В расследовании причин крушения Ту 154 поможет математическая модель
Расследование FLB: Из-за экстраординарности процесса расследования причин авиакатастрофы Ту 154, потерпевшего крушение в Черном море 25 декабря 2016 года, для наиболее корректного заключения будет создана компьютерная модель последних минут полета
"
После расшифровки и анализа данных черных ящиков Ту-154Б-2 Минобороны РФ, потерпевшего крушение 25 декабря в акватории Черного моря близ Адлера, эксперты и участники расследования авиакатастрофы, в результате которой погибли 92 человека, в том числе труппа ансамбля песни и пляски имени Александрова, журналисты, военные и все пилоты, так и не смогли прийти к общему мнению о причинах катастрофы самолета. До сих пор продолжаются поиски обломков Ту 154, останков людей. Поиски будут продолжаться до тех пор, пока не будут подняты все вещдоки. Однако, для того, чтобы установить окончательную причину авиакатастрофы, необходимо поднять со дна Черного моря обломки всей системы управления закрылками самолета. Если этого сделать не удастся, то специалисты решили создать компьютерную модель последнего полета борта Ту 154Б-2.
Версия об ошибке военных летчиков, преждевременно убравших закрылки Ту-154 и лишивших таким образом машину необходимой на взлете подъемной силы, появилась у специалистов в первые же дни после катастрофы. Во всяком случае, уже 28 декабря ее опубликовал на своем интернет-ресурсе действующий пилот и популярный блогер Денис Окань. Однако транслировать это предположение СМИ не торопились, поскольку официальные расследователи — Научно-исследовательский центр эксплуатации и ремонта авиатехники ВВС Минобороны и Межгосударственный авиакомитет — не подтверждали, как, впрочем, и не опровергали его. Как говорят близкие к расследованию источники газеты «Коммерсантъ», абсолютного согласия по этому поводу среди участников технической комиссии нет и сегодня, когда со дна Черного моря поднята значительная часть фрагментов разбившейся машины и расшифрованы оба ее самописца.
Параметрический «черный ящик» Ту-154, по данным «Коммерсанта», зарегистрировал «досрочную» уборку закрылков, а речевой магнитофон, в свою очередь, зафиксировал произнесенную непосредственно перед падением эмоциональную фразу одного из пилотов, которая тоже касалась неправильной работы закрылков. Эти данные и подтолкнули экспертов к более пристальному изучению работы экипажа на взлете. При этом их оппоненты из той же комиссии утверждают, что «черный ящик» указал лишь на сам факт уборки закрылков, но ни один из приборов не дал ответа на вопрос, что стало причиной их перемещения. Закрылки, по мнению скептиков, могли быть убраны летчиками или сдвинуться в исходное положение в результате какого-то технического сбоя — например, замыкания в электроцепях управления их приводами .
Напомним, что версия о том, что опытные летчики перепутали рычаги шасси и закрылок, уже дискутировалась и среди экспертов, и в СМИ, и блогерами. Специалисты практически сразу отмели эту версию. Чтобы разобраться в ситуации, нужны были данные всех трех «черных ящиков» но, как известно, один из них расшифровать не удалось, так как у военных экспертов не было соответствующей техники. После этого было решено привлечь гражданских специалистов из МАК, которые располагают и огромным опытом и более совершенной научно0технической балой проведения исследований.
При этом МАК, по данным «Коммерсанта», подошел к решению задачи комплексно, предложив исследовать все возможно повлиявшие на развитие нештатной ситуации на борту факторы. Так, например, гражданские эксперты сейчас восстанавливают всю систему управления закрылками, буквально собирая ее по кускам , поднятым водолазами со дна Черного моря. Источник «Коммерсанта» полагает, что с помощью этого можно будет аргументированно доказать возможность технических сбоев в цепях управления закрылками либо, наоборот, однозначно исключить их.
Однако исследователям не хватает тех самых вещдоков, с помощью которых можно было бы восстановить картину авиакатастрофы.
Поэтому, продолжает тему «Российская газета», эксперты уже создали так называемую математическую модель последнего полета Ту-154. В ней, по данным издания, заложены траектория полета лайнера и параметры работы всех его систем, включая режим двигателей и положение рулей. На основании этих данных специалисты планируют рассчитать на компьютере взлетный вес самолета и его центровку.
За комментарием «РГ» обратилась к начальнику Летно-испытательного центра ГосНИИ гражданской авиации, заслуженному летчику-испытателю, Герою России Рубену Есаяну, который сказал, в частности, что ситуация с расследованием экстраординарная, поэтому математическую модель должны сложить и посмотреть по одной простой причине, что отказа материальной части нет.
Как говорят эксперты, полученный результат математической модели позволит подтвердить или опровергнуть, скажем, высказанные раннее такие версии причин катастрофы, как перегрузка самолета или неправильное расположение грузов и пассажиров на борту.
Рубен Есаян пояснил «РГ», где на Ту-154 были установлены «черные ящики». Так, под пилотской кабиной был установлен магнитный регистратор МСРП-64. Это «самописец», который снимает все параметры всех систем самолета. И стоит второй «самописец» - речевой, чисто магнитофон, который записывает все переговоры в кабине экипажа. В хвосте самолета точное их повторение. Если самолет вдруг носом ударился, в хвостовой части находятся аварийные.
Эксперт подчеркнул, что даже при сильном повреждении «черного ящика» восстановить запись должны. Полностью герметичный корпус бортового самописца делается из титана или высокопрочной стали, внутри находится мощный слой теплоизоляции и демпфирующих материалов. Защищенный бортовой носитель способен выдержать ударную нагрузку до 1000 g и воздействие температуры до 1100 градусов по Цельсию в течение 50 минут.
Кстати, возраст самолета, как выяснилось, в данном случае не является причиной трагедии. Как сказал Рубен Есаян, у Ту154 срок службы 30 лет и 35 тысяч летных часов. А на разбившемся самолете и 7 тысяч часов не было. Он использовался от случая к случаю.