"АЛЬ-КАИДА" ("Надежная основа") Усамы бен Ладена создала уникальный прецедент - это первая негосударственная организация, которая находится в состоянии войны фактически со всем мировым сообществом. Бен Ладен смог превратить терроризм из средства протеста и сопротивления в универсальный инструмент борьбы с влиянием Запада на исламский мир. Фактически "Аль-Каида" показала, что даже одна организация способна на равных или почти на равных противостоять совокупной военной, политической, финансовой и идеологической мощи ведущих государств планеты.
При этом "Аль-Каида" оказалась первой террористической организацией, которая никогда не брала на себя ответственность за совершенные теракты и предпочитала оставаться в тени. Ее уникальность заключается еще и в том, что она смогла установить контроль или полностью подчинить множество ранее независимых террористических групп, доселе действовавших независимо друг от друга. Кроме того, "Аль-Каида" впервые уделила особое внимание идеологической и психологической подготовке своих боевиков. Их гибель при выполнении боевых заданий перестала восприниматься как потеря, а считается своего рода привилегией. Организация бен Ладена также первой создала налаженную систему вербовки и подготовки своих членов. По данным ЦРУ, через ее тренировочные лагеря в Афганистане за 1989-2001 гг. прошло от 25 тыс. до 100 тыс. рекрутов. Аналогичные лагеря были созданы и функционировали в Судане, на Кавказе, на Балканах, во многих государствах Ближнего и Дальнего Востока. В результате членами "Аль-Каиды" являются выходцы практически из всех мусульманских государств и регионов мира, в том числе узбеки, казахи, киргизы, туркмены, таджики, азербайджанцы, дагестанцы, чеченцы и др., а ее ячейки обнаружены уже в 34 странах.
"Аль-Каида" начала действовать на территории СССР в конце 1980 гг., когда она основала свой офис в Баку и начала оказывать поддержку азербайджанским моджахедам в их войне против христианской Армении за контроль над Нагорным Карабахом. Примерно 1,5 тыс. афганских ветеранов прибыли в Азербайджан в сентябре 1993 г. Чеченцы также сотрудничали с другими мусульманами из бывшего Советского Союза. В частности, чеченские моджахеды закупали ракеты не только для себя, но и для своих партнеров в Азербайджане и сыграли ключевую роль в захвате города Горадыз, находящегося к юго-востоку от Степанакерта, столицы Нагорно-Карабахской области. Летом 1994 г. их число возросло до 2,5 тыс. После тяжелых потерь в боях с армянами афганская бригада была расформирована в том же 1994 г., однако многие из ее участников участвовали в других региональных конфликтах.
Когда Джохар Дудаев, бывший генерал-майор советских ВВС, начал кампанию по обретению Чечней независимости, "Аль-Каида" уже приступила к активным действиям на территории России. Дудаев поддерживал чеченское отделение организации "Братья-мусульмане". После окончания армяно-азербайджанского конфликта ряд афганских бойцов присоединился к чеченским моджахедам. Военный командир Шамиль Басаев проходил подготовку в Афганистане и имел тесные связи с "Аль-Каидой". В августе 1995 г. из 6 тыс. инсургентов, воевавших против российских войск в Чечне - 300 были "афганскими арабами" (выходцами из арабских стран, имевшими боевой опыт войны в Афганистане против советских войск). Опытные моджахеды из Боснии и Герцеговины и Азербайджана также присоединились к ним. Разведслужбы Саудовской Аравии, Ливана и Ирана напрямую и косвенно поддерживали чеченских партизан.
Усама бен Ладен поддерживал тесные идеологические, технологические и финансовые отношения с Хаттабом, военным командиром моджахедов на Кавказе. В отборной "бригаде 055" "Аль-Каиды", воевавшей в Афганистане против Северного альянса, было необычно много чеченцев и выходцев из бывшей советской Средней Азии. Примерно половина убитых в боях с Северным альянсом членов этой бригады были иностранцы. Для борьбы против русских в Чечне и Дагестане Хаттаб мобилизовал моджахедов из Ингушетии, Осетии, Грузии и Азербайджана при финансовой поддержке "Аль-Каиды". Есть сведения, что бен Ладен передал 25 млн. долл. чеченским моджахедам, однако эта информация не была подтверждена.
