Николай Винниченко: мои полномочия аналогичны полпредовским но распространяются на Санкт-Петербург
"В эти дни исполняется два года, как в России появились федеральные округа, во главе которых встали назначенные Владимиром Путиным президентские полпреды. Согласно разделению должностных обязанностей, Петербург в аппарате Северо-Западного полпреда Виктора Черкесова курирует главный федеральный инспектор Николай ВИННИЧЕНКО. Сегодня он отвечает на вопросы "Дела".
Полномочий мне достаточно
- Каково место главного федерального инспектора в структуре петербургской власти?
- Я являюсь сотрудником аппарата администрации президента и аппарата полномочного представителя по Северо-Западному федеральному округу. Полномочия мои аналогичны основным полномочиям представителя президента, но распространяются на Санкт-Петербург.
Основные задачи, которые мы решаем, - проведение на территории города политики президента. Наша основная задача - координация действий федеральных структур на территории Петербурга. Но не только федеральных, но и исполнительной, законодательной, муниципальной ветвей власти, обеспечение правильности кадровых решений в Петербурге, наградной политики президента. Говоря газетным языком, наша главная задача - обеспечение правильности проведения политики президента на территории конкретного субъекта Федерации.
- Не секрет, что петербуржцы все более критично оценивают деятельность городских властей, - об этом свидетельствуют результаты всех последних социологических исследований. Уровень доверия к городской исполнительной власти находится на уровне 30 %. Достаточно ли вам полномочий, чтобы уравновешивать деятельность городских властей?
- Я считаю, что полномочий достаточно. Прежде всего они выражаются в координации действий федеральных структур на территории города. Властных полномочий как таковых (вот я решил, а ты сделал) у нас нет - полномочия у нас в большей степени политические. Властные же полномочия мы реализуем через представителей федерального центра здесь, на месте, и через управление контрольной инспекции президента, которое существует в штате полномочного представителя. Оно обладает правом ставить вопрос об отставке чиновников и об устранении нарушений, выявленных в ходе проверок.
- С Владимиром Яковлевым вы часто встречаетесь?
- С губернатором мы встречаемся, как минимум, на заседаниях городского правительства (раз в две недели) плюс решаем рабочие вопросы, которые периодически возникают. То есть личные встречи не носят, скажем, постоянный характер, а происходят по мере необходимости.
Петербург - инвестиционно отстающий регион
- В минувшем году - как, впрочем, и во все предшествующие годы - городские власти трубили о возрастающем количестве привлеченных в Петербург иностранных инвестиций. Однако при детальном рассмотрении оказывается, что из заявляемых Смольным $ 1,1 млрд. прямыми инвестициями на самом деле являются лишь чуть больше ста миллионов. Все остальное - кредиты. Правильно ли на ваш взгляд относить кредиты к инвестициям? Как с радужными докладами городских властей соотносится высказывание российского президента Владимира Путина о том, что "он озабочен ситуацией в Петербурге, в частности, невысоким объемом иностранных инвестиций"?
- Наверное, теоретически, если говорить экономическим языком, кредиты являются одной из форм инвестиций. Однако ставить знак равенства между кредитом и инвестицией, конечно, нельзя. Кредиты - это лишь заимствование денежной массы с последующим возвращением с процентами.
Может быть, я говорю об азах, но одним из критериев привлекательности региона как раз и является инвестиционный климат - то есть количество вложений иностранных или российских денежных капиталов в развитие той или иной отрасли промышленности либо вхождение в какой-то иной форме: акциями, долей уставного капитала. К сожалению, сегодня на Северо-Западе - два инвестиционно отстающих региона. Это Калининград и Санкт-Петербург. Это те регионы, в которые пока с определенным опасением привлекаются иностранные капиталы и инвесторы. Эта оценка базируется не только на выкладках аналитиков, но и, кстати, совпадает с теми выводами, которые недавно в Петербурге освещал помощник президента по экономике Андрей Николаевич Илларионов.
Нельзя не сказать, и это широко освещалось в средствах массовой информации, о последнем присуждении Ленинградской области диплома как наиболее инвестиционно привлекательному региону России. Независимые эксперты из Соединенных Штатов провели это исследование и пришли к такому выводу. Конечно, Петербург существенно, на мой взгляд, проигрывает своему соседу. Чем это объясняется? Наверное, для этого необходимо отдельное экономическое исследование и сейчас однозначных выводов делать не нужно, но это явно один из тревожных звонков для городской администрации, над которым ее руководству следует серьезно задуматься. Она-то как раз, видимо, и должна такие исследования произвести. В какой форме они будут: в форме ли социологического опроса, опроса ли инвесторов, опросов ли соседних инвесторов (почему они идут в область, а не в Петербург) - это им решать.
