"Роптание водителей на красноярских автозаправках сегодня щедро сдобрено отборным матом. Не прошло месяца с предыдущего повышения цен на топливо, как на табло АЗС появились новые цифры: АИ-95 -- 11 рублей 40 копеек, АИ-92 -- 11 рублей, АИ-80 -- 8 рублей 70 копеек за литр... С начала года цены на бензин в Красноярье выросли в 2 раза, и только за последний месяц -- на 60 процентов... В среднем красноярский водитель вынужден теперь выкладывать за одну полную заправку бака более 500 рублей. Между тем, согласно статистике, средняя зарплата в Красноярске -- всего 4216 рублей... Едва ли не половину каждого рабочего дня жители края трудятся на нефтяные компании... Впрочем, множественное число здесь неуместно -- лишь на одну компанию, являющуюся монополистом на красноярском рынке нефтепродуктов -- НК "ЮКОС".
Собственно, из нефтеперерабатывающих предприятий ЮКОСУ принадлежит только одно -- Ачинский нефтеперебатывающий завод. Но это -- единственный в крае крупный переработчик нефти. Построенный в 1983 году, он был рассчитан на производство 7 млн. тонн нефти ежегодно. Этой мощности с лихвой бы хватило на нужды не только края, но и соседних регионов (в отдельные годы на внутрикраевое потребление шло лишь 30 процентов продукции Ачинского НПЗ, остальное продавалось соседям). С сырьем тоже проблем не предвиделось -- завод технологически ориентирован на томскую малосернистую нефть, недостатка в которой никогда не было, как нет и сейчас.
Когда на Ачинский НПЗ после традиционных судебно-арбитражных передряг зашел ЮКОС, в крае это сочли за благо. Основанная в 1993 году компания сумела преодолеть все кризисы и вырасти в нефтяного гиганта, владеющего добывающими предприятиями на территории Самарской области, Восточной и Западной Сибири, четырьмя заводами по переработке нефти в Самаре, Сызрани и Ангарске. Сейчас доказанные запасы нефти на месторождениях ЮКОС составляют около 11,5 млрд баррелей, запасы газа -- 2,6 триллиона кубических футов.
Ачинскому заводу конкурировать со столь мощной вертикально интегрированной нефтяной компанией было бессмысленно... Впрочем, первые годы в отношениях между краем и концерном действительно царили мир да любовь...
Ласковый монополист
Неприятности в отношениях начались гораздо позже, но их предпосылки следует датировать 2000 годом, когда председатель правления НК Михаил Ходорковский на пресс-конференции в Красноярске объявил о том, что в течение трех лет ЮКОС намерен приступить к промышленной добыче нефти на севере края. По его мнению, НК "ЮКОС" должна стать одной из первых компаний, добывших в Красноярском крае "большую нефть". Однако "стратегия освоения -- не повторять ошибки Западной Сибири, не строить города, -- сказал тогда президент "ЮКОС". - Мы будем осваивать красноярские месторождения вахтовым методом, возить людей из Томска, из Красноярска".
Конечно, для края было бы предпочтительней, если бы в Эвенкию (а именно ее недра имел в виду Ходорковский) пришел хозяин, заинтересованный не только в выкачивании соков северной земли, но и в создании чего-то на ее поверхности. Но тогда выбирать не приходилось - краевой бюджет трещал по швам, задолженность по зарплате копилась 7 - 10 месяцев, а кое-где - несколько лет. И администрация Красноярского края подписала с НК "ЮКОС" соглашение о сотрудничестве в 2001 году. Согласно этому документу, "ЮКОС" обязался обеспечить все бюджетные потребности края в ГСМ по сниженным ценам, поставить в Красноярский край около 300 тысяч тонн топлива со скидкой 5% (250- 300 рублей с тонны топлива). Отдельным пунктом соглашения стало выделение годового запаса авиационного топлива авиакомпании "Красноярские авиалинии", на долю которой в Красноярском крае приходилось 90% авиационных пассажирских и грузоперевозок на федеральных направлениях. Соглашение предусматривало также, что ЮКОС делает своим стратегическим партнером по продаже топлива в Красноярском крае компанию "Красноярскнефтепродукт", владеющую сетью АЗС на территории региона (контрольный пакет акций "Красноярскнефтепродукта" принадлежит администрации Красноярского края).
В обмен на эти блага администрация отдала НК "ЮКОС" свой 20-процентный пакет акций Ачинского НПЗ...
