2 июня Верховный Суд РФ оставил в силе решение Пермского областного суда от 26 апреля 2001 года, согласно которому признан не соответствующим федеральному законодательству Закон Пермской области "О налоге с продаж". Решение Верховного Суда вступило в силу с момента его принятия. Таким образом, вот уже неделю налог с продаж может применяться в Прикамье лишь на те объекты налогообложения, которые указаны в федеральном законе.
Федеральный закон позволяет региональным законодателям самостоятельно дополнять список товаров, которые подлежат 5%-ному налогообложению. Этим обстоятельством не преминули воспользоваться администрация Пермской области и областное Законодательное собрание, принявшие в апреле 1999 года областной Закон "О налоге с продаж". Согласно этому закону новым налогом облагалось практически все, кроме ряда товаров первой необходимости, указанных в специальном списке. В дальнейшем этот список был несколько расширен, однако по-прежнему оставался одним из наиболее "скудных" по сравнению с другими регионами РФ.
Немало местных политиков попытались набрать дополнительные очки в борьбе против этого налога, который в наибольшей мере ударил по социально не защищенным слоям населения. Тем не менее до последнего времени все это оставалось пустым сотрясанием воздуха - до тех пор, пока руководитель "Пермской городской ассоциации налогового права" Владимир Шаврин не обратился в суд с иском об отмене в Пермской области Закона "О налоге с продаж".
По мнению заявителя, областное Законодательное собрание и губернатор Пермской области при введении налога с продаж были обязаны в законодательном порядке установить конкретный перечень товаров (работ, услуг), от стоимости которых и рассчитывается налог. На областном же уровне народные избранники при поддержке администрации сделали все с точностью до наоборот, определив перечень товаров, которые не подлежат налогообложению. Кроме того, в список "необлагаемых" не попала часть товаров первой необходимости, что противоречит федеральному закону, запрещающему вводить дополнительные налоги на эту группу товаров. Таким образом, считает В. Шаврин, были нарушены права почти 3 млн жителей Пермской области как потребителей и покупателей.
Адвокаты, представлявшие интересы исполнительной и законодательной власти Прикамья, не смогли представить убедительные аргументы в защиту своей позиции, что привело к скоротечности заседания Верховного Суда РФ по этому вопросу, длившегося всего несколько минут.
Со 2 июля в Пермской области действует лишь федеральный рамочный закон, который вводит налог с продаж на узкую группу товаров (работ, услуг), относящихся к предметам роскоши. Так, налогом с продаж может облагаться лишь выручка от реализации подакцизных товаров, дорогостоящей мебели, радиотехники, одежды, деликатесных продуктов питания, автомобилей, мехов, ювелирных изделий, видеопродукции, а также услуги туристических фирм, связанные с поездками за пределы России, услуги по рекламе, услуги 3-5-звездочных гостиниц и пассажирские перевозки в самолетах (билеты первого и бизнес-классов) и поездах (в вагонах класса "люкс" и СВ). Все остальное на территории Пермской области облагаться 5%-ным налогом с продаж не должно.
Верховный Суд обязал губернатора и Законодательное собрание Пермской области опубликовать решение по данному вопросу в местных СМИ. Однако специалисты опасаются, что информирование населения и предпринимателей о принятых судебных решениях будет затягиваться и откладываться.
Владимир Шаврин, руководитель "Пермской городской ассоциации налогового права":
- Представители пермского губернатора согласились с тем, что они проиграли дело, однако при этом открыто заявили, что на ближайшее заседание ЗС будет вынесен новый законопроект о налоге с продаж.
Сейчас сложилась такая ситуация: пермский закон отменен, действует лишь федеральный, однако право расширять перечень у ЗС остается. Безусловно, парламентарии предпримут новый заход, расширив имеющийся перечень, но они будут это делать уже в соответствии с существующей нормативной базой.
Мой основной аргумент в обоих судах был достаточно простым: данным налогом облагается все, за исключением ряда товаров, работ и услуг. По закону такого быть не может. Оформленный таким образом закон всегда допускает возможность попадания в налогооблагаемый перечень товаров первой необходимости. Я привел пример детского мыла, которое я покупаю для того, чтобы помыть ребенка. Этот товар облагается налогом. Но неужели я должен покупать хозяйственное мыло, чтобы искупать малыша, если не хочу подвергнуться налогообложению? Что, мыло "Детское" - это предмет роскоши?
Ответчики приводили следующий аргумент: мол, перечень необлагаемых налогом товаров неоднократно расширялся специальными поправками. Но это же свидетельствует о моей правоте: значит, власть сама увела товары из необлагаемой налогом группы, а сейчас признает, что до момента принятия дополнительных постановлений эти товары были объектом налогообложения.
Вячеслав Вахрин, помощник депутата Госдумы Виктора Похмелкина, член "Пермской городской ассоциации налогового права":
- Вокруг этого налога всегда было слишком много политиканства. Так, в одном из своих интервью, которое вышло уже после принятия Верховным Судом РФ решения об отмене областного закона о налоге с продаж, депутат ЗС Илья Неустроев говорит о том, что он собрал 3 тыс. подписей "за отмену налога", которые он собирается передать губернатору. Кроме того, депутат заявляет, что, прежде чем принять окончательное решение по налогу с продаж, нужно "сесть и все посчитать". Мол, в связи с этим все заинтересованные стороны сегодня взяли небольшой тайм-аут.
Во-первых, депутат несколько запоздал: все давно сделано другими людьми. Во-вторых, таким, как он, хотелось бы посоветовать побольше заниматься собственно депутатской законотворческой работой, а не политизацией процессов.
На самом деле - нужно не бороться за чистоту, а подметать.
Сейчас этот закон отменен, он не действует. Об этом необходимо сообщить всем избирателям - вот первая задача. Далее депутаты могут на ближайшем пленарном заседании ЗС предпринять попытку ввести его снова. Как раз на этом этапе можно не допустить принятия закона о налоге с продаж вновь. Вот это и будет собственно депутатской работой.
В заключение следует отметить, что в связи с вышеупомянутыми судебными решениями фискальный доход в бюджеты по налогу с продаж, по различным экспертным оценкам, упадет в 8-30 раз. Доживет ли такой непопулярный налог (точнее то, что от него осталось) до 2002 года? Тем более что депутатам ЗС придется рассматривать новый региональный законопроект "О налоге с продаж" как раз в преддверии выборов...
|