Расследование FLB: Продажа украинской дочки Сбербанка напоминает тайный акт криминальной приватизации. Как связаны Алексей Навальный и его спонсор - «британский» банкир Григорий Гусельников, купивший у Германа Грефа активы по бросовой цене. Почему Навальный уже много лет занимает пост члена Комитета по взаимодействию с миноритарными акционерами Сбербанка России.
"Пока отважный «борец с коррупцией» и защитник прав миноритарных акционеров Сбербанка Алексей Навальный (напомним, он член Комитета по взаимодействию с миноритарными акционерами Сбербанка) за участие в несанкционированных акциях сидит в полицейской кутузке(алиби) , его старые знакомые Герман Греф и банкир Григорий Гусельников, проворачивают удивительную сделку: один продаёт, а другой покупает украинские активы Сбербанка за «сопоставимую сумму» – всего лишь в $130 миллионов. Покупатель активов господин Гусельников известен не только своим участием в программе «Что? Где? Когда?», но и тем, что как руководитель кировского «Вятка-Банка» «подарил» в своё время губернатору Кировской области Никите Белых «Мерседес». Кроме того Григорий Гусельников был ещё в те времена спонсором «борца с коррупцией», советника губернатора Кировской области Алексея Навального. Есть все основания подозревать, что именно Алексей Навальный познакомил Германа Грефа с бывшим кировским банкиром, руководителем «Вятка-банка» Григорием Гусельниковым – и теперь они все в украинском деле по странной продаже украинского Сбербанка (с активами в 2 млрд долларов) за 130 млн долларов.
Справка FLB. 16 марта 2017 года Украина ввела санкции против пяти дочерних структур российских банков – «Проминвестбанка», ВТБ, БМ-Банка (входит в группу ВТБ), Сбербанка и VS Bank (принадлежит Сбербанку). Перечисленным финансовым организациям запретили выводить капитал за пределы Украины. После чего киевские радикалы (украинская партия «Гражданский корпус», созданная на базе батальона «Азов») , при попустительстве правоохранительных органов Украины начали громить офисы украинской «дочки» Сбербанка России. Это было похоже на рейдерскую «предпродажную» подготовку, когда по заказу покупателя, в том числе и криминальными способами, с помощью свидомых парней из «Азова» сбивается реальная стоимость активов до возможного минимума. Стоимость банка успешно понизили.
Украинский Греф Навального
Характерно, что всевозможные «борцы с коррупцией в России» всё происходящее вокруг украинской «дочки» Сбербанка никак особо не комментировали, очевидно, полагая, что это и есть «бизнес по-европейски». Во всяком случае, самый шумный акционер и защитник прав миноритарных акционеров Сбербанка Алексей Навальный, входящий в соответствующий Комитет несмотря на свои судимости, на погромы Сбербанка в Киеве не обращал никакого внимания. А ведь Сбербанк – это основной банк для российских пенсионеров. Молчал Навальный, возможно, чтобы в очередной раз не противоречить самому себе, ведь речь-то шла о санкциях, к которым отважный миноритарий не просто приложил руку, строча для Вашингтона разные требования, но и вполне ясно высказывался по данному вопросу. «Санкции и в целом плохое состояние экономики бьют по российскому народу. Но если бы не они, российская армия уже была бы в Одессе» - заявлял Алексей Навальный, отвечая на соответствующий вопрос Le Monde. Схожей позиции придерживался и глава Сбербанка Герман Греф, объявивший в своё время, что: «Крым – это территория Украины с точки зрения международного финансового сектора, и мы придерживаемся этой позиции. Если говорить упрощенно, то для «Сбербанка» Крым – это не Россия».
И вряд ли кто удивится, если узнает, что и поданный Великобритании Григорий Гусельников, покупатель активов украинской «дочки Сбербанка» «верит в европейское будущее Украины». Так что молчание официального «защитника» прав миноритариев Сбербанка Навального вполне объяснимо – все участники сделки «свои люди», живущие по законам «международного финансового сектора», где во главе угла стоят только деньги и мечты о вольностях «невидимой руки рынка».
Справка FLB. Комитет по взаимодействию с миноритарными акционерами Сбербанка создан в целях формирования в Банке системы, направленной на поддержание эффективных связей с миноритарными акционерами. Комитет является консультативно-совещательным органом. Действует на основании Положения о Комитете. Компетенция комитета «всестороннее изучение предложений и инициатив акционеров по вопросам совершенствования корпоративного управления Банка».То есть защита прав миноритариев.
