Генеральный прокурор России Владимир Устинов сообщил о завершении следствия по уголовному делу о гибели атомохода 'Курск'. На пресс-конференции в пятницу в Москве генпрокурор заявил, что по результатам следствия установлена причина трагедии, которая произошла 12 августа 2000 года в Баренцевом море и стоила жизни 118 человек. 'В ходе следствия установлено, что катастрофа произошла в 11 часов 28 минут 26,5 секунды мск в Баренцевом море вследствие взрыва, центр которого локализован в месте расположения практической торпеды, внутри четвертого торпедного аппарата, и дальнейшего развития взрывного процесса в боевых зарядных отделениях торпед, находившихся в первом отсеке АПРК 'Курск', - сообщил генпрокурор. 'Первичный импульс, инициирующий взрыв практической торпеды, возник в результате нештатных процессов, произошедших внутри резервуара окислителя этой торпеды', - добавил Устинов. Второй взрыв, сообщил он, произошел в 11 часов 30 минут 44,5 секунды, то есть примерно через две минуты после первого. Он привел к полному разрушению носовой оконечности 'Курска', конструкций и механизмов его 1-го, 2-го и 3-го отсеков. В результате второго взрывного воздействия смерть всех моряков-подводников, тела которых в последующем были извлечены из 2-го, 3-го, 4-го и 5-го-бис отсеков, наступила в короткий промежуток времени - от нескольких десятков секунд до нескольких минут. Как отметил Устинов, возможность использования оставшимися в живых членами экипажа всплывающей спасательной камеры отсутствовала из-за разрушения носовых отсеков корабля, поэтому моряки стали готовиться выйти на поверхность через спасательный люк. 'Однако из-за целого ряда объективных факторов, таких как быстрое ухудшение самочувствия людей, ослабленных в процессы борьбы за живучесть под воздействием угарного газа, в условиях недостаточной освещенности отсека, подводники так и не смогли предпринять ни одной попытки выйти из 'Курска' через спасательный люк девятого отсека', - сказал Устинов. 'Согласно выводам экспертов, все находившиеся в 9-м отсеке 23 человека погибли от отравления угарным газом не позднее чем через 8 часов после взрывов. В связи с этим к моменту обнаружения затонувшего крейсера спасти кого-либо из них было уже невозможно', - отметил генпрокурор. По его словам, в ходе следствия установлено, что эвакуация экипажа через спасательный люк с использованием глубоководных аварийно-спасательных аппаратов также была невозможна из-за образовавшейся негерметичности люка. Устинов заявил, что в ходе следствия по делу гибели 'Курска' выявлены нарушения в организации проведения учений и поисково-спасательной операции, допущенные должностными лицами Военно-морского Флота России. 'Как известно, все эти лица наказаны и наказаны очень жестко', - сказал Устинов на пресс-конференции. Вместе с тем генпрокурор подчеркнул, что 'эти нарушения не состоят в причинной связи с гибелью подлодки 'Курск' и ее экипажа, что исключает привлечение кого-либо из них к уголовной ответственности'. Генпрокурор сообщил, что министру обороны РФ внесено представление с требованием устранить допущенные нарушения. Устинов также сообщил, что следствие не считает виновным в катастрофе кого-либо из 118 погибших членов экипажа АПРК 'Курск'. Он сказал, что принято решение прекратить уголовное дело за отсутствием состава преступления в отношении лиц, участвовавших в проектировании, изготовлении, хранении и эксплуатации учебной торпеды 65-76А, поскольку они не предвидели возможности ее взрыва и гибели экипажа вместе с кораблем.
|