Хотя официально датой образования Волжского нефтеналивного пароходства "Волготанкер" считается 17 апреля 1938 года, когда наркомом водного транспорта СССР был подписан приказ о его создании, более чем вековая история компании восходит к дореволюционному картелю "Нобель-Мазут". У истоков создания картеля стояли Людвиг и Роберт Нобели - братья ставшего знаменитым на весь мир Альфреда Нобеля, основателя Нобелевского фонда. В 70-х годах ХIХ века братья занялись добычей нефти в Азербайджане, что потребовало решения вопроса о транспортировке нефти. Так появилось "Товарищество братьев Нобель". Людвиг Нобель решил объединить наливную баржу с пароходом и спроектировал первый в мире морской самоходный танкер "Зороастр", названный в честь древнеиранского пророка огнепоклонства.
В 80-х годах прошлого века фирма Нобелей открыла постоянные маршруты своих танкеров по Волге. Во всех волжских городах появились нобелевские конторы и пристани. В Самаре открылась пристань "Товарищества братьев Нобель", а также емкости для хранения нефтепродуктов.
Товариществом был даже построен свой населенный пункт. В 1881 году на правом берегу Волги, у Астрахани, появился крупный поселок под названием Нобелевский городок, с отлично развитой инфраструктурой, включавшей в себя пристани, цистерны для хранения керосина с подземными трубопроводами для подачи нефтепродуктов, механические мастерские и плавучий док. "Столица" нобелевского предприятия трансформировалась после революции в Астраханский судоремонтный завод имени Ленина, вошедший в 1938 году в пароходство "Волготанкер".
В начале XX века "Товарищество братьев Нобель" построило первые в мире наливные теплоходы - дизельные танкеры "Сармат" и "Вандал", превосходившие танкеры-пароходы. В 1905 году был создан картель "Нобель-Мазут" ("Нобмазут"), в задачи которого входило не только производство, но и переработка, транспортировка и продажа нефти. Ну а после 1917 года в Самаре, с целью монопольной эксплуатации танкеров в интересах Советского государства, было организовано пароходство "Волготанкер". Весь флот Нобелей, уцелевший в гражданскую войну, стал составной частью государственного предприятия "Волжское ордена Трудового Красного Знамени РСФСР нефтеналивное речное пароходство "Волготанкер".
Тень Дарта
Пароходство относилось к числу предприятий, приватизация которых осуществлялась только по решению Госкомимущества России. Для "Волготанкера" применялась индивидуальная схема приватизации: в акционерное общество на правах отдельных юридических лиц вошли 14 предприятий, входивших в пароходство - региональные управления, ремонтные подразделения и так далее. Довольно долго план приватизации обсуждался ГКИ и Департаментом речного флота Минтранса. Он был принят, и в декабре 1992 года состоялся первый и пока единственный выпуск ценных бумаг акционерного общества. Было размещено 10583970 акций номинальной стоимостью 0,1 руб., из которых 51% по закрытой подписке был размещен среди членов трудового коллектива, 20% - закреплено в федеральной собственности, 5% - передано в ФАРП и еще 24% - реализовано на чековых и денежных аукционах. Уставный капитал предприятия составил 1 млрд 54 млн рублей.
Закрепленные в федеральной собственности 20% акций "Волготанкера" должны были остаться у государства на три года, с последующим представлением приоритетного права на их выкуп трудовому коллективу.
На чековых и денежных аукционах, проведенных Фондом имущества в 1993-1994 гг., в покупках акций "Волготанкера" приняли участие несколько региональных брокеров, однако в целом этот процесс прошел спокойно. Но зато уже в конце 1995 года акции пароходства стали предметом особого внимания региональных и московских операторов. Одним из первых это предприятие стало объектом уже как бы вторичной приватизации.
В ноябре 1995 года прошел всероссийский специализированный аукцион по продаже пакета в 6,64% акций "Волготанкера". Крупнейшим покупателем на аукционе стала некая Nikitas Securities Ltd., заплатившая по 11,7 тысяч рублей за каждую из приобретенных ею 259102 акций. Еще одним крупным покупателем стало ЗАО "АВО", купившее 420 тысяч акций.
