Российское школьное образование переходит к централизованному управлению
Новости FLB: Всемирный банк: школьное образование в мире - в глобальном кризисе. Россия выбирает новую модель управления образованием в школах – централизованный контроль
"
Глобальный кризис школьного образования
Последняя новость, связанная с информацией Всемирного банка, который объявил о глобальном кризисе школьного образования, о чем проинформировала газета «Ведомости» в последние дни сентября, ссылаясь на доклад Всемирного банка «Потенциал системы образования: как научиться его реализовать», заставила еще раз поговорить о российском школьном образовании и путях его развития.
Итак, в докладе говорится, что «дети стали проводить в школе больше времени – в развивающихся странах среднее время обучения с 1950 по 2010 г. выросло с 2 лет до 7,2 года. Но многие так и не овладевают элементарными навыками: не могут правильно посчитать сдачу в магазине или прочесть рекомендации лечащего врача. И это при том, что жителям стран с более слабой экономикой, чтобы преуспеть в жизни, нужно значительно больше знаний и навыков, чем населению развитых экономик. Часто дети находятся в школе, но не учатся».
На фоне развитых стран с высоким доходом на душу населения, где общими навыками обладают почти все дети, окончившие начальную школу, в России, которая относится к странам со средним доходом, 15% школьников, судя по результатам ЕГЭ, не владеют базовыми знаниями и навыками. Правда, как отметил директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко, ситуация улучшается: четыре года назад таких было 25%.
Однако в нашей стране, особенно в крупных городах, среди обеспеченных слоев населения родители, как правило, заботятся об образовании ребенка еще до поступления в школу, о чем рассказывает старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Дмитрий Логинов. В столице более актуальна другая проблема, говорит он: первоклассники переподготовлены, им неинтересна стандартная школьная программа – в результате они «скучают» и не получают навыков непрерывного обучения. Для большинства родителей в России «официальная норма» – высшее образование, минимум – среднее профессиональное, продолжает он, в школе дети занимаются дополнительно – чем ближе к экзаменам, тем больше.
Судя по таблице, не все так плохо в России, учитывая средний доход по сравнению с некоторыми другими странами:
Давайте выполнять «майские указы» президента!
Есть, куда расти. Вот почему вопрос совершенствования системы образования – один из главных в «Майских указах» президента, вот почему еще в конце 2015 года на заседании Государственного совета Владимир Путин сказал , что тема качества общего образования в стране «никогда не должна уходить на второй план».
При этом тогда же отмечалось, что ключевой задачей в решении вопроса качества образования остается необходимость создать для учителя достойные условия работы, в том числе снизить бумажную загруженность, переложив её, в основном, на учредителей школ – муниципальные и региональные органы власти. Глава государства уверен, нужно организовать процесс так, чтобы «не мешать педагогам заниматься своим главным делом – учить ребят».
В послании Федеральному Собранию в декабре 2016 года Владимир Путин уделил много внимания вопросам образования, особенно — созданию комфортных условий для обучения, а также образованию новых центров для одарённых детей и подростков.
Основные задачи по совершенствованию системы образования были изложены тогда же, в числе них – поручение чиновникам привести в рабочее состояние все ветхие школьные здания, разобраться со вторыми и третьими сменами, привлечь молодежь в школу.
«Везде на всей территории нашей большой страны дети должны учиться в удобных, комфортных, современных условиях, поэтому мы продолжим программу реконструкции и обновления школ. У нас не должно остаться школьных зданий, находящихся в аварийном, ветхом состоянии, не имеющих элементарных удобств», - подчеркнул Путин. Напомним, именно на решение этой задачи из бюджета было выделено 50 млрд рублей. К слову, новый учебный 2017-2018 год Россия встретила уже с 79 новыми школами .
Что касается содержания школьного образования, то, напомним, Владимир Путин четко сказал: «В основе российской системы образования должен лежать фундаментальный принцип - каждый ребенок и подросток одарён. Школьники должны учиться самостоятельно мыслить, решать нестандартные задачи, ставить цели и добиваться их».
А для этого президент предложил вспомнить лучший советский опыт: «Конечно, нужно взять все лучшее, что было в прежних дворцах пионеров, кружках юных техников и т. д.». При этом работа, по его словам, должна строиться «на принципиально новой современной основе с участием бизнеса и высших учебных заведений».
При этом, напомним, сам президент курирует образовательный центр «Сириус», где этим летом состоялся «Недетский разговор» с президентом.
Одной из ключевых задач российской экономики на данный момент является повышение престижа рабочих профессий. Вот почему в 2019 году в Казани состоится мировой чемпионат по профессиональному мастерству, о чем президент сказал, в частности: «Россия первая в мире начала проводить такие соревнования для ребят 10–17 лет. Важно, чтобы эти турниры послужили ориентиром для школьников, для тех, кто только выбирает еще свою профессию».
Престиж рабочих профессий должен быть повышен, на это, в частности, и нацелен чемпионат, а система внутри российских чемпионатов поможет решить эту задачу.
Путин тогда же отметил, что «российскую школу и профессиональное образование нужно настроить на будущее страны, на запросы как людей, молодых людей в данном случае, так и запросы экономики, имея в виду перспективы ее развития»: «Им, ребятам, предстоит решать еще более сложные задачи, и они должны быть готовы стать первыми, стать не только успешными в профессии, но и просто порядочными людьми с прочной духовной и нравственной опорой».
