Как стало известно "Ведомостям", Министерство по антимонопольной политике выступило в поддержку плана банковской реформы, предложенного Александром Мамутом и одобренного РСПП. В распоряжении редакции оказалось заключение МАПа на этот проект. Министерство полемизирует с главным оппонентом Мамута - председателем Центробанка Виктором Геращенко - и предлагает смягчить лишь некоторые положения революционного плана.
Основные предложения бюро РСПП по банковской реформе:
Банковская система должна стать основным источником инвестиций в производственный сектор;
Систему банковского надзора надо реформировать;
Банковская система должна быть не двухуровневой, как сейчас, а многоуровневой: в отдельные категории надо выделить специализированные государственные банки, частные банки федерального и регионального уровня;
Следует ужесточить требования к банкам с генлицензией, поэтапно повысив для них минимальный норматив собственного капитала до 3 млрд руб.
Программу Мамута уже обсуждали в Минфине и Минэкономразвития - ни одному из этих ведомств она не понравилась; Геращенко недавно написал вице-премьеру Алексею Кудрину длинное письмо, в котором критиковал едва ли не каждое положение радикального плана. Спорили с Мамутом и представители небольших банков, обвинявшие его в стремлении создать неравные конкурентные условия на рынке. В этой связи особенно интересно, что МАП поддержал Мамута.
"В целом представленная в Докладе [РСПП] концепция реформирования банковской системы отвечает стоящим перед банковским сообществом проблемам и может быть принята в качестве основы для определения отдельных направлений развития банковского сектора, - говорится в заключении министерства. - Ее выгодно отличает наличие не общих фраз. .. а конкретных мероприятий по реализации банковской реформы, которые, по мнению МАП России, и могут быть предметом дискуссий".
Геращенко ждет от правительства совсем другого решения: он надеется, что основным документом, по которому пойдет реформа в финансовом секторе, станут подготовленные ЦБ "Концептуальные направления развития банковской системы".
МАП считает, что Мамут прав, желая сделать банковскую систему основным источником инвестиционного капитала в России (Геращенко с этим положением спорил, утверждая, что нигде в мире банки не рассматриваются как главный резерв инвестиций). Эксперты министерства указывают, что сейчас вложения в производство на 60% делаются из собственных средств предприятий, 25% - из бюджетов (в основном региональных) и лишь 5% приходится на банковские кредиты. "Фактический совокупный объем кредитного портфеля коммерческих банков, по оценкам специалистов, в 2,5 раза меньше, чем мог бы быть. .. а высоколиквидные средства коммерческих банков, вместо того чтобы способствовать инновационному развитию экономики, создают реальную инфляционную угрозу", - говорится в заключении МАПа.
Министерство согласно с Мамутом и в том, что за ЦБ нужен более жесткий контроль со стороны Счетной палаты, Госдумы и органов исполнительной власти. Особенно волнуют МАП взаимоотношения ЦБ с его "дочками" - участниками финансовых рынков. А самому ЦБ, с точки зрения министерства, следовало бы, как и предлагает Мамут, "увеличить показатели собственного капитала банков, уровень достаточности капитала". Если это приведет к сокращению числа банков - не беда. "МАП России не поддерживает мнение некоторых специалистов о том, что сокращение числа банков способствует повышению риска системного банковского кризиса", - говорится в заключении. А ведь именно этот аргумент приводил Геращенко в своем письме Кудрину.
Правда, в МАПе считают, что Мамут хочет установить для банков слишком высокий порог собственного капитала. Известный банкир считает, что высокий уровень капитала должен быть непременным условием получения генеральной лицензии, а не имеющие такой лицензии банки должны иметь возможность проводить лишь ограниченное количество операций. Но в МАПе возражают: ставить банки с генлицензией в привилегированное положение неправильно. Нельзя, считают в министерстве, и возводить географические барьеры для региональных банков. Все это разрушает конкурентную среду.
Что касается тезиса Мамута о многоуровневой банковской системе, МАП, в отличие от Геращенко, не против. Только третий уровень для министерства - это не столько региональные банки, сколько небанковские кредитные организации, кредитные союзы и другие организации со специальными функциями.
Бюрократический вес у МАПа поменьше, чем у Минфина, Минэкономразвития и ЦБ. Так что поддержка, которую предложения Мамута получили в ведомстве Ильи Южанова, - это лишь локальный успех. Однако ясно, что единогласного одобрения позиция Геращенко в правительстве не получит: прозвучат и требования проводить банковскую реформу быстрее и радикальнее, чем это делается сейчас.
|