FLB: Схема, благодаря которой компания Тины Канделаки раз за разом становится подрядчиком многомиллионных заказов
"Загадочные расходы «на коммуникации», брендинг, ребрендиг, пиар и продвижение, вечная тема для споров, дискуссий и сомнений. Ну а когда речь заходит о государственных деньгах, то и для журналистского расследования, вроде материала под названием «Под крылом у «Апостола», который подготовила репортер Алиса Кустикова.
«Десять лет в ток-шоу «Самый умный» не прошли для Тины Канделаки даром. Схема, благодаря которой ее компания «Апостол» раз за разом становится подрядчиком многомиллионных заказов, проста как все гениальное.
Мы хотели написать о том, кто и зачем «пиарит» в России оборонные предприятия, а обнаружили схему дружеского госзаказа.
Госкорпорация «Ростех» обеспечивает 90% экспорта в сфере военно-промышленного комплекса. Выручка «Ростеха» в 2013 году составила 1,04 трлн рублей. «Ростех» поставляет продукцию более чем 70 странам (основными покупателями выступают Китай и Индия), что обеспечивает России второе после США место в мире по объемам экспорта вооружений.
В «Ростех», созданный в 2007 году, входят 9 холдингов оборонно-промышленного комплекса и 5 - гражданского. «Ростех» поставляет за рубеж истребители «Су» и «МиГ», учебно-боевые самолеты, вертолеты, зенитно-ракетные системы, печально известные «Буки», модернизированные танки Т-90С, боевые машины пехоты БМП-3, бронеавтомобили «Тигр»… Перечислять можно до бесконечности.
Что производит «Калашников» - понятно из названия. «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) специализируются на разработке авиационных приборов и средств радиоэлектронной борьбы и поставляют за границу системы опознавания «свой-чужой» для радиолокационных систем. Разработки холдинга «Авиационное оборудование» предназначены для предприятий гражданской и военной авиации. Профиль холдинга «Швабе» - оптико-электронная отрасль: прицелы, лазерные целеуказатели, системы наведения для защиты от ракет переносных зенитно-ракетных комплексов.
История дружбы: заказчик и исполнитель
Названные подразделения и сам «Ростех» объединяет то, что они все - клиенты Тины Канделаки. Принадлежащая ведущей компания «Апостол» за бюджетные деньги проводит дочкам «Ростеха» ребрендинги, обеспечивает PR-сопровождение и раскрутку в СМИ. По оценкам, в общей сложности «Апостол» получил от подразделений госкорпорации порядка 118 млн рублей.
Услуги по PR-сопровождению для своей продукции «Ростех» закупал и раньше. Другое дело, что после того, как постоянным партнером госкорпорации стал «Апостол», затраты на это направление выросли в разы.
Успеху скромной PR-конторы не могло не способствовать то, что руководит службой коммуникаций «Ростеха», которая и определяет, кому доверить имидж госкорпорации, Василий Бровко – деловой партнер Тины Канделаки. Но самое прекрасное в этой истории то, что на момент заключения контрактов с госкорпорацией Бровко был еще и соучредителем «Апостола».
Первый контракт с «Ростехнологиями», подписанный в 2013 году на 27,9 миллионов рублей, стал для «Апостола» судьбоносным. За эти деньги пиарщики придумали заменить название «Ростехнологий» на «Ростех», поменяли логотип, слоган и сайт. Конкурентов у компании не было – закупку провели у единственного поставщика. .
Контракт был датирован июнем, а спустя полгода отношения «Ростеха» и «Апостола» обрели новый статус. 5 декабря 2013 года Бровко занял пост руководителя службы коммуникаций госкорпорации. С того дня и по сегодняшний день 26-летний Бровко отвечает за позиционирование «Ростеха» и всех его подведомственных структур.
На фото (vk.com): Василий Бровко крайний (справа) и Тина Канделаки. В интервью Бровко как-то заявил: «Мой главный проект – Тина Канделаки»
В 2013 году «Апостол» провел ребрендинг «Швабе» и «КРЭТ». Сумму контрактов не раскрывают ни заказчик, ни исполнитель, хотя закон обязывает размещать в открытом доступе информацию о подобных закупках.
Пресс-служба «Швабе» проигнорировала запрос о сумме контракта, а представитель «КРЭТ» Екатерина Никифорова (в прошлом – сотрудница «Апостола») заявила, что информация - «коммерческая тайна». Согласно информации из открытых источников, «апгрейд» «Швабе» обошелся налогоплательщикам в 25 млн рублей. Автор ссылается на данные деловых изданий. («Газета.Ru» ссылается на источник, близкий к «Ростеху»). По данным газеты «КоммерсантЪ», на ребрендинг «КРЭТ» была выделена такая же сумма, что и на «Швабе».
Мы направили повторные запросы с требованием предоставить информацию о размере заключенных контрактов. Если информация СМИ верна, получается, что уже к концу 2013 года контора Канделаки получила от госкорпорации более 75 миллионов рублей.
Но настоящий успех пришел к компании в следующем году. 7 марта 2014 года Василий Бровко стал учредителем ООО «Апостол». Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 7 июля, Бровко и Каделаки разделили уставной капитал «Апостола» пополам. Гендиректором компании стала Тина. Так «главный пиарщик» «Ростеха» оказался учредителем конторы, которая занимается PR-сопровождением госкорпорации, где он работает. По интересному совпадению после трудоустройства Бровко в «Ростехе» в апостольский невод косяком пошли заказы на PR-сопровождение от госкорпорации и его подразделений.
Положение о закупках: апостольская редакция
История с легендарным холдингом «Калашников» показывает серьезность отношений «Ростеха» и «Апостола». Ради контракта с Тиной оружейный гигант в спешном порядке переписал собственное положение о закупках. Потратить средства на разработку бренда подразделение «Ростеха» - концерн «Калашников» решил в формате котировочной сессии (Прим. Ред.: вид закупки, победителем в которой становится компания, предложившая за свои услуги самую низкую цену). Закупку объявили в конце апреля 2014 года – концерн был готов потратить на эти цели 20 миллионов рублей. Заявки, помимо «Апостола», подали еще три компании. Контора Канделаки предложила свои услуги за 15 миллионов, компания «Пленум-ДЕФА» – всего за 10 миллионов. Заявку «Пленум-ДЕФА» комиссия отклонила, победителем стал «Апостол». Проигравшая компания обратилась в УФАС, где заявила – «Калашников» провел котировочную сессию в нарушение собственного «Положения о закупках» - документа, определяющего всю закупочную деятельность предприятия.
«Положение» и по сей день доступно на официальном сайте концерна «Калашников»
В пункте 2 статьи 21 указано: «Заказчик может осуществлять закупку продукции путем котировочной сессии в случаях, когда максимальная цена договора не превышает 1 миллиона рублей».
Тем не менее, 19 июня УФАС отклоняет жалобу «Пленум-ДЕФА». Антимонопольщики тоже ссылаются на «Положение о закупках» Калашникова. Но почему-то звучит пункт 2 статьи 21 Положения совершенно иначе – «(…) максимальная цена договора не превышает 20 миллионов рублей». «ОАО Калашников имел право на проведение оспариваемой закупки путем закупочной сессии», - заключило ведомство и отклонило жалобу.
Откуда такие разночтения - 19 миллионов? Антимонольщики цитируют «Положение о закупках» «Калашникова», размещенное на официальном сайте госзакупок. Вот оно. Там в качестве максимальной суммы установлен лимит в 20 миллионов рублей, которые и упоминает в своем решении УФАС. Но вот ведь незадача - положение в новой редакции было опубликовано только 18 июля.
Как полагает автор, «означает это вот что – к моменту проведения закупки в апреле 2014 года, согласно положению, действовало 1-миллионное ограничение. А значит, при заключении контракта с «Апостолом» «Калашников» пошел на нарушение собственного положения о закупках. Ну не бросать же подрядчика. И «Положение о закупках» переписали уже в ходе разбирательства в УФАС. Документ выходит в «апостольской редакции» - его, по сути, подогнали под контракт, заключенный с конторой Канделаки. Антимонопольщики на «подмену» внимания не обратили. Или не захотели обращать».
В скандал вмешался было вице-премьер Дмитрий Рогозин, который написал в Twitter: «Калашников» в таких расходах на раскрутку не нуждается», и пообещал, что Федеральная служба по оборонзаказу проверит обоснованность выделения миллионов на PR-нужды.
Очередь - за Генеральной прокуратурой. В нашем распоряжении оказался документ, из которого следует – надзорное ведомство направило обращение «о необоснованном расходовании средств и нарушении законодательства о размещении заказов концерном «Калашников» в Федеральную антимонопольную службу и в прокуратуру Удмуртской республики. Последняя откