FLB: Дочки крупных компаний ни в чем себе не отказывают, а антикризисные меры для правительства России за солидный гонорар разрабатывают анонимные эксперты
"В ходе журналистского расследования редакция газеты «Известия» обнаружила, то, что называется «жизнью на широкую ногу». Как выяснило издание, «антикризисные меры» с сайта госзакупок некоторых крупных компаний это люксовые подарки, алкоголь, бесполезные проекты, сверхдорогая аренда автомобилей, а также интеллектуальный аутсорсинг неизвестного происхождения, стоимостью в сотни тысяч рублей. Как полагает газета, кризис так и не заставил сотрудников госструктур и госкомпаний отказаться от сомнительных и зачастую дерзких расходов.
В поле зрения журналистов «Известий» попали дочерние предприятия крупных предприятий России. «Газпром трансгаз Сургут», со скульптурами по миллиону рублей, поделками из бивня мамонта, и прочей готовностью приобрести гору «сувениров и подарков для членов совета руководителей». «Газпром трансгаз Нижний Новгород» заказывала в качестве подарка сотрудникам на 23 февраля 175 шарфов люксовой марки Trussardi и 60 пледов из овчины и кашемира. На 8 Марта подарки не менее изысканные: 16 элитных ручек Montblanc (BP Princesse Grace de Monaco Unlimited) по 60 тыс. рублей, 60 медвежат из кристаллов Swarovski по 6 тыс. каждый, а также 25 мини-слитков из «чистого золота». На два праздника компания затратила суммарно 6,2 млн рублей.
Как отмечает газета, на запросы журналистов по «затратной теме» пресс-службы указанных фирм не среагировали, и отмечает, что сам «Газпром» претендует на поддержку из Фонда национального благосостояния на финансирование строительства газопровода в Китай. Впрочем, - пишет газета, - в этом месяце финансовый директор компании Андрей Круглов заявил агентству Bloomberg, что у «Газпрома» есть финансовая «подушка» размером $20 млрд. Поэтому руководству концерна нет необходимости отвлекаться на потребительские шалости своих дочек: действительно, в управлении информации ОАО «Газпром» «Известиям» на запрос об отношении к перечисленным закупкам и контроле нужд своих подразделений ответили так: «Головная компания согласовывает более крупные закупки дочерних обществ».
Не менее изощренная любовь к сувенирам обнаруживается у многих госкомпаний. Например, у операторов электросетей — семейства компаний МРСК — это дочерние структуры холдинга «Россети». Так, «МРСК Северного Кавказа» в этом месяце составила список из более 900 наименований сувениров класса люкс «для нужд исполнительного аппарата компании» - сообщают журналисты. Среди всякой всячины – ручки и запонки, алкогольная продукция с названиями спецслужб и а также биокамин — всё на 4,1 млн рублей. В «МРСК Северного Кавказа» «Известиям» пояснили, что закупленная сувенирная продукция будет «использована в рамках мероприятий, посвященных празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне».
«МРСК Юга» в декабре заказала сувениров «для нужд исполнительного аппарата» на 7,7 млн рублей. В числе сувениров — люксовые сумки Dupont с символикой МРСК (стоят от 50 тыс. рублей), настольные часы El Casco, письменные наборы с кристаллами Swarovski, запонки и зажимы для галстуков, сувенирный набор «Счастливая жизнь» из 27 монет, «покрытых золотом 999-й пробы», и другие подарки. Наверное, тоже для ветеранов – с горькой иронией замечает газета, обращая внимание и на иные странные траты, напоминая об устойчивой проблеме – низкой финансовой дисциплине потребителей энергии региона. 19 февраля пресс-служба, например, объявила, что в январе жители Кабардино-Балкарии незаконно потребили электричества на общую сумму 2,74 млн рублей. Эти и другие заявления о плохой дисциплине населения — часть аргументации сетевиков перед генерирующими компаниями: долги структур «Россетей» исчисляются миллиардами рублей.
