Модуль является объективной количественной оценкой собственного экономического потенциала российских регионов, который дает возможность оценить их устойчивость перед лицом кризиса, а также проанализировать динамику развития потенциала
"
Сегодня, в понедельник 31 августа, Фонд развития гражданского общества презентовал методику экономической оценки эффективности глав регионов , которая будет учтена уже в третьем, ноябрьском выпуске рейтинга эффективных губернаторов 2015 года.
Нынешняя методика оценки экономического состояния региона ФоРГО будет включат три основных параметра: экономический потенциал региона, экономическая устойчивость субъекта Федерации и динамика соответствующего экономического потенциала . В число основных параметров при выставлении оценки войдут уровень закредитованности региона и размер налоговых поступлений НДС в регионе.
При этом, как отметили эксперты, в рейтинге ФоРГО будут сравниваться показатели за текущий и предшествующий периоды, переводя их в баллы: положительная динамика — 5, отрицательная — 2, отсутствие динамики — 3.
Как отмечают эксперты, закредитованность регионов напрямую не будет влиять на результат рейтинга. Показатель закредитованности будет отражен только в экспертном модуле, его учтут эксперты при составлении анкеты к рейтингу.
Ранее фонд, в отличие от некоторых конкурирующих рейтинговых компаний, не занимался отдельно оценкой экономического состояния региона при составлении своего рейтинга эффективности губернаторов.
Как заявил "Интерфаксу" председатель экспертного совета ФоРГО Леонид Давыдов, само наличие отдельного, более глубокого, экономического блока - уже новация для рейтинга. "Если раньше мы просто использовали данные Росстата, то теперь это продуманная, наглядная история. Следующий выпуск рейтинга эффективности губернаторов, соответственно, по итогам за июль-сентябрь, выйдет с учетом этой новой составляющей. Собственно, для этого и презентуем", - сказал Леонид Давыдов.
"Есть масса регионов, которые выпускали собственные котируемые всевозможные бумаги на биржах, и нынешние явления также сказываются на этих регионах. Плюс еще проблемы инвестиционной привлекательности региона. Все эти факторы становятся более важными для устойчивого развития регионов, поэтому не учитывать все это более плотно мы не можем", - пояснил Л.Давыдов.
Один из авторов методики Игорь Астафьев, пояснил во время презентации принцип оценки экономической эффективности регионов: "Я вижу необходимость определить собственный экономический потенциал регионов, поскольку только он отражает способность к развитию и возможность рассчитаться по госдолгу. А НДС, перечисляемый субъектами РФ в федеральный бюджет,— единственный показатель, отражающий собственный экономический потенциал".
Как сказал глава ФоРГО Константин Костин, задача модуля — объективная оценка экономической ситуации в субъекте, выраженная через анализ всех продуктов и услуг, произведенных в регионе за соответствующий период, плюс выявление динамики. Более того ФоРГО, по словам главы фонда, оценит влияние на региональные бюджеты долговых обязательств субъектов и то, как региональные власти справляются с сокращением этих долгов.
Однако, как сказал Константин Костин, не стоит сразу ждать серьезных перемен в позициях губернаторов в рейтинге, поскольку социальное самочувствие населения, которое было предметом изучения рейтинга ФоРГО, коррелируется с финансовым и экономическим положением в регионе. При этом Константин Костин отметил, что в следующем году с учетом сложной ситуации в мировой экономике именно экономический модуль может оказать серьезное влияние на распределение мест в рейтинге губернаторов.
— Этот модуль позволит более точно оценивать работу губернаторов. В своем исследовании мы хотим учесть как можно больше факторов и обстоятельств, в данном случае мы будем использовать данные экономической статистики, которые будем брать у Минфина, из Налоговой службы и Росстата, — пояснил глава ФоРГО.
Газета «Известия» напоминает, что по итогам I квартала 2015 года топ-15 регионов России по критерию соотношения долговых обязательств и источников их покрытия возглавил Ненецкий автономный округ (НАО), оказавшийся единственным субъектом, не имеющим долговых обязательств (индикатор закредитованности — 0). Вслед за ним идут Тюменская (0,21), Сахалинская (2,28), Московская (2,5) области, Санкт-Петербург (3,2), Алтайский край (3,5). На 11-м месте оказалась Москва (10,02), а на 12-м — Чечня (10,05). Замыкает топ-15 Камчатский край (11,2).
При этом в ФоРГО отметили, что эта методика будет иметь свои недостатки, поскольку очень сложно сравнивать специфику регионов, а так же не всегда достаточно своевременно учитываются доходы, кредиты и экономический потенциал регионов.
