Когда президент - чекист
Развал КГБ Азербайджанской ССР начался в тот момент, когда в марте 1992 года к власти в результате вооружённого переворота пришёл Народный фронт Азербайджана (НФА). КГБ был переименован в Министерство национальной безопасности (МНБ). Началась кадровая чистка, из МНБ изгонялись старые квалифицированные кадры (в основном русскоязычные). На тот момент между ФСК России и МНБ АР была договорённость о переводе желающих из Азербайджана в Россию. В течение полугода разгром КГБ состоялся. В 1992 году в МНБ был введён экзамен на знание азербайджанского языка, и не сдавших его отправляли в распоряжение управления кадров. Это длилось около года, до момента прихода к власти Гейдара Алиева. За этот год НФА набрал вместо квалифицированных сотрудников своих приверженцев. Набор проводился без особых спецпроверок, в МНБ частенько поступали по протекции родственники высокопоставленных членов НФА.
Была развалена агентурная и разведывательная работа. У МНБ была отобрана такая важная функция, как борьба с терроризмом, её передали МВД. В результате в 1993-1994 годах Азербайджан стал практически беззащитен перед внешним и внутренним врагом. Это тут же проявилось в том, что в Азербайджане один за другим стали происходить террористические акты и диверсии. Например, 19 марта 1994 года членом лезгинского национального движения "Садвал" Октаем Курбановым был осуществлён взрыв в г. Баку на станции метро "20 января". Погибли 14 человек, ранены 52. Следствие установило причастность к данной акции руководства "Садвала".
Возрождение госбезопасности
Азербайджана началось лишь с приходом
к власти в 1993 году кадрового сотрудника КГБ Гейдара Алиева, знающего, чего можно добиться от такой организации при умелом управлении. 1993-1996 годы многие склонны считать периодом расцвета МНБ: в это время министерством было раскрыто множество крупных преступлений. Это и теракты, и диверсии, и попытки подготовить "исламскую революцию", когда исламские радикалы сотнями отправляли молодёжь на учёбу в Иран, где те обучались не только богословию, но и владению оружием. Были разоружены незаконные вооружённые формирования, подчинявшиеся не государству, а отдельным лидерам.
Однако борьба с реальными террористами продолжалась лишь до тех пор, пока они угрожали режиму Алиева. После того как их пересажали, дело дошло до политических противников Алиева. И МНБ пришло к привычной в советские времена модели - разоблачению заговоров и попыток покушений на президента.
За эти годы в роли заговорщиков побывали и бывший президент Аяз Муталибов, и премьер-министр Сурет Гусейнов, военные и оппозиционеры - этот список достаточно длинный. К примеру, в августе 1995 года после принятия Алиевым решения о приостановлении боевых действий в Нагорном Карабахе МНБ и Особым управлением при президенте была осуществлена акция против ряда высокопоставленных военных. Гнев Алиева эти военные навлекли на себя тем, что открыто выражали недовольство-перемирием, так как считали это, крайне невыгодным в тот момент для Азербайджана. Так на свет появилось "дело генералов". По делу проходили два генерала - Вахид Мусаев и Рафик Агаев - и другие военнослужащие, а также ряд гражданских лиц. По данным общества "Мемориал", Рафик Агаев был обвинён в измене Азербайджану, хотя был гражданином России, а Вахид Мусаев был убит 8 января 1999 года при попытке к бегству из тюрьмы в числе 11 заключённых.
Судя по отчётам МНБ, её сотрудниками раскрывались не только многочисленные попытки убить президента (с помощью взрывчатки под мостом, "стрингеров", снайперов и т.п.) и его сына Ильхама (последнее предотвращённое покушение на него датируется ноябрём прошлого года), но даже Владимира Путина. 16 октября 2001 года МНБ объявило о том, что удалось раскрыть попытку подрыва российского президента во время визита в Азербайджан. Готовился взрывать Путина гражданин Ирака Рустам Кянан, проходивший подготовку в лагерях в Афганистане и связанный, по утверждению МНБ, и с чеченскими боевиками, и с бен Ладеном. Иракца приговорили к 10 годам тюрьмы.
Претендент
Однако самый главный заговор Алиев, кажется, просмотрел - сегодня Министерство нацбезопасности, былая преторианская гвардия, уже не является его верным и послушным орудием.
Чтобы прояснить обстановку внутри МНБ, мы связались с редакцией Интернет-проекта "Виртуальный монитор - Движение против тирании в Азербайджане". Там по нашей просьбе передали наши вопросы бывшему старшему следователю по особо важным делам МНБ Рамину Нагиеву. Через несколько дней по электронной почте пришел ответ: "С 1996-года, когда состояние здоровья Г. Алиева ухудшилось, министр МНБ начал кадровую чистку в министерстве и потихоньку избавился от людей Гейдара Алиева.
Всех их сменили люди, лояльные Намику Аббасову. Я с полной уверенностью заявляю, что в аппарате МНБ не осталось ни одного человека президента. На сегодняшний день Алиев полностью потерял все свои позиции в этой организации и не имеет достоверного источника в МНБ. Сделать это было несложно, поскольку одним из союзников Аббасова является Рамиз Мехтиев - человек, который играет главную роль в кадровой политике по назначению высокопоставленных лиц в силовых структурах.
Мне известно, что все те, кто пытался хоть каким-то образом довести до сведения президента информацию об истинном положении дел в МНБ, сталкивались с непроходимыми барьерами, а впоследствии были вообще уволены из МНБ. Когда Намик Аббасов после первой болезни президента уже вообще не скрывал своих амбиций, некоторые сотрудники постарались предупредить руководство страны о том, что министр затеял "свою игру", но их ожидала та же участь, что и преданных Гейдару Алиеву людей, - увольнение. Не спасали ни должности, ни звания. Так, с 1995 года по настоящее время были уволены по полному служебному несоответствию занимаемой должности десятки сотрудников МНБ начиная с заместителя министра и кончая рядовыми сотрудниками".
Коррупция
Намик Аббасов - кадровый чекист. В КГБ с 1977 года, при советской власти дослужился до заместителя КГБ АзССР. МНБ возглавляет с октября 1994 года. По словам Рамина Нагиева, именно Аббасов принёс в министерство систему оплаты должностей:
- Когда я ещё не был уволен, я знал, что существует определённый тариф цен на каждое место, в среднем до 5 тысяч долларов. Цены варьируются в зависимости от "доходности" района и должности. Поэтому здесь нет профессионалов, и даже встречаются абсолютно случайные люди. В качестве иллюстрации приведу следующий пример. С конца 1998 по 2001 год в следственном отделе МНБ работал следователем Шаик Саяд-оглы Мирзоев. Работал бы он и по сегодняшний день, если бы не родственники одного погибшего, заявившие, что Мирзоев был осуждён судом Наримановского района за неумышленное убийство. В министерстве неоднократно игнорировали заявления родственников погибшего, пока те не прислали в МНБ копию приговора суда. И только боязнь огласки вынудила руководство уволить этого следователя.
Свою цену имеют повышение в должности, получение очередного звания, назначение на руководящий пост. Но это только прерогатива самого министра Аббасова, который кроме этого ежемесячно собирает дань со всех начальников районных отделов МНБ АР. Ставки варьируются в зависимости от районов республики. Особенно доходными считаются центральные районы г. Баку, а также приграничные, такие как, например, Астара. Основа системы - управление кадров. Начальники этого управления - люди, далёкие от специфики работы ведомства, но зато преданные Намику Аббасову. За преданность они сразу же получили звание полковника, не имея до этого никакого звания вообще. Личной росписи Аббасова на листе, представляющем к званию, вполне достаточно для невежд, какими являются Алиовсет Баширов и Яшар Гусейнов. Последний и сегодня начальствует в кадрах. Или взять начальника управления особой инспекции МНБ Алиева Дилявяра, в обязанности которого входит внутренняя безопасность министерства, чистка его рядов от нечистоплотных сотрудников. Как может он этим заниматься, если в своё время был пойман с поличным: он выписывал денежные премии несуществующим агентам, а полученные деньги прикарманивал?
Реформы
1 августа этого года стало известно, что Алиев осуществил структурные изменения в системе силовых ведомств и спецслужб республики. В соответствии с указом президента Служба военной контрразведки (СВК) была передана в состав МНБ. В то же время из состава МНБ выведено Управление погранвойсками, и на его базе создана Государственная пограничная служба.
По нашим данным, эта перестройка была затеяна Алиевым с единственной целью - восстановить своё влияние на МНБ. Руководитель СВК Эльман Гамбаров и Намик Аббасов - старые враги, последний всегда пытался поставить под контроль Службу военной контрразведки. Гамбаров же является близким другом сына президента Ильхама Алиева и призван изнутри контролировать ведомство Аббасова.
Для ослабления влияния Аббасова из его подчинения вывели и пограничников. По разным оценкам, сегодня численность погранслужбы колеблется от 30 до 40 тыс. человек, среди которых очень много обстрелянных бойцов, участников карабахского конфликта. Фактически в МНБ, кроме спецназа, не осталось боевых подразделений.
Партнёры или враги
Едва ли не главным партнёром азербайджанских спецслужб являются их турецкие коллеги. Как утверждают наши источники, эти отношения курируются исключительно министром МНБ. Партнёром Турции является Израиль, и Азербайджан сотрудничает с разведкой и этой страны. В феврале 1998 года журнал "Аль-Васат", выходящий на арабском языке в Вашингтоне, сообщил о секретном докладе ЦРУ в отношении Израиля и его роли на Среднем Востоке. В докладе утверждается, что "главным союзником Израиля в этом регионе будет Турция, потому что она нуждается, как и Израиль, в нефти среднеазиатских республик, в особенности Азербайджана, который получил открытую поддержку израильского правительства в конфликте с Арменией по Нагорному Карабаху". В докладе подчёркивается, что Израиль и Турция снабжали правительство Азербайджана оружием, в том числе переносными ракетами "Стингер". Одновременно, утверждает "Аль-Васат", Израиль осуществил безвозмездную подготовку служащих органов безопасности и разведки Азербайджана.
В настоящее время спецслужбы республики налаживают сотрудничество с разведсообществом США. В 1999 году Клинтон направил Алиеву благодарственное послание по поводу того, что американским и азербайджанским спецслужбам удалось предотвратить взрыв американского посольства в Баку. Официальный Баку полностью поддерживает антитеррористическую операцию США.
Однако истинный характер отношений МНБ со спецслужбами других стран установить очень сложно, так как и тут вмешивается теория заговоров. Дело в том, что МНБ настолько часто разоблачает попытки государственных переворотов, что в их подготовке засветились не только стратегические соперники республики, но и её партнёры. На первом месте в этом списке стоят Иран и Армения. Однако в этой роли побывали даже стратегический партнёр - Турция (попытка госпереворота в 1995 году) и Россия. В июне 1997 года Намик Аббасов заявил в интервью "Независимой газете", что инструкторами обвинённого в попытке госпереворота Сурета Гусейнова были сотрудники ГРУ ГШ ВС России.
Спецназ
В составе МВД и МНБ АР существуют свои спецподразделения, чьи задачи практически идентичны: борьба с терроризмом, захватом заложников и т.п. Спецназ МНБ даже проходит подготовку во программам Антитеррористического центра СНГ. Однако в основном эти структуры используются для разгона демонстраций и митингов. Настоящим спецподразделением в Азербайджане до 1995 года были созданные в 1991 году отряды полиции особого назначения (ОПОН). Они участвовали в карабахском конфликте и представляли собой действительно боевые подразделения. Однако в 1995 году эти отряды были распущены, после того как 13 марта командир бакинской базы ОПОНа Ровшан Джавадов поднял мятеж, подавленный силами национальной армии и так называемым нахичеванским спецназом – фактически ополчением из земляков Гейдара Алиева
Совместный проект "Версии" и "Агентуры.Ру" / Версия 12.08.2002 /
|