FLB:Рискующие жизнью, космонавты годами остаются без заслуженных наград. Бюрократия добралась и до них
"
Люди старшего поколения помнят, как награждали первых космонавтов. На первых полосах газет публиковали портреты первопроходцев, их биографии и тут же – указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Советского Союза с вручением медали «Золотая Звезда» и ордена Ленина и присвоении почетного звания «Летчик-космонавт СССР».
Так продолжалось до тех пор, пока космонавтика не встала в один ряд со многими другими профессиями. Она потеряла ореол героизма и таинственности. Опустившись с недосягаемых высот обожания и поклонения, погрузилась в обыденность и рутину. Если первых погибших космонавтов хоронили в Кремлевской стене, то сегодня их хоронят на кладбищах рядом с водителями, домохозяйками и учителями. И награждают уже не так, как прежде.
От Героя Советского Союза до Героя РФ
В №3 за 2016 год журнал «Новости космонавтики» опубликовал статью И.Маринина «Космонавт Александр Мисуркин: без вины виноватый». Она о том, как исследователей космоса награждают государственными наградами сегодня.
«В начале российского периода, - пишет журнал, - из-за отмены большинства советских наград… космонавтов награждали за полеты «нейтральными» орденами. Так, Сергея Крикалева за сдвоенный почти годовой полет наградили в марте 1992г. орденом Дружбы народов, и до 1994г. за вторые и последующие полеты этого ордена были удостоены еще пять человек. В отношении же самого Крикалева явная несправедливость была исправлена, и уже в апреле 1992г. ему вручили медаль «Золотая Звезда» №1 Героя Российской Федерации».
Оказывается, в России так и не сформировалась четкая система награждений космонавтов. Автор статьи пишет об установившейся всего лишь традиции, которая не является неукоснительным правилом. После первого успешного длительного полета космонавту присваивается почетное звание «Герой Российской Федерации» с вручением медали «Золотая Звезда» и почетное звание «Летчик-космонавт Российской Федерации». Соответственно этим званиям установлены доплаты, компенсации и (или) льготы.
После второго успешного полета космонавт награждается орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени. За третий и четвертый полеты - тем же орденом 3-й и 2-й степени. Но и этот порядок, пишет И.Маринин, нарушается. В качестве примера приводит такую историю. За свой первый, очень удачный полет, но короткий и на шаттле, Федор Юрчихин получил Орден Дружбы. А до него за свой первый полет на американском корабле Валерий Токарев получил звание Героя. Борис Моруков – всего лишь благодарность от президента, а Юрий Лончаков не удостоился и этого.
За второй полугодовой полет, пишет автор, Юрчихин награжден как за первый – званием «Герой Российской Федерации». Ну а дальше – по традиции: третий полет – орден «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени, четвертый полет – «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени.
Как следует из статьи в журнале, законы, по которым представляют к наградам космонавтов, чья работа по-прежнему достаточно рискованна, не столь безупречны, как те, по которым уходят в небо корабли. Например, непонятно, почему Антон Шкаплеров, Геннадий Падалка и Олег Кононенко, завершившие в 2015 году второй, пятый и третий космический полет соответственно, еще так и не получили заслуженных наград. Но чему тут удивляться, если Михаил Тюрин завершил свой третий полет длительностью 188 суток еще в мае 2014 года, до сих пор не получил за него никакой государственной награды!
Не отмечен за свой второй полет по программе МКС-40/41, завершившийся в ноябре 2014 года, и Максим Сураев.
В списках не значится
Но более всего, по мнению И.Маринина, судьба оказалась несправедливой по отношению к космонавту Александру Мисуркину. Свой первый и очень удачный полет он выполнил вместе с Павлом Виноградовым два с половиной года назад - в 2013-м. Экипаж впервые провел сближение со станцией по «быстрой» четырехвитковой схеме, разгрузил два корабля, вместе с американцем Кэссиди перенес оборудование из европейского АТV-4 «Альберт Эйнштейн» и японского НТV-4. Вместе с Юрчихиным совершил три очень важных выхода в открытый космос. Претензий после посадки к экипажу практически не было. Тем не менее, пишет автор, Павла Виноградова вместо ожидаемого ордена «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени наградили орденом Мужества - 16-м в общем рейтинге орденов России и 7-м в рейтинге гражданских орденов. А Александра Мисуркина… вообще ничем не наградили. А ведь награды, пишет И.Маринин, это не только моральное удовлетворение человека, достойно выполнившего трудную работу. Это еще и материальные выплаты. Каждый Герой Российской Федерации получает определенный набор льгот, доплаты к зарплате. Всего этого Мисуркин лишен уже более двух лет.
Журнал попытался выяснить причину столь недостойного отношения к « отличному космонавту» и окунулся в такую бюрократическую машину, что впору руками развести. Прежде всего, за своего бортинженера хлопотал командир экипажа Виноградов. Он направил обстоятельное письмо руководителю Федерального космического агентства В.А.Поповкину. Поповкин наложил положительную резолюцию. Затем письмо… исчезло.
Спустя полгода, уже весной 2014-го, в Центре подготовки космонавтов (ЦПК) и РКК «Энергия» подготовили единое представление экипажа к наградам. Александра Мисуркина – к званию Героя Российской Федерации, Павла Виноградова – к ордену «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени. Документ, согласно принятому порядку, отправили на согласование в администрацию Московской области.
К концу лета, пишет И.Маринин, представление вернулось в отдел кадров «Энергии». Причина: у Виноградова обнаружился не оплаченный штраф за превышение скорости в июне 2013 года. Автор напоминает: в это время Виноградов летал в космосе со скоростью 8 км/сек.
Чтобы не задерживать награждение товарища, Виноградов попросил кадровиков сделать отдельное представление на каждого. Документы Мисуркина снова отправили в администрацию области.
Время шло. Журнал пишет: «Получили награды космонавты следующих двух экспедиций, летавшие в 2014г, а указов по награждению Мисуркина и Виноградова так и не было. Павел Виноградов разговаривал по этому поводу с руководством ЦПК Ю.В.Лончаковым и В.Г.Корзуном, обращался за помощью к В.В.Терешковой, но результатов не добился».
В октябре 2015-го вышел-таки указ о награждении Виноградова орденом Мужества. По Мисуркину указ не появился.
В ноябре Павла Виноградова пригласили в Кремль на церемонию награждения, но он, как пишет И.Маринин, посчитал, что не имеет морального права принять награду за полет, совершенный вместе с бортинженером, про которого почему-то забыли. И отказался принять участие в церемонии.
Узнав о безобразии с награждением космонавта, один крупный чин, как пишет автор, пообещал виновным в бюрократической волоките «оторвать головы». Он заверил, что как только будут готовы документы на награждение космонавтов Елены Серовой и Олега Артемьева, туда вставят и фамилию Мисуркина.
Указ о награждении Серовой и Артемьева вышел. Но без фамилии Мисуркина.
Заканчивает статью автор перечнем инстанций, которые проходит сегодня представление на награждение космонавта.
1.Начальник Центра подготовки космонавтов имени Ю.Гагарина. 2. Глава ЗАТО «Звездный городок». 3.Губернатор Московской области. 4.Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе. 5. Руководитель Роскосмоса. 6.Комиссия при Президенте РФ по государственным наградам. 7.Президент РФ. "