По нашей оценке, иностранных инвестиций в городскую экономику, конечно, должно быть и могло быть куда больше. Но в силу каких-то причин их не так много, как хотелось бы. И, конечно, ставить знак равенства между инвестициями и кредитами я бы не стал. Кредиты в любом случае куда менее привлекательная форма вложения капитала.
- Вы уверены, что городские власти действительно будут проводить какие-то исследования? Ведь они весьма твердо и уверенно заявляют, что выбранная ими система подсчета правильная, и, кажется, сходить с этого вовсе не собираются.
- Одна из форм объяснений - газетная публикация. Я уверен, что и комитете финансов, и в руководстве городской администрации работают достаточно опытные люди, трезвомыслящие специалисты, которые не могут не задумываться над происходящими процессами и обязаны работать над исправлением негатива.
- По итогам 2001-го года существенно замедлились темпы экономического развития Петербурга. Рост городской промышленности и вовсе остановился, составив заметные, вероятно, лишь статистикам 0,2 %. Причины этого, на ваш взгляд, в большей степени носят объективный или же субъективный характер?
- Наверное, все процессы есть совокупность объективных и субъективных факторов. Ведь российская экономика тоже несколько замедлилась в темпах развития. Думаю, что общие для страны тенденции не могут не проявляться и в Санкт-Петербурге. Причины, наверное, одни и те же. Мне трудно сейчас назвать основные - здесь целый спектр, целый комплекс взаимосвязанных причин. Но я не исключаю и даже уверен, что есть и ряд субъективных моментов, которые тоже налагают свои отпечатки на ситуацию.
Наверное, их отражением может являться анализ, который проводят специалисты, исследующие работу комитета финансов городской администрации. Например, те замечания, которые к ней высказывала Контрольно-счетная палата - о неправильным перераспределении бюджетных средств и неправильным показанием и оценкой уровня доходов и прибыли. В настоящее время по выявленным в деятельности комитета финансов нарушениям прокуратура возбудила и расследует уголовное дело. Это и есть иллюстрация моих слов, подтверждение того, что субъективный фактор в бюджетных процессах и в городском хозяйстве, конечно, тоже имеет место и влияет очень существенно на ситуацию в Петербурге.
- Если я вас правильно понял, в функции федерального инспектора входит в том числе и координация работы правоохранительных структур в Петербурге?
- Совершенно верно. Естественно, не только правоохранительного блока, а всех федеральных структур (их в городе более пятидесяти), но правоохранительный блок - основной.
- Все новым и новым высокопоставленным чиновникам Смольного предъявляются коррупционные обвинения. Четыре подследственных вице-губернатора - не слишком ли много для одного регионального правительства?
- Для Санкт-Петербурга это более чем много. Причем не только для Петербурга, но и для любого другого города России. Памятны аналогичные скандалы в Курске, когда вице-губернаторов подвергали уголовному преследованию. Тогда очень неприятно чувствовал себя губернатор, поскольку речь шла о его заместителях, его ближайших сторонниках. Я думаю, так же неуютно чувствует себя и В.А. Яковлев, так что это один из поводов для него еще раз обратить внимание на окружение, более пристально отслеживать работу ближайших соратников.
- Несет ли Владимир Яковлев персональную ответственность за действия своих заместителей?
- Я думаю тут целый комплекс факторов. Это и личностные характеристики заместителей. Естественно, губернатор несет ответственность за происходящее, поскольку он - высшее должностное лицо субъекта Федерации, отвечающий за все процессы в городе. В том числе и за те действия, которые квалифицированы как преступные, со стороны заместителей губернатора.
- Вы упомянули о скандале вокруг Контрольно-счетной палаты, когда полпредство четко выступило на стороне ее председателя Дмитрия Буренина. Однако еще с прошлого лета в городе развивался другой громкий скандал, в котором полпредство также принимало активное участие. Я имею в виду ситуацию вокруг зоопарка.
- Я бы сразу хотел оговориться. В то время, когда мы вмешивались в этот конфликт, мы получили несколько упреков от администрации Петербурга в том, что вторгаемся в непосредственную хозяйственную деятельность города. Поэтому оценивать ситуацию с перепрофилированием и перерегистрацией городского учреждения "Ленинградский зоопарк" в государственное унитарное предприятие я не могу. Надеюсь, что это наиболее оптимальная форма, которую избрала администрация.
Здесь настораживает другая ситуация. Публиковались цифры проверок, пятнадцати проверок зоопарка только за последний год - кажется, у администрации есть гораздо больше объектов действительного беспокойства, нежели скромный зверинец, который, по нашей оценке, достаточно динамично, стабильно функционировал. Когда на одну доску ставятся губернатор и директор зоопарка в качестве противоборствующих фигур - это выглядит несколько странно. Но именно к такому противостоянию все и свелось.
А это не только настораживает, но и вносит тревогу в оценку правильности действий людей, которые конфликту придают политический характер. Интенсивность, с которой подвергался гонениям Корнеев, заставляет задуматься. Поэтому и данная точка зрения была доведена до президента.