"Если говорить в общих чертах, то в плюсе окажутся те регионы, где развит аграрный сектор, – считает глава фонда Константин Костин. – Они в этом году демонстрируют заметный рост по сборам НДС в результате импортозамещения, большего спроса на продукцию российских производителей".
Предварительно в фонде уже произвели расчеты исходя из данных ФНС за 5 мес., рассказал эксперт "ФоРГО", кандидат экономических наук Игорь Астафьев. Согласно его выводам, динамика НДС зависит от комплексного развития промышленности. При этом хорошие налоговые сборы вовсе не гарантировали региону лидерство (Татарстан с его 17,7 млрд руб. оказалась только в третьем десятке по динамике НДС).
«Мы ушли от сопоставления долга к бюджету региона, даже если регион уйдет в минус, он все равно будет существовать. А НДС – один из показателей, которые четко дают понять, что произвел регион в данный момент сам!» Более того эксперт считает, что именно НДС хорошо администрируем и является самым проработанным с точки зрения законодательства показателем экономической эффективности регионов.
Другой эксперт модуля, экономист Никита Кричевский отметил, что важно увидеть, КАК регион решает вопрос с задолженностью перед федеральным бюджетом. НДС сможет показать по факту эту работу. При этом, считает экономист, очень важна эффективность контакта администрации регионов с крупнейшими налогоплательщиками. Именно методы и способы работы с ними победивший на выборах губернатор должен показать обществу, что и отразится в новом модуле. Тем более что в информационном поле, говорит Никита Кричевский, такие данные представлены далеко неполно, а многие долги регионы сформировали с коррупционной составляющей.
Таким образом, производство товаров и услуг, качество развития промышленности, сельского хозяйства, строительства в регионах станут ключевым показателем эффективности развития экономики в каждом из 85 субъектов России, что в нынешних непростых экономических условиях становится определяющим в оценке самочувствия жителей регионов. А НДС наиболее точно характеризует собственный потенциал субъектов РФ, поскольку свободен от так называемого прошлого, овеществленного труда. К тому же НДС по факту является отражением налогооблагаемых нижестоящих уровней, которые формируют бюджет.
Губернаторы считают правильным появление экономической составляющей в рейтинге эффективности, однако сомневаются, что в нынешних экономических реалиях оценка будет объективной.
— Безусловно, экономический блок должен присутствовать в оценке работы губернатора. Но вот его объективная оценка — это уже другой вопрос. Я считаю, что главное, чтобы дороги, жилье строились, чтобы люди себя хорошо чувствовали. Хорошо, когда идешь по улице и люди тебе спасибо говорят. Что касается рейтингов, то, если они существуют, значит, кому-то нужны, — заявил «Известиям» губернатор НАО Игорь Кошин.
— Можно придумывать кучу критериев, сделать разностороннюю оценку, но сначала давайте пересмотрим экономическую модель развития России в целом. Когда у регионов вне зависимости от их расположения будут равные экономические условия, вне зависимости от полезных ископаемых, выравнивания бюджетов, вот тогда можно будет давать оценку, справляется или не справляется губернатор, — считает глава Орловской области Вадим Потомский.
Он уверен, что невозможно сравнивать Орловскую и Тюменскую области по собираемости налогов и кредитам.
По словам Вадима Потомского, пока рейтинг — это «пугалка» для губернаторов.
У каждого региона своя специфика и экономические реалии, соглашается вице-губернатор Мурманской области Анатолий Векшин, однако подчеркивает, что за экономику субъекта «несет ответственность губернатор, который принимает все ключевые решения». Поэтому экономический модуль в рейтинге эффективности оценки губернаторов необходим, заключил Векшин.
Рейтинг эффективности губернаторов Фонд развития гражданского общества публикует с начала 2014 года. Поскольку председатель правления фонда Константин Костин ранее возглавлял управление внутренней политики администрации президента России, а в последние годы неоднократно выступал экспертом политического блока АП, ФоРГО считают близким Кремлю, напоминает URA.ru . Отсюда особое внимание к рейтингу: еще два года назад различных оценок губернатора было с десяток. Сейчас — единицы, среди которых исследование фонда — основное. Его аутсайдеры неоднократно уходили в отставку, лидеры — переизбирались. Рейтинг опирается на данные легендарного Гео-рейтинга ФОМа (соцопроса во всех регионах, в ходе которого замеряются рейтинги губернаторов). "