Новости FLB: Власть и дальнобойщики готовы вместе решать проблемы отрасли, родившиеся еще в 1991 году. Дело далеко не в «Платоне», который в 2 часа ночи переводит все полученные за сутки средства в федеральный бюджет
"
фото: Евгений Семенов
В среду, 12 апреля, в редакции «МК» состоялся круглый стол на актуальную последний месяц тему: «Дальнобойщики в поиске компромисса: отраслевые проблемы и варианты решения».
Острые вопросы: «Как повысить прибыль и рентабельность грузоперевозок», «Каким образом убрать недобросовестных посредников и вывести так называемые «серые схемы» из жизни дальнобойщиков?» «Как улучшить условия труда перевозчиков и обезопасить их от изношенного транспорта?» «Можно ли достучаться до представителей власти?» «Есть ли законы, регулирующие работу грузоперевозчиков?» «Все ли понимают, в чем суть «Платона» и насколько он может быть прозрачен?» Эти и другие вопросы волнуют всех дальнобойщиков, а проблем в отрасли больше, чем достаточно.
Именно для того, чтобы понять, как ответить на эти вопросы, что можно и нужно сделать, собрались эксперты, организаторы, дальнобойщики и представители власти.
На данный момент в лагере дальнобойщиков нет единого мнения. Фактически многие констатируют наметившийся раскол в обществе.
И хотя площадка для дискуссии в пресс-центре «МК» была открытой, приглашали к участию всех желающих, но некоторые отказались в последний момент.
В качестве экспертов на круглом столе выступили президент ассоциации «Грузавтотранс», представитель объединения водителей и владельцев грузовиков «12 тонн» Владимир МАТЯГИН ; председатель Межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли Борис РЫБАК ; дальнобойщик Сергей САПРОНОВ ; водители и перевозчики из регионов России. Вел круглый стол журналист, писатель и депутат ГД РФ Сергей ШАРГУНОВ .
В процессе работы круглого стола в беседу по скайпу включились дальнобойщики из Санкт-Петербурга (Объединение перевозчиков России). От лица протестного лагеря, который сейчас находится под Питером, выступил Сергей Овчинников. Там сейчас стоит 14 машин. Он подчеркнул, что многие его коллеги выражают недовольство системой «Платон» и в целом работой действующего правительства.
В ходе обсуждения эксперты рассказали о целях и задачах созданной дальнобойщиками саморегулируемой организации (СРО), о проекте Общероссийского народного фронта «Карта убитых дорог», а также обсудили систему «Платон» и условия прозрачности ее работы для водителей.
Если коротко обозначить основные моменты сегодняшней дискуссии, то на первый план выходят следующие проблемы и, что очень важно – пути их решения:
1. На сегодняшний день нет прописанной структуры работы дальнобойщиков, что в большей степени и вызывает раскол.
2. «Дальнобойщики – брошенные люди, многие работают на износ», - сказал представитель движения «12 тонн», дальнобойщик Сергей Сапронов. – Но нельзя бросать камни в лобовые стекла тех, кто продолжает работать и отказывается от протестов», - считает Сапронов. По мнению дальнобойщика, отрасль нуждается в помощи, сейчас самое время говорить об этом, выходить с диалогом на государственный уровень. Сапронов подчеркнул, что все проблемы необходимо решать совместно, с помощью диалога и без радикальных методов.
3. Старый транспорт, работающий 40-50 лет, имеет 80% износа, а значит, создающий аварийные ситуации на дорогах, нуждается в срочной замене. А это государственная проблема и решать ее надо на государственном уровне.
4. Ужасные стоянки, где после 1000 км пути не всегда удается нормально отдохнуть водителям большегрузов. Нет гарантии, что рядом не появятся мошенники, а грузы дорогие.
5. Нет единства в регионах по количеству тонн груза на ось, что затрудняет работу грузоперевозчиков.
6. Менталитет владельцев транспортных компаний таков, что все ругают законы, правительство, но никто не хочет сесть и расписать суть проблем. Крупные компании не могут найти компромисса.
7. Как сказал представитель объединения водителей и владельцев грузовиков «12 тонн» Владимир Матягин, проблема грузоперевозок родилась в 1991 году, когда ушли от плановой экономики к рыночной. С тех пор главная проблема – разрозненность, нет единения среди перевозчиков. А с 2011 года на призыв сесть и написать законы, никто так и не откликнулся. А это могут сделать только заинтересованные профессионалы.
8. Для того, чтобы нормально работать и не создавать серьезных общественных проблем с доставкой грузов, необходимо объединиться, создать регулируемый рынок, найти компромисс. Нужна национальная ассоциация грузоперевозчиков, считает Матягин. Необходимо просчитать все затраты дальнобойщиков, четко прописать тарифы и установить нижнюю планку, тогда многие вопросы будут решены, считает эксперт.
9. В регионах стоит серьезная проблема – зарабатывать, а не выживать, при этом цены не должны быть демпинговыми.
10. После отмены лицензирования не появилось никакой альтернативы.
