем не менее, кадры решают все, и здесь меня не все устраивает. Из трех спецслужб, существующих в Латвии, - Полиция безопасности, военная контрразведка и Бюро по защите конституции, - наиболее эффективна работа Полиции Безопасности. Отдельные проблемы у нас есть – это сотрудничество отдельных представителей наших спецслужб с оргпреступностью. Больше всего это относится к бюро по защите конституции.
- Насколько сильно влияние американцев, которые помогали создавать спецслужбы Латвии, сегодня?
Влияние американцев на наши спецслужбы минимально, мне не известно чтобы на них влиял бы кто-то извне.
- Каков, на Ваш взгляд, уровень спецподразделений Латвии?
Не только на мой взгляд, но и по оценкам западных специалистов, уровень наших спецподразделений довольно высокий и не отличается от уровня спецназа других развитых стран. У нас есть: несколько отрядов спецназначения в Вооруженных силах,спецподразделения в МВД.
СПЕЦНАЗ
Латвия
Главная гордость спецназа Латвии – это 1-й пехотный батальон миротворцев LATBAT, также именуемый разведывательно-десантным батальоном. В настоящее время его командиром является Андис Диланс. Он был назначен в сентябре 2000 года, и до назначения успел закончить натовский колледж в Тарту и командовать ротой в другом миротворческом подразделении Латвии – Baltbat и послужить в штабе.
Учебная база LATBAT находится в Адажи (Adazi). Пока в батальоне служат в основном срочники, но к декабрю 2003 года в составе подразделения останется только одна рота из призывников, остальные будут комплектоваться контрактниками. Экипировку отряд получил весной 1998 года в дар от США, переданную лично послом Соединенных Штатов Джеймсом Холмсом. Американский дар включает и оружие, в том числе и знаменитые винтовки М-16. Тренировали LATBAT американские зеленые береты. Бойцы подразделения принимали участие в совместных с НАТО учениях, а сейчас участвуют в миротворческой миссии на Балканах.
Еще одним спецподразделением латвийской армии является отряд специального назначения НВС. Однако его репутация была серьезно подмочена громким скандалом весной 2001 года. Тогда в качествеобвиняемых по делу о неуставных отношениях проходили 15 служащих-срочников ОСН: в результате побоев умер один рядовой и пострадало еще 7 человек.
В полиции также существует спецподразделение «Омега», которое в том числе должно бороться с террористами.
Литва
Самым известным спецподразделением этой республики является антитеррористический спецназ ARAS (в переводе «орел») в составе Министерства внутренних дел, созданный в 1991 году. Чтобы попасть в ARAS, надо предварительно отслужить не менее 5 лет в полиции или армии и быть старше 23 лет.На вооружении – Калашниковы, чешские пистолеты, для транспортировки используются два вертолета Ка-26. Обучение бойцов этого подразделения проводили инструкторы из антитеррористического подразделения ФБР, «Дельты» и новозеландского спецназа SAS.
Эстония
Роль спецназа в этой стране выполняет так называемая команда «К», или отдельный пехотный «батальон Куперьянова» (названный так по имени героя освободительной войны, погибшего в 20-е годы), созданный в марте 1992 года. Эмблемой подразделения является серебристый череп и скрещенные кости на черном фоне. В августе прошлого года командование этого подразделения было вынуждено извиняться перед жителями русскоязычного городка Палдиски за действия своих бойцов. 24 июля 2001 года те вышли на улицы города и избивали тех прохожих, кто не смог ответить на заданный по-эстонски вопрос: «Вы говорите по-эстонски?».
Cовместный проект «Версии» и «Агентуры.Ру» / 22.07..02 /
|