Взятие Туры
Бизнес без политической поддержки может существовать, как известно, недолго. При этом, чем он масштабнее, тем острее его нужда в политических подпорках. Развивать нефтедобычу в Эвенкии, не будучи там полноправным хозяином, для ЮКОСа казалось немыслимым. И в апреле 2001 года на пост губернатора Эвенкийского автономного округа проводится Борис Золотарев - директор НК по развитию. Тогда свои виды имела на этот пост и конкурент ЮКОС - "Славнефть", продвигая на тундровые просторы своего кандидата - бывшего федерального инспектора и бывшего заместителя губернатора Красноярского края Евгения Васильева. Но у ЮКОСа оказалось больше возможностей...
Тогда-то, после объявления результатов окружных выборов, край осознал: Эвенкию он потерял. И, не к чести краевой администрации и ее главы Александра Лебедя, к территории тотчас изменилось отношение. Автономный округ, административно входящий в состав края, стал для Красноярска чем-то вроде постояльца в коммунальной квартире. ЭАО страдает от наводнения, но "край" помогать не спешит. Золотарев ликвидирует в Эвенкии муниципалитеты и районную власть - "край" смотрит на это со стороны (за исключением краевого суда, рассмотревшего вопрос о законности ликвидации территориально-административной структуры). В округе учащаются случаи массовых голодовок в знак протеста - Красноярск молчит. А чего, мол, вмешиваться: Эвенкия теперь - вотчина НК "ЮКОС", пусть та и разбирается...
Между тем, руководство ЭАО безразличное отношение "старшего брата" устраивало не вполне. Мало того, что Тура связана с Красноярском сотнями экономических нитей. Существовали, несомненно, и чисто человеческие амбиции. Золотарев хотел стать полноценным губернатором, таким же, как Александр Лебедь, или никелевый хозяин Таймыра Александр Хлопонин. Не местечковым руководителем территории с населением 18 тысяч человек, а равным среди равных. Однако Красноярск постепенно вообще переставал с ним считаться... Последней каплей послужило полное безразличие к его мнению относительно предполагаемого объединения края, Таймыра и Эвенкии в единый субъект Федерации, инициированное Владимиром Путиным. По словам Золотарева, с ним даже никто не счел нужным посоветоваться по этому поводу - мол, Александр Лебедь поставил перед фактом: объединяемся - и точка.
Очень обиделся тогда Борис Николаевич на Александра Ивановича. "Заявление Лебедя - политический демарш, сделанный с позиций сильного к слабым", "Заявления такого плана нельзя делать без предварительных встреч и договоренностей" - вот далеко не самые резкие высказывания Золотарева тех дней.
Обида оказалось столь сильна, что Золотарев наотрез отказался принять участие во встрече трех губернаторов, посвященной вопросу объединения. Ее планировали на 15-16 апреля этого года. А уже 22 апреля заместитель губернатора Красноярья Дмитрий Терешков сообщил общественности, что ЮКОС выставил краю ультиматум: если до 1 мая администрация не найдет 252 миллиона рублей для оплаты поставок, горючее отгружаться не будет. Совпадение?
Нарушители конвенции
Видя, что отношения с монополистом накаляются, некоторые хозяйствующие субъекты стали напрямую договариваться о поставках ГСМ не с ЮКОСом, а с уфимским предприятием "Башкирнефтепродукт" - государственной структурой, отпускные цены которой были ниже. Башкирские масла обходятся красноярцам примерно в два раза, а бензин и дизтопливо -- примерно на 20% дешевле юкосовских, несмотря на то, что доставлять горючее из Башкирии гораздо более накладно, чем из Ачинска. Но это лишь раззадорило монополиста. Ультиматум, предъявленный краю, означал одно -- ЮКОС решил поставить краевую власть в сложную ситуацию, чтобы впоследствии попытаться получить какие-то гарантии сохранения монополии на поставки. И показать, кто есть кто.
А цены на заправках, между тем, неуклонно ползли вверх.
- Очень сложно говорить о ценовой политике НК "ЮКОС", которая однозначно занимает монопольное положение в крае, - считает председатель комитета цен администрации Красноярского края Татьяна Крылова. - ЮКОС, по экспертным оценкам, проводит по отношению к нашему краю дискриминационную политику. Его предприятия присутствуют и в Иркутской области, и в Хакасии, но там отпускные цены ниже, чем у нас. Объяснения, которые даны сейчас представителями ЮКОС (сезонный всплеск цен, инфляция и т.п.) я считаю необоснованными.
Чем закончится противостояние края и амбициозного монополиста -- предсказать трудно. Рычагов воздействия на ЮКОС у администрации края практически нет. А неприятностей "обидевшийся" концерн может доставить краю очень и очень много. Имея разветвленную и отлаженную сбытовую сеть ему практически нечего бояться конкурентов. Искусственно взвинченные цены на горючее, как паровоз, потянут за собой повышение цен буквально на все. Между тем, приближается уборочная кампания, успех которой зависит уже не столько от губернской управы, сколько от господина Ходорковского. Похоже, дело действительно "пахнет керосином"...