11. Еще одна проблема – распределение нагрузки между автотранспортом и железной дорогой. 1/3 транспорта, говорит Борис Рыбак, ездит по дорогам порожняком, только разбивая дороги.
12. Серые схемы – одно из самых больных мест грузоперевозок. Об этом, в частности, сказал представитель из Дагестана, где дальнобойщики выходят на стачки, Магомедхабиб Амиров, генеральный директор ЗАО «Юг России». «Да, у нас в регионе много проблем. И серые схемы налажены много лет. Южный регион имеет свою специфику и это очевидно», - говорит «Вы приезжайте к нам, посмотрите дороги. От Махачкалы до места стачки в Дагестане прокатитесь – сами оцените, что там нужно расширить трассу, сейчас там ездить невозможно».
13. Не менее важная проблема – низкие ставки и низкий уровень дохода – эту проблему озвучил дальнобойщик Виктор Алымов из Астрахани. Водитель вышел на онлайн-диалог по скайпу, чтобы публично рассказать про то, с чем его коллеги сталкиваются каждый день.
14. В то же время есть и еще одна проблема – спекуляция на самой проблеме дальнобойщиков. Кто-то явно заинтересован в том, чтобы продавливать ее с политическим окрасом, выходя на баррикады. Об этом сказали практически все участники круглого стола, подчеркнув, что этого допускать нельзя. Кстати, и представитель Дагестана Магомедхабиб Амиров подчеркнул, что в регионе уже вышли с требованием прекратить стачку, поскольку это нанесет урон и самим стачечникам, и их семьям, и обществу, всей России. А по мнению Бориса Рыбака, председателя Межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли, «на стачку выходят в основном некоторые физлица и индивидуальные предприниматели, им трудно сориентироваться и приспособиться к новым реалиям». Поэтому им надо помочь. А возможно это сделать только вместе собравшись и обсудив все проблемы и приняв адекватные решения.
15. Система «Платон», вызвавшая такой ажиотаж среди дальнобойщиков, на самом деле не главная проблема. Фактически «Платон» стал своеобразным катализатором взрыва со стороны дальнобойщиков, проблемы которых не решаются уже долгие годы. К слову, в правительстве состоялась встреча с Дмитрием Медведевым, который, как сказали эксперты и дальнобойщики, не просто выслушал, а предложил четко обозначить круг вопросов, которые необходимо в ближайшее время вынести на обсуждение для решения проблем грузоперевозчиков.
16. И, наконец, сама система «Платон», как выяснилось, далеко не всем грузоперевозчикам понятна и ясна до конца. Многие услышали, что «Платон» - частно-государственное партнерство, и решили, что деньги пойдут кому-то в карман. Но мало кто знает, что деньги перевозчиков, которые проходят через систему «Платон» в 2 часа ночи переходят в федеральный бюджет, а не к Ротенбергу. 6 млрд рублей при этом идет на развитие самой системы «Платон».
При этом все эксперты, собравшиеся за круглым столом, отметили, что власть услышала дальнобойщиков и готова решать проблемы, но не путем стачек и баррикад.
Кстати, отметим, что сегодня, 12 апреля, в Совете Федерации, как проинформировал «Интерфакс», заявили, что готовы проанализировать эффективность системы «Платон». Глава Совета Федерации Валентина Матвиенко дала поручение проанализировать обоснованность и эффективность системы.
«Дать поручение комитету по экономической политике, комитету по бюджету и финансовым рынкам рассмотреть заявление нашего коллеги Вячеслава Мархаева, разобраться в этом и проинформировать палату», - сказала Матвиенко на заседании Совета Федерации в среду.
В целом же, двухчасовой разговор за круглым столом 12 апреля в пресс-центре «МК» оказался конструктивным, круг проблем обозначен и то, насколько он широк, показывает, что проблема не терпит отлагательств. Поэтому депутат и ведущий круглого стола Сергей Шаргунов заявил, что готов включиться в процесс, что он поддерживает инициативы дальнобойщиков и пообещал лоббировать в Думе интересы грузоперевозчиков.
И опять же, кстати. Как сказал Борис Рыбак, на портале «Грузовики и дороги» будет систематически публиковаться информация о том, куда будут идти деньги, полученные бюджетом по программе «Платон». Мало кто знает, что часть средств уже пущена на ремонт трасс в регионах России, вероятно, в ближайшее время можно будет решить проблему одной из самых опасных трасс в Дагестане.
И, наконец, все – за круглым столом и по ту сторону «Скайпа» – согласились, что путем стояния на обочине, стачек и угроз непоставки продуктов в магазины проблему не решить. Что есть вполне конкретные пути решения проблемы: 1. Четко прописать законы 2. Сделать понятной и прозрачной систему «Платон» 3. Создать национальную ассоциацию грузоперевозчиков с региональными кустовыми структурами, чтобы все проблемы по вертикали могли оперативно поступать наверх 4. И в любой ситуации собираться, обсуждать и находить компромисс. Между партнерами, между крупными компаниями и водителями большегрузов, между дальнобойщиками и властью. "
- председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с 21 сентября 2011 года. Бывшая губернатор Санкт-Петербурга, бывшая вице-премьер правительства РФ по "социалке"