Оружейники, входящие в концерн «Калашников» из ОАО «Ижевский механический завод» удивили загадочными объемами купленного алкоголя. По данным «Известий», 25 декабря 2014 года компания разместила заказ алкоголя на 16,8 млн рублей. Компании понадобилось 82 126 бутылок алкоголя. В целом штат завода составляет порядка 7 тыс. человек — выходит почти по 12 бутылок на каждого. В списке 110 наименований: 53 тыс. бутылок водки и элитный алкоголь разного калибра. Как предполагает газета, если бы заводчане не накупили столько спиртного, их шансы получить прибыль в 2014 году были бы вполне реальны. 13 февраля было объявлено, что чистый убыток Ижевского механического завода за 2014 год составил 22 млн рублей. концерне «Калашников» от комментариев по поводу алкозакупки отказались. В пресс-службе «Ростеха» на вопрос «Известий» о причинах закупки Ижевским механическим заводом алкоголя на 16 млн рублей не ответили – сообщают «Известия».
«Одна из структур «Транснефти» — ханты-мансийское ООО «Управление рабочего снабжения «Сибнефтепровод» закупило в декабре-январе «вина, виноводочных и ликерных изделий» на 3,8 млн рублей. Почти на ту же сумму отоварился алкоголем ФГУП «Управление служебными зданиями» при Минсельхозе РФ (3,5 млн рублей). В «Транснефти» и Минсельхозе от комментариев отказались».
Далее издание переходит к продуктам интеллектуального труда, которые были обещаны, но к срокам не успели увидеть свет. «Например, не принесла никакого эффекта разработка приложения «Ежедневник студента» для Санкт-Петербургского государственного университета технологий и дизайна за 496 тыс. рублей, заказанного в декабре 2014 года. Приложение должно было появиться в магазинах приложений для мобильных платформ до 31 января, но этого не произошло. Характерная ситуация со «Словарной системой» «Роснано», также известной как «Нанословарь» — сайт thesaurus.rusnano.com периодически уходит в офлайн и является, - по мнению газеты,- наглядной профанацией. Это не мешает «Роснано» тратить на «Нанословарь» деньги, только за 2014-й и начало 2015 года на него потрачено свыше 600 тыс. рублей — на техническую и контентную поддержку сервиса. Подрядчик — известная IT-компания «Софтлайн».
Под прицелом оказались и нефтяники, которые попросили президента снизить неналоговую нагрузку для улучшения экономической ситуации. Однако и у них нашлись траты, например, на аренду авто, которые можно было б направить в более конструктивное русло.
Впрочем, самое любопытное обнаружилось в ходе подготовки «антикризисного плана», презентованного правительством России. Как выяснили «Известия», в разработке антикризисного плана правительства, который был презентован в конце января 2015 года, принимали участие некие ученые, которые получили за свою работу 380 тыс. рублей. огласно сайту госзакупок, Минэнерго отдало на аутсорсинг исследование «о противодействии негативным вызовам национальной экономике, в том числе топливно-энергетическому комплексу России аналитики и прогнозов развития России в условиях санкций». По сведениям «Известий», тендер на 8,5 млн рублей 15 декабря 2014 года выиграл Аналитический центр при правительстве РФ.
На вопрос «Известий» об именах, регалиях и достижениях анонимных ученых, выигравших тендеры, в пресс-службе ФГБУ «Аналитический центр при правительстве РФ» не ответили, ограничившись словами о том, что по ст. 7 закона о персональных данных центр не может назвать имена экспертов. В процедуре закупки центр руководствуется собственным регламентом. Это не первые тендеры аналитического центра, отданные «анонимному ученому». В 2014 году было отдано как минимум 11 тендеров общей стоимостью 20 млн рублей единственному поставщику, данные которого нельзя раскрыть» - подчеркивает издание. "