FLB: Закон о контрактной системе не привел к повышению эффективности госзакупок, экономия расходования бюджетных средств снизилась вдвое с начала года.
"
Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг эффективности использования бюджетных средств, направляемых на закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд в условиях формирования контрактной системы за 9 месяцев 2014 г.».
За 9 месяцев 2014 г. выявлено порядка 400 нарушений законодательства о закупках на общую сумму около 112 млрд. рублей.
Мониторинг проводился на основании информации, представленной Минэкономразвития России, Федеральным казначейством, Федеральной антимонопольной службой, Общероссийским народным фронтом и другими. С докладом выступил аудитор Максим Рохмистров, говорится на сайте ведомства .
Проведенный мониторинг показал, что цели, которые были поставлены перед новым законодательством в сфере закупок (Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), в настоящее время не достигнуты.
В частности, не выполнена задача повышения эффективности проводимых закупок. «Относительная экономия бюджетных средств по результатам осуществления закупок составила всего 4%, - подчеркнул Максим Рохмистров, – что практически в 2 раза ниже аналогичного периода 2013 года».
По словам аудитора Максима Рохмистрова, статьи, регулирующие этап планирования закупок и процесс их обоснования, в том числе на основе нормирования, вступают в силу с 1 января 2015 года. Однако, учитывая, что план закупок формируется заказчиком в процессе составления и рассмотрения проекта бюджета, полноценное планирование может начаться только для закупок, намеченных к осуществлению с 2016 года. В связи с этим задача по регулированию всего цикла закупок в течение 2014-2015 годов выполнена не будет, уточняет «Эксперт».
Кроме того, в рамках проводимого мониторинга закупок стоимостью свыше 1 миллиарда рублей установлено, что за 9 месяцев текущего года четыре госконтракта на общую сумму более 10 миллиардов рублей были заключены федеральными заказчиками с организациями, которые в той или иной степени контролируются юридическими лицами, зарегистрированными в иностранных юрисдикциях, пишет РИА Новости
«В законодательстве до настоящего времени отсутствуют нормы, ограничивающие участие в государственных закупках офшорных компаний», – рассказал Рохмистров. В этой связи коллегия СП приняла решение направить информационное письмо в Минэкономразвития России с предложениями внести ряд изменений в Федеральный закон о контрактной системе № 44, в том числе о том, чтобы ввести норму, ограничивающую участие в государственных закупках офшорных компаний, поясняют «Новые известия».
Издание напоминает, что в прошлом году Счетная палата в ходе проверок обнаружила 500 нарушений на общую сумму 233 млрд. рублей. Тогда было проведено 150 проверок у 257 заказчиков на общую сумму 2 трлн. рублей.
По словам главы СП Татьяны Голиковой, одними из самых распространенных нарушений в сфере госзакупок по итогам 2013 года стали: размещение заказов с последующим изменением сроков и стоимости работ без достаточных обоснований – 83 выявленных случая, а также размещение заказов без конкурса – 56 случаев.
Вместе с тем по результатам проверок в первом квартале 2014 года на первый план выдвинулась проблема недостаточной публичности заказов . Так, 18 главных распорядителей бюджетных средств не разместили планы закупок на текущий год, а многие разместившие такие планы подошли к вопросу формально. « Миллионы превращаются в миллиарды, миллиарды превращаются в триллионы, никто на это не обращает никакого внимания », – такими словами описала этот процесс Татьяна Голикова. Глава СП привела пример, когда одно из федеральных министерств, согласно его плану закупок, намеревалось разместить заказы на сумму 7 трлн. рублей, тогда как все расходы бюджета за 10 месяцев текущего года составили 10,7 трлн. рублей.
Напомним, что, по мнению Forbes королем госзаказа является Аркадий Ротенберг. Второе место — владелец «Стройгазмонтажа» и один из основных подрядчиков «Газпрома» миллиардер Зияд Манасир. Третье место в рейтинге — инвестор Геннадий Тимченко.
Как рассказала «НИ» профессор РАНХиГС Людмила Пронина, участие офшоров в госзакупках не является самой большой проблемой для этой сферы, тем более что президент Владимир Путин подписал закон, в котором компании, ведущие деятельность в России, должны обязательно сообщать о своей регистрации в офшорных зонах. Цель закона – контролировать налоговые поступления в нашу бюджетную систему. «Федеральный закон о контрактной системе действительно не содержит нормы, запрещающей компаниям с иностранной юрисдикцией участвовать в госконтрактах. На мой взгляд, торопиться исправлять ситуацию не стоит, особенно учитывая тяжелую обстановку, в которой оказались российские компании за рубежом. Такую норму надо прорабатывать и вводить в закон обязательно, но не сейчас», – полагает г-жа Пронина. По мнению эксперта, крупные сырьевые компании и так несут большие потери в связи с санкциями, и вводить ограничения для них по госзакупкам в настоящее время нецелесообразно.
Старший научный сотрудник Института экономической политики им. Гайдара Сергей Жаворонков в беседе с «НИ» также отметил, что участие офшоров в госзакупках – это распространенная мировая практика, и в случае введения ограничений можно подорвать конкурентоспособность отечественных производителей на мировом рынке. «Через офшорные фирмы работают многие госкомпании, поэтому использования иностранных юрисдикций бояться не стоит. За счет них живет вся внешняя торговля в мире, и если кто-то их не использует, то теряет конкурентоспособность», – пояснил он.
По мнению эксперта, наиболее важной проблемой в сфере госзакупок является то, что российские госкомпании практически выведены из-под тендерного законодательства . «Оно должно на них распространяться с 2015 года, но в законах по-прежнему существует масса лазеек, например, такая как использование дочерних структур, для которых «закон не писан»», – говорит г-н Жаворонков. По его мнению, самые непрозрачные условия госзакупок в настоящее время имеют госкомпании с разветвленной организационной структурой, в отличие от федеральных ведомств, полностью контролируемых законодательством о госконтрактах, пишут «Новые известия».
На низком уровне остается и прозрачность закупок, не внедрена система планирования и обоснования закупок . Результаты анализа также свидетельствуют об отсутствии положительной динамики по уменьшению нарушений законодательства о закупках, выявляемых другими контрольными органами, говорится в сообщении. В частности, 280 нарушений выявил Росфиннадзор, 189 нарушений – Рособоронзаказ, ФАС России по результатам плановых и внеплановых проверок выявляет нарушения в 58,5% закупок, осуществляемых по новому законодательству, уточняет РБК.
Информацию для мониторинга Счетной палате представили, в частности, Минэкономразвития, Федеральное казначейство, ФАС и ОНФ.
«Взгляд» напоминает, что в конце октября глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Игорь Артемьев заявил, что доступ малого бизнеса к госзакупкам ухудшился после принятия нового закона о федеральной контрактной системе .
Новый закон о федеральной контрактной системе вступил в силу с 1 января 2014 года.
В конце ноября 2013 года глава правительства России Дмитрий Медведев заявил, что закон о федеральной контрактной системе в сфере госзакупок не является идеальным, однако он более системный, чем прежний, и позволит успешнее противодействовать коррупции. "