Вдобавок к арабскому присутствию в Чечне несколько сот чеченцев тренировались в афганских лагерях "Аль-Каиды". Обученные в этих лагерях бойцы способны занимать серьезные посты. Организация "Аль Ансар", находящаяся под сильным влиянием "Аль-Каиды", считается наиболее жестокой и лучше организованной из трех групп моджахедов, воюющих с Россией в Чечне. "Аль Ансар" также ответственна за организацию большинства атак с использованием самоубийц - ранее в Чечне эта тактика не применялась. Согласно европейским разведывательным источникам, "Аль-Каида" помогала "Аль Ансару" оружием, для этого использовались связи террористов с российскими, украинскими и чеченскими криминальными кругами. Во время первой чеченской войны Украина (в особенности портовый город Одесса) была ключевой территорией для переправки моджахедов и оружия.
Имея базы в Афганистане, "Аль-Каида" не испытывала сложностей с набором сотен рекрутов из бывшей советской Средней Азии. Косвенным признаком этого стал резкий всплеск активности исламистов в Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане, Казахстане и Туркменистане. Исламские движения этих стран собирались создать исламские государства в регионе.
Первая ласточка появилась в 1990 г. Партия исламского возрождения была создана таджикскими интеллектуалами в Астрахани в 1990 г. и поставила своей задачей распространение шариата. Вскоре после этого возникли и другие организации "Тауба" ("Покаяние"), "Ислам Лашкарлари" ("Воины ислама"), "Адолат" ("Правосудие") и т.д. После того как влияние Москвы в Средней Азии ослабло, эти организации начали формировать свои инфраструктуры, строить мечети и основывать религиозные учебные заведения. В Средней Азии также действуют многочисленные международные исламские организации, в том числе имеющие связи с "Аль-Каидой" (например, "Хизб ут-Тахрир" и "Братья-мусульмане").
Возникло, наконец, Исламское движение Узбекистана (ИДУ). Его основателями стали Тахир Юлдажев (Намангани), бывший советский парашютист, сражавшийся в Афганистане, и ваххабит Абдул Ахад, прошедший обучение в Саудовской Аравии. ИДУ выступало против коррупции и пользовалось значительной поддержкой "Аль-Каиды". Сотни членов ИДУ активно участвовали в войне в Афганистане на стороне "Талибана". Талибское правительство Афганистана гарантировало Намангани убежище и не выдало его официальным властям Узбекистана. ИДУ провело несколько кровавых военных рейдов по территории бывших советских среднеазиатских республик, а также виновно в преступлениях, которые относятся к категории террористических актов. В частности, в феврале 1999 г. была совершена серия взрывов в Ташкенте, члены ИДУ похищали мирных граждан (в том числе из Японии и США), казнили солдат правительственных сил, захваченных в плен. Однако ИДУ пользуется большой популярностью среди малообразованных жителей Ферганской долины, в основном этнических узбеков.
"Аль-Каида" поддерживала исламскую таджикскую оппозицию в войне против центрального правительства. Известный полевой командир Хаттаб в Таджикистане проявил свои командные способности, организовав ряд нападений на заставы российских пограничников. Перед этим Хаттаб воевал в Афганистане. В некоторых боях бен Ладен и Хаттаб действовали локоть к локтю, под командованием учителя и наставника Хаттаба Хассана aс-Сарехи. После окончания войны в Таджикистане Хаттаб перебрался в Чечню, где возглавил всех иностранных моджахедов и руководил военными операциями под общим командованием Шамиля Басаева.
По сведениям спецслужб, "Аль-Каида" временно свернула активную террористическую деятельность в Средней Азии и сконцентрировалась на идеологической работе. Многие ее пропагандисты и организаторы после начала антитеррористической операции в Афганистане смогли попасть на территорию Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана.
(Статья подготовлена на основе материалов агентства "Washington ProFile".)
|