Мы ведь никогда не допустим, чтобы зоопарк был ликвидирован (напомню, это декларировалось изначально, против чего, собственно, Корнеев и выступил). И мы никогда не допустим, чтобы коллекция животных, которая есть, была бы утрачена или ей причинен ущерб: она является достоянием не только Петербурга, но и всей России.
Сегодня процесс защитных действий вновь активизировался. Мы получили обращение, адресованное президенту и подписанное членами международной Ассоциации Зоопарков и Аквариумов "Ераза", его подписало большинство руководителей зоопарков России и стран СНГ. Специалисты консолидировано выступают в защиту директора, они осуждают действия, которые привели к его отставке. А коль есть обращения, то мы вновь стали заниматься данной проблемой.
КАД - к 2005-му. Дамбу - к 2010-му. Ориентировочно
- Странная ситуация сложилась со строительством Кольцевой автодороги и с финансированием стройки. Как полпредство оценивает ситуацию?
- Полномочный представитель в силу своих обязанностей не может не отслеживать ситуацию с КАДом. Вместе с тем, основной контроль осуществляется генеральным подрядчиком - Росавтодором, лично первым заместителем министра транспорта Слюняевым.
Строительство было начато, по меткому выражению губернатора, "хулиганским способом", то есть явочным порядком, без должной экспертной проработки ситуации. В результате оказалось, что имеются участки, которые подошли к некоторым жилым массивам, подлежащим расселению (что специалистами не предусматривалось), либо уперлись в лесные массивы, вырубка которых запрещена, либо не всегда сопровождались комплексным решением вопросов, связанных с освоением отводов полотна по обеим сторонам и продумыванием инфраструктуры, которая бы сопровождала дорожное строительство.
Оказалось, что в ряде случаев имеется тупиковая ситуация, вершиной которой явилось известное постановление Верховного суда, признавшего незаконным решение правительства о начале строительства дороги. Это решение сейчас находится в стадии обжалования. К чему приведет судебная тяжба? Хочется думать и верить, что вердикт будет приемлемым для обеих сторон, однако половинчатого решения, наверное, не должно быть.
Поэтому, оценивая ситуацию с дорогой, я бы сегодня не назвал ее радужной. Это понимают все: и губернатор, и Росавтодор. Ситуация сложная. Наверное, этим вызваны управленческие решения по смене ряда подрядчиков, переоценка финансирования проектно-сметной документации. Первоначально известно, что КАД должен был быть сдан к 2003-му году, но сегодня понятно, что этого не случится. Ориентировочный срок - 2005-й год.
- Имеется в виду восточное полукольцо или же вся дорога?
- Восточное полукольцо. Сроки строительства западного полукольца еще не намечались.
- Значит, не намечались и сроки окончания строительства дамбы, без которой западное полукольцо функционировать просто не может?
- Согласно планам строительства дамбы, ее сдача намечена на 2008-2010-й годы. Удастся это сделать или нет - сложно сказать: проблемы у строительства огромные.
- Третий глобальный транспортный проект, усиленно лоббируемый Смольным в последнее время, - сооружение Западного скоростного диаметра. Москва каким-то образом задействована в процессе?
- Федеральный центр прорабатывает вопросы финансирования официально объявленного радиуса строительства Кольцевой дороги, который Западный скоростной диаметр не включает.
Скандалов пытаемся избежать
- Прошлой весной в Петербурге разразился скандал, связанный с объемом средств, выделяемых из федерального бюджета на петербургское трехсотлетие. Полпред Черкесов говорил о 40 миллиардах рублей, губернатор Яковлев - об одном миллиарде. Какая из версий сегодня кажется точнее?
- На последнем заседании госкомиссии, посвященном празднованию 300-летия, была озвучена цифра: 4 миллиарда рублей, которые будут направлены на юбилей, правда, с учетом празднования тысячелетия Казани. Ориентир постоянно меняется и, к сожалению, в сторону уменьшения. Это, видимо, говорит и о том, что соответствующие органы и комиссия по 300-летию анализируют ситуацию, уточняют траты, которые должны быть произведены.
- Однако вокруг того, как горадминистрация расходует федеральные деньги, постоянно возникают недоразумения. Много шуму наделали результаты последней проверки российской Счетной палаты, согласно которым значительные федеральные средства расходовались в Петербурге нецелевым образом. Не приведут ли выводы федеральных контролеров к очередному сокращению финансирования?
- Мне бы не хотелось, чтобы это произошло, мы делаем сейчас все, чтобы избежать скандала, о котором вы сказали. Это понимает и губернатор, это понимает и полномочный представитель президента. К слову, еще летом прошлого года была создана и сейчас осуществляется совместная программа аппарата полномочного представителя и двух администраций субъектов Федерации - Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Программа подписана всеми руководителями, она действует. В этом, как мы надеемся, один из залогов нормальной подготовки города к трехсотлетию.
"