Персональный состав Комитета утверждается президентом, председателем правления банка. Кандидатура председателя Комитета одобряется Наблюдательным советом Банка. Председателем комитета является миноритарный акционер Банка Антон Викторович Данилов-Данильян. Он человек с опытом: c июня 1990 года по май 2004 года работал в Администрации Президента РФ и Аппарате Правительства РФ, 7 лет возглавлял Экономическое управление Президента РФ. Входил в советы директоров ОАО «Сбербанк России», ОАО ОПК «Оборонпром», ОАО ОКБ «Сухой», ОАО «Росгосстрах», ОАО «Аэрокосмическое оборудование». Каким образом Алексей Навальный, имея судимости по экономическим статьям УК, оказался среди членов Комитета – не совсем ясно, хотя существует версия о том, что кандидатура Навального была включена в состав Комитета во избежание публичной критики со стороны Навального. Об аналогичных схемах давления на другие корпорации и банки со стороны Навального неоднократно сообщалось в прессе. Характерно, что после серии скандальных запросов в адрес Германа Грефа, Алексей Навальный перестал задавать Сбербанку неудобные вопросы. Напротив, войдя в Комитет, Навальный проявляет о банке и его репутации заботу.
Остальные члены Комитета, куда затесался Алексей Навальный в громких скандалах или уголовных делах замечены не были. На официальном сайте Комитета представлены биографии практически всех его участников. А биография Алексея Навального заканчивается 2009 годом, сведения о судимостях, а так же о лишении Навального статуса адвоката, не указаны.
Странная «сопоставимость» цены
Итак, после серии погромов Сбербанк, возмутившись бездействием властей и правоохранительных органов Киева, объявил о продаже активов своей украинской «дочки». Сделка запущена, ряд базовых соглашений уже подписан, остались лишь необходимые бюрократические согласования и формальности. Цена вопроса, по данным деловых изданий, «сопоставима» со стоимостью активов «дочки» - $130 миллионов. Саму «дочку» оценивают примерно в 140-150 млн. долларов. При возникших обстоятельствах плюс-минус десять миллионов долларов, возможно, сумма и впрямь небольшая. Однако «сопоставимость» и «несущественность» начнут выглядеть иначе, если учесть, что в ходе развития украинской сети Сбербанк годами вкладывал в это дело сотни миллионов долларов, покупатели оценивали украинскую «дочку» Сбербанка в $450–680 млн, а при вполне очевидных рисках, которые просчитывались с 2014 года, своим решением в 2016 году ещё и докапитализировал украинское подразделение на 52%, что в деньгах около $490 млн. Кроме того, согласно заявлению покупателей из «Норвик Банка», активы украинской «дочки» Сбербанка составляют 2,2 млрд долларов и имеют широкую клиентскую базу. И это не считая прочих, менее заметных затрат, которые совершил Сбербанк в пользу своей украинской «доньки».
Более того, всплыла версия о продаже активов «без денег». Она, по версии «Новой газеты», заключается в передаче активов покупателя продавцу. Гусельников, утверждает издание, передаст Сбербанку 98 процентов акций «Вятка-банка». Также, по данным издания, в счёт покупки Гусельников передаст Сбербанку земельный участок в Московской области, гостиницы «Хилтон Екатеринбург» и «Хилтон Можайск», а также рефинансируемые кредиты на общую сумму 23,4 миллиона долларов. Но самое интересное, что согласно документам, оказавшимся в распоряжении «Новой», переговоры о продаже украинской «дочки» начались ещё в прошлом году. И такая ситуация, мягко говоря, вызывает вопросы. Вопросы вовсе не к киевским властям и их подручным боевикам из батальона «Азов» - с ними-то как раз всё было ясно и понятно ещё пару лет назад. А к руководителям правительства, российских банков, и к Герману Грефу в первую очередь. Конкретно в ситуации со Сбербанком и его украинской дочкой возникает ощущение, что криминальный акт своеобразной «приватизации», можно сказать, состоялся, причём, под прикрытием форс-мажора. По итогам сделки, согласно релизу AS Norvik Banka , купленные активы сменят и собственников, и юрисдикцию, и название. Согласно объявленной схеме Григорий Гусельников через Norvik Banka получит 45%, Саид Гуцериев - 55%. Оба покупателя - подданные Великобритании. И если о Саиде Гуцириеве известно, что он из семьи миллиардера Михаила Гуцириева, входящего в список «Форбс», то о господине Гусельникове россияне знают намного больше, чем хотелось Гусельникову.
Скандальный фонд и «Вятское досье»
О финансовых упражнениях Гусельникова в Кировской области, совместно с Никитой Белых и Алексеем Навальным в Вятке ходили легенды. Один только «Фонд поддержки инициатив губернатора Кировской области» чего стоит. Среди учредителей - Григорий Гусельников и Алексей Навальный. Фонд снискал себе скандальную славу, куда собирались деньги в «добровольно-принудительном» порядке, а один из подчиненных Никиты Белых и вовсе был задержан в Москве с кейсом «чёрного» нала. На фиктивном договоре стояло факсимиле с подписью Никиты Белых. Сам задержанный Роман Шипов, чтобы «вызвать доверие», представлялся заместителем губернатора, а на допросе заявил, что «собранные им средства предназначались для того самого губернаторского Фонда». (Напоминает реплику о «нуждах города», высказанную при задержании Никиты Белых сотрудниками ФСБ и СК.)