К этому времени уже год - с ноября 1994 года - шла крупномасштабная скупка акций "Волготанкера", в основном у работников пароходства. Поскольку жили они не только в Самаре, а и во многих других местах, - от Перми до Астрахани - то брокеры, перемещающиеся по Волге, представляли собой нечто вроде агитационного парохода.
В числе крупных покупателей акций фигурировали московские инвестиционные компании "Тройка Диалог" и "Ринако", а также ряд менее известных брокерских компаний. Цена акций росла быстро - в конце года рядовой работник пароходства, владеющий пакетом в 20-30 акций, мог получить за акцию до 60 тысяч рублей, а обладатель крупного пакета в несколько сотен или тысяч акций (это случалось с менеджерами пароходства) - до 100 тысяч рублей за акцию. Участие в покупках акций "Волготанкера" приписывали в том числе и международному спекулянту Кеннету Дарту, известному в основном по другим громким сделкам. Однако Кеннет Дарт, если и участвовал в скупках, то акционером не остался и свои акции, если они у него были, перепродал. Зато в 1994-1995 гг., пользуясь услугами ряда мелких брокеров, сформировала свой пакет английская компания ING Baring.
К началу 1996 года активность интересующихся акциями пароходства постепенно упала: просто акций на рынке оставалось мало. Теперь для того, чтобы стать крупным акционером "Волготанкера", работать нужно было уже не с трудовым коллективом.
Вдоль да по речке
В апреле 1997 года появилась информация, что в состав акционеров "Волготанкера" через инвестиционную компанию "Русские инвесторы" вошла нефтяная компания "ЮКОС". Интерес компании к пароходству был вполне понятен. После вхождения в акционеры компании, "ЮКОС" быстро превратился в ее крупнейшего грузоотправителя.
К началу 1998 года в "Волготанкере" сформировались практически равноценные пакеты у трех акционеров: группа "Роспром-ЮКОС" контролировала порядка 30% акций, компании Burlington Investment Ltd принадлежало 20,7%, и еще 20% акций пароходства оставались в руках государства в лице Фонда имущества Самарской области.
Одновременно развернулась борьба за пост генерального директора, поскольку истекал срок действия контракта действующего директора - г-на Строкина. В марте-апреле 1998 года, незадолго до очередного собрания акционеров, появилась информация, что теперь НК "ЮКОС", сделав новый выбор, будет ратовать за 43-летнего Валерия Горчакова, который занимал должность первого заместителя Николая Строкина и предложит через "Русских инвесторов" его кандидатуру на должность генерального директора акционерного общества. Но в ходе прошедшего годового собрания в 1998 году акционеров, смены власти на предприятии на тот момент не произошло, и генеральным директором с большим перевесом голосов был вновь избран Николай Строкин. В этом же 1998 году на пост заместителя генерального директора по финансам "Волготанкера" с аналогичной должности в "Самаранефтегазе" перешел Виктор Дмитриев. По настоятельной просьбе НК "ЮКОС".
Начало 1999 года на "Волготанкере" ознаменовалось попыткой раздела флота компании между частными акционерами. В феврале члены совета директоров большинством голосов приняли решение о реструктуризации путем выделения активов до 25% в две судоходные компании: ЗАО "Волготанкер-Юг" - каспийское направление деятельности и ЗАО "Волготанкер-Север" - Волга и направление Северной и Западной Европы. При этом в "Волготанкере" оставалось только 49% собственности. Кроме того, в ЗАО "Волготанкер-Юг", контролируемом иностранными инвесторами, уходил бы "новый" флот, средний возраст которого оценивается в 13 лет (в то время как средний возраст судов флота ОАО "Волготанкер" составлял 20 лет). Разумеется, не осталась бы при реструктуризации в накладе и НК "ЮКОС", которая надеялась получить контроль по той же схеме над ЗАО "Волготанкер-Север". При этом предполагалось включить в контролируемое "Бэрингсом" ЗАО "Волготанкер-Юг" 41 танкер и нефтерудовозы, а также верфь имени Ленина в Астрахани.