Профориентация, профильное обучение – один из приоритетов российского школьного образования. В связи с этим в рамках «Правительственного часа» министр образования Ольга Васильева на днях заявила, что в 2017-м расходы на профильную программу выросли и продолжат увеличиваться в следующем году.
Часть национальной безопасности
Если отследить по Интернету тему развития образования в России, то можно найти огромное количество информации о том, как в центре и регионах решаются задачи. Их много: это и необходимость сохранить тренеров в школе, вернув им льготы, это качество преподавания национальных языков, это развитие вспомогательных центров дошкольного обучения, которых не хватает, не смотря на уже огромное количество, это система поощрения школьных учителей за заслуги детей, создание условий в школах для возможности обучения в них детей с ограниченными возможностями, совершенствование системы дополнительных занятий с отстающими и пр.
Но все это возможно при комплексном подходе к решению социальных задач, которые должны составляться в центре, а решаться на местах. Отчасти для этого сейчас происходит и ротация губернаторского корпуса. В частности, 29 сентября в Минобрнауки России состоялся семинар «О совершенствовании управления школьным образованием». Участие в нем приняли губернаторы и главы республик, вице-губернаторы и министры образования из 33 регионов, обозначивших свое намерение стать пилотными в апробации новых моделей управления образованием. Провела мероприятие Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева.
Одним из ключевых вопросов на совещании стал контроль над системой образования. «У нас школа оказалась абсолютно оторвана от всего: и в плане контроля – кто, чему и как учит, и в плане того, как и где преподаются и изучаются образовательные программы, и что в итоге проходят наши дети на уроках. Регионы сегодня дают деньги на образовательные программы, но их реализацию не контролируют. Не может быть содержания образования без контроля», - подчеркнула О.Ю. Васильева.
Министр пояснила, что основная проблема в реализации существующей модели заключается в том, что управление образованием происходит одновременно на нескольких уровнях. Школа, отвечающая за качество знаний своих учеников, оказывается в центре требований контролирующих процедур и плановых мероприятий, которые часто противоречат друг другу. Такая несогласованность позиций мешает реализации единой федеральной образовательной политики.
И вот в пилотном проекте по апробации новых моделей управления в образовании можно будет обеспечить «более высокую финансовую, нормативную, содержательную, инновационную эффективность системы образования».
Централизация управления позволит качественно решать вопросы поддержки отдельных школ, обеспечить системную работу по устранению профессиональных дефицитов педагогов, реализовать справедливый подход к оплате их труда. Без передачи части полномочий учредительства централизовано в регион затрудняется решение многих задач, и, прежде всего, обеспечение государственных гарантий на качественное образование, говорилось на совещании.
Ранее, на Общероссийском родительском собрании, которое проходит в стране в четвертый раз, Васильева сказала : «Единое образовательное пространство — это главная часть национальной безопасности».
В современных условиях невозможно школе быть закрытой от общероссийских и мировых процессов, поэтому вопросы развития системы российского образования выносятся на общественно-профессиональный уровень, где необходимы дискуссии, и каждый может принять в ней участие. А выход на международный уровень обсуждения позволил России провести анализ систем образования, который показал, что одним из важнейших факторов в обеспечении качества образования является эффективность работы со школьными учителями. Это и система подготовки и повышения квалификации учителей, и система мотивации, способствующая их профессиональному росту, и внимание общества к вопросам школьного образования.
И все-таки о наших успехах
О качестве российского образования 1 сентября 2017 года высказался и руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов: «Результаты России в международных сравнительных исследованиях говорят о достаточно высоком качестве нашего школьного образования. Это подтверждают и регулярные успехи наших школьников в международных олимпиадах. Кроме того, мы наблюдаем положительную динамику, то есть повышение места России в рейтингах PISA и TIMSS, что подчеркивает необходимость продолжать и развивать те подходы, которые сложились в российском образовании в последние годы. В частности агентства отмечают рост читательской грамотности российских школьников - российские школьники догнали учащихся из Швеции, Дании, Франции, Бельгии, Великобритании, Тайваня, США, Китая и Швейцарии, рост математической и естественнонаучной грамотности - российские школьники улучшили свои результаты и догнали учащихся по математической грамотности Австрии, Новой Зеландии, Вьетнама, Франции, Великобритании, Исландии, и опередили сверстников из Люксембурга и Латвии, а по естественнонаучной - результаты российских школьников сопоставимы с показателями их сверстников из Швеции, Чехии, Испании, Люксембурга, Италия. Здесь Россия по результатам опередила 35 стран, в том числе, Исландию, Израиль и Словакию. Впереди нас Сингапур, Япония, Эстония, Тайвань, Финляндия.
На сегодняшний день идет процесс совершенствования и развития инструментов, призванных обеспечить высокое качество российского образования. Заложена основа объективной оценки – единый госэкзамен, отмечает на страницах РИА Новости глава Рособрнадзора. За последние четыре года сделано очень много для обеспечения честности и справедливости ЕГЭ. Кроме того, в стране на регулярной основе проводятся национальные исследования качества образования, позволяющие выявить тенденции и проблемы в изучении отдельных предметов. Организовано проведение всероссийских проверочных работ, результаты которых могут быть использованы для ежегодного мониторинга качества образования на уровне школ.
Агентство федеральных расследований продолжает следить за развитием отечественного образования.
Последние новости о проблемах школьного образования в России читайте на страницах Агентства Федеральных Расследований и в наших группах в СоцСетях: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Twitter и Livejournal
"