На фото: Британец Гусельников «даритель» и Никита Белых – «одаряемый»
В скандальном «Вятском досье Никиты Белых», подготовленном Агентством федеральных расследований FLB.ru, публиковались не только документы и аналитические выкладки о финансовых фокусах правительства Кировской области, но и данные в отношении «Вятка-банка», который с банкирского плеча подарил главе региона прекрасный «Мерседес», под хоровое молчание «борцов с коррупций».
На снимке: Тот самый «Мерседес», подаренный губернатору Белых
В своё время эпизод с подаренным автомобилем подробно изучал журналист Олег Лурье и очень удивлялся тому, что взяткой это никто не называет. Мы же, ещё раз подняв архив FLB, увидели другую вещь – господин Гусельников активно «поедал» куски рынка, которые контролировал Сбербанк.
Из досье FLB (2013): «Среди всех финансовых учреждений Кировской области особой поддержкой правительства региона пользуется ОАО АКБ «Вятка-банк». Председателя Совета директоров банка Г.А. Гусельникова связывают с Н.Ю.Белых, по данным разных источников, дружеские отношения. Вероятно, в связи с этим на обслуживание в «Вятка-банк» перешли многие областные предприятия (КОГП «Вятавтодор», КОКП «Управление по обеспечения топливом», КОГУП «Агентство энергосбережения», КОГУП «Облкомунсервис» и др.), ранее обсуживавшиеся в «Сбербанке». В результате, только за 6 месяцев 2011 года «Сбербанк» потерял, а «Вятка-банк» приобрел контракты на 1,8 млрд рублей».
Навальный спалил спонсора
Конечно, «Вятка-банк» господина Гусельникова вполне серьёзно проверяли. Под проверку ЦБ тогда попали счета структур, куда входили Никита Белых, советник губернатора Кировской области Алексей Навальный, и, собственно, сам Григорий Гусельников. Однако итоги контрольного мероприятия остались за кадром, но всю активность проверяющих назвали «преследованием банка за активную гражданскую позицию Алексея Навального» и за то, что Григорий Гусельников спонсировал активизм Навального. При этом, Гусельникова как своего спонсора случайно сдал сам Навальный. В начале 2012 года на страницах газеты «Ведомости» была раскрыта информация о некоторых спонсорах Навального. Навальный был не очень доволен таким поворотом. Он возмущался: «У меня же была целая кампания - 20 смелых человек, которые должны гордо заявить: "Мы финансируем Навального и не боимся". Но тут вылезло расследование газеты «Ведомости», которая всё это опубликовала раньше времени - к Гусельникову (Григорий Гусельников, владелец "Вятка-банка") в банк пришла ФСБ, к Лебедеву пришла ФСБ, Ашуркова стали увольнять из "Альфы" – сетовал Навальный. На кого не взгляни – сплошные «жертвы режима». Хотя версия о том, что проверка «Вятка-банка» была связана с предпродажной подготовкой пакета акций, выглядела более реалистично. Да и чего там было искать, если Никиту Белых, правда, чуть позднее, взяли с пакетом наличных. Впрочем, это всего лишь штрихи к портрету покупателя украинских активов Сбербанка и его прямой связи с Алексеем Навальным, которая, как минимум, объясняет тот факт, что Навальный «не заметил» киевских погромов Сбера.
Греф прикроется Навальным?
Глядя на всех эти продавцов, покупателей и ранее судимых «борцов с коррупцией», возникает устойчивое ощущение «игры на один карман», где один продаёт, другой покупает активы по странной цене, а третьим, если что все прикроются. Алексей Навальный, официальный защитник миноритарных акционеров Сбербанка, «не заметив» мартовских погромов, видимо «не заметит» и «сопоставимой» продажи своего любимого банка, тем более, что «критик Кремля» благоволит Герману Грефу, благоволит с тех пор как вошел в Комитет по взаимодействию миноритарных акционеров. И если что, то Герман Оскарович Греф, ровно как Гусельников, сможет вытащить портрет Навального, подняв его на «знамя». И вполне может рассказать, что его начали трясти вовсе не за странные продажи, а за то, что он «работал» с ранее судимым оппозиционером, «отважным критиком Кремля». Схема-то наработанная. И не удивляйтесь, если в ближайшее время всё просчеты Германа Грефа «оформят» в очередной лозунг «во всём виновата власть», а вовсе не либерально-цифровые иллюзии руководства самого крупного банка России. Вот почему Алексей Навальный уже много лет занимает пост члена Комитета по взаимодействию миноритарных акционеров Сбербанка России. Его задача – вовремя закрывать глаза на то, что делает Греф. Наверное, глаза и уши член комитета Навальный закрывает небескорыстно? Молчание, как известно – золото."
07.04.2017
Отдел аналитики Агентства федеральных расследований FLB.ru FLB