Объем перевозок у новой компании должен был составлять 1,67 млн тонн, валовая прибыль - около $3 млн, при рентабельности в 13%. Новое ЗАО было призвано стать ведущим грузоотправителем сырой нефти и нефтепродуктов с Каспия на Черное море через Волго-Донской канал, а также оператором внутренних перевозок "ЛукОЙЛа", "Туркменнефтегаза" и других отправителей.
По мнению областной администрации, в случае подобной реструктуризации самое крупное в Европе пароходство медленно, но верно превратилось бы в некий вспомогательный механизм, координирующий деятельность ЗАО. И администрацией области в Арбитражный суд был подан иск "О признании недействительным решения совета директоров ОАО "Волготанкер" от 9 февраля 1999 года". Однако состоявшийся в апреле суд отказал в иске администрации области.
Борьба между акционерами обострялась, хотя в целом не выходила за рамки "бумажной". Область, для которой разделение "Волготанкера" между акционерами было чревато полной потерей контроля над крупнейшим налогоплательщиком и в перспективе - снижением налогооблагаемой базы, уходом как минимум части флота, вынуждена была сблокироваться с НК "ЮКОС". Вопрос оставался о цене, но факт остается фактом - руководство компании решило не настаивать на реструктуризации, чтобы не обострять и без того сложные отношения с регионом.
Перед годовым собранием акционеров 28 мая 1999 года подал в отставку генеральный директор "Волготанкера" Николай Строкин, но, тем не менее, его кандидатура оставалась в списках претендентов на пост генерального директора наравне с Валерием Горчаковым (кандидатурой от ЮКОСа) и Дмитрием Бутаковым (поддерживаемым "Бэрингом"), заместителем генерального директора по флоту и внешнеэкономическим связям.
Нобелевская премия
На годовом собрании акционеров и последовавшим за ним заседании совета директоров генеральным директором был избран поддерживаемый ЮКОСом Валерий Горчаков, несмотря на то, что иностранные держатели акций, консолидировав свои усилия, сделали все, чтобы заблокировать вопрос о выборах генерального директора. 12 августа на очередном плановом заседании совета директоров с ним был подписан контракт. Но не обошлось без неожиданностей. К удивлению некоторых участников мероприятия и особенно представителей НК "ЮКОС", в заседании принял участие Дмитрий Малышев, генеральный директор инвестиционной компании "Газинвест", который представлял интересы ряда иностранных акционеров "Волготанкера", в том числе английской компании ING Baring. Как оказалось, иностранные инвесторы, которым в общей сложности принадлежало порядка 25-26% акций волжского пароходства, приняли решение о переуступке части своего пакета (6%) ИК "Газинвест".
Правда, вопрос о целях "Газинвеста" как акционера "Волготанкера" оставался без ответа. Руководители и инвестиционной компании, и владевшей ей АДС "Волгопромгаз" в течение всего недолгого времени, что ФПГ была акционером пароходства, тщательно избегали объяснений на тему того, зачем же им нужен пакет акций "Волготанкера". Вскоре после этого, в ноябре, Самарский областной арбитражный суд удовлетворил иск одного из акционеров волжского нефтеналивного пароходства - Вurlington Investments Ltd и признал недействительным пункт устава ОАО "Волготанкер", используя который, собрание акционеров, в сущности, делегировало свои полномочия по избранию генерального директора совету директоров, в результате чего не было учтено мнение иностранных акционеров, оставшихся в меньшинстве, что позволило им потребовать пересмотра решения о назначении Валерия Горчакова генеральным директором. Внеочередное заседание совета директоров "Волготанкера", на котором должны были назначить нового генерального директора, было назначено на 8 декабря. На нем новым генеральным директором компании был избран Владимир Коряков, бывший ранее директором одной из ее дочерних фирм - "Башволготанкера". Коряков удовлетворил интересы всех сторон, а областная администрация не потеряла контроль над ситуацией в пароходстве.
В сентябре 1999 года инвестиционная компания "Русские инвесторы", действующая от лица своих клиентов (НК "ЮКОС"), объявила о готовности купить 15% акций пароходства на закрытом аукционе, который был назначен на 1 октября. Одновременно "Русские инвесторы" начали скупку акций у отдельных граждан, на руках у которых еще оставалось, по некоторым оценкам, 10-12% общего количества акций ОАО "Волготанкер". Акции скупались в Самаре, Уфе, Астрахани и Москве по рекордно выгодной цене - 46 рублей за одну десятикопеечную акцию. Целью было получение контрольного пакета акций, расчетные затраты на его получение для НК "ЮКОС" составляли три миллиона долларов.
А 28 декабря, на внеочередном собрании акционеров, проводимом в форме заочного голосования, было вынесено рассмотрение вопроса "О заключении сделки бербоут-чартер с компанией Burren Energy Shipping & Transportation". На котором абсолютным большинством голосов сделка по получению судоходной компанией "Баррен Энерджи", входящей в состав "Бэринга", по договору бербоут-чартера 16 судов на 15 лет была одобрена. Переданные суда остались в собственности "Волготанкера". Для управления арендованным флотом, предназначенным для перевозки туркменской нефти через Волго-Донской канал до Черного моря, было создано ЗАО "Burren Energy Shipping & Transportation" ("BEST-Самара").
Кстати, сейчас Burren Energy расширяет сферу своих интересов. Так, в середине 2000 года она стала основным оператором и владельцем Небит-Дагского нефтяного месторождения.
Инициаторами сделки стали иностранные акционеры. Они в результате и получили наибольшую выгоду, а именно: вполне пригодные для эксплуатации суда, доступ на новые рынки. Таким образом, иностранцы смогли активизировать свое присутствие на Каспии, где у них имеются серьезные стратегические интересы. В обмен НК "ЮКОС" получил контрольный пакет "Волготанкера", а его представители заняли место иностранных акционеров и в общей сложности получили абсолютное большинство в совете.
На момент закрытия реестра в начале 2000 года около 60% акций "Волготанкера" контролировались ОАО "НК "ЮКОС", 13% - "Газинвестом", а 20% акций находились в федеральной собственности. Как следствие, на прошедшем в мае 2000 года общем собрании акционеров семь из девяти мест в совете директоров заняли представители ЮКОСа. Принадлежащие "Газинвесту" акции затем были "проданы обратно" в "Бэринг-Восток".
В целом 1999 год и 1-е полугодие 2000 года характеризовались существенным ростом доли юридических лиц в составе акционеров предприятия - с 75% до 95,08%. Лишь 4,92% акций "Волготанкера" осталось в руках у физических лиц - преимущественно бывших и нынешних работников предприятия. С января 1999 года и по 12 апреля 2000 года по акциям "Волготанкера" была зарегистрирована 1271 сделка, в основном это сделки купли-продажи между физическими и юридическими лицами. Для сравнения: за 1998 год было зарегистрировано только 370 сделок с акциями, причем главным образом речь шла о договорах о номинальном держании акций. Среди самых активных покупателей акций оказалась ИК "Русские инвесторы", действующая по поручению НК "ЮКОС". Пик сделок пришелся на второе полугодие 1999 - начало 2000 года. Аналогичная ситуация наблюдалась при вхождении ЮКОСа в акционеры "Волготанкера" в 1996 - начале 1997 г.
Самоуправление
Но недолгий мир, установившийся в начале 2000 года, вскоре был нарушен. 23 сентября глава ЮКОСа Михаил Ходорковский сделал сенсационное заявление: компании группы НК продали менеджерам "Волготанкера" и ООО "Волготанкер-АМС" (дочерняя фирма "Волготанкера", занимающаяся стратегией развития пароходства) все акции компании, контролируемые ФПГ. Новых владельцев акций объединяет одно - тесная взаимосвязь либо с самим ЮКОСом, либо с его структурами. По итогам состоявшегося 15 ноября собрания акционеров, четыре места в совете директоров заняли непосредственно менеджеры ООО "Волготанкер-АМС": исполнительный директор Андрей Азаров, управляющая делами Ольга Густова, вице-президент Алексей Дукаревич и президент Александр Александрович. Еще два места получили близкие к ООО "Волготанкер-АМС" руководители "Волготанкера" - генеральный директор Владимир Коряков и его заместитель Виктор Дмитриев. Еще два места достались представителям государства, которое контролирует порядка 20% акций компании. Представителю западного инвестиционного фонда Barrings досталось одно место в совете.
А уже 14 декабря 2000 года совет директоров ОАО "Волготанкер" решил обратиться в Лондонский арбитражный суд, чтобы оспорить документы, по которым его 16 танкеров передавались кипрской компании Burren Energy Shipping&Transportation (близкой к акционеру пароходства - группе ING Barings).
В феврале 2001 года в Арбитражный суд Самарской области от миноритарного акционера, ООО "Чебер", был подан иск с требованием признать незаконным назначение генеральным директором "Волготанкера" Владимира Корякова, который и признал его недействительным. 10 апреля того же года совет директоров предприятия согласился с решением суда, и Корякова назначили и.о. Данный прецедент давал некоторое преимущество по возможности оспаривания законности вопроса по бербоут-чартеру 16 танкеров, решение о передачи которого принималось при генеральном директоре Корякове.
10 же апреля совет директоров "Волготанкера" утвердил итоги тендера на коммерческое управление флотом при работе с иностранными компаниями. Победителем тендера была признана 100%-я "дочка" пароходства - компания Volgotanker Marine Service A/S, зарегистрированная в 2001 году в Дании. Компании-победителю должны были быть переданы все экспортные фрахтовые операции "Волготанкера", включая заключение контрактов на перевозку грузов. Она же должна была стать единственным фрахтователем судов для экспортных перевозок (90% от объема всех перевозок пароходства). Baring же посчитал, что перемены приведут к ослаблению контроля со стороны миноритарных акционеров над финансовыми потоками и политикой пароходства.
Иностранные акционеры ответили продолжением борьбы. Летом были инициированы еще три разбирательства. В одном иске "Бэринг" требовал признать недействительным понижение в статусе гендиректора пароходства Владимира Корякова до и.о., в другом оспаривал правомерность покупки "Волготанкером" Рыбинского судостроительного завода, в третьем - передачи коммерческого управления флотом датской компании Volgotanker Marine Service AS.
В течение года судебные процессы не принесли желаемого результата ни истцу, ни ответчику. В результате, к сентябрю конфликт между "Волготанкером" и группой ING Barings завершился мировым соглашением. По их собственному признанию, они посчитали, что договориться будет дешевле, чем судиться дальше. Управляющий партнер компании Baring-Vostok Алексей Калинин оценил только начальные судебные издержки в сотни тысяч долларов.
По условиям нового бербоут-чартерного соглашения, уже вступившего в силу, у BEST осталось восемь танкеров из шестнадцати, остальные вернулись в Самару. Арендная плата за танкеры увеличилась вдвое, и теперь BEST придется ежегодно выкладывать за восемь судов 1,5 млн долларов в год против 2 млн долларов, в которые раньше обходились 16 танкеров.
Невзирая на то, кому реально принадлежат компании, зарегистрированные в офшорных зонах, владеющие 60% акций "Волготанкера", дело братьев Нобелей по созданию Волжского танкерного флота, после длительного перерыва, сдвинулось с мертвой точки. Растут объемы перевозок, начинает строиться новый флот, восстанавливаются традиции. Еще в феврале 2000 года на заседании правления ОАО "Волготанкер" было принято решение о переименовании одного из судов пароходства и присвоении ему нового названия - "Братья Нобель". Осталось пожелать только одного: чтобы через много лет премия Александровича или Ходорковского была такой же почетной, какой сейчас является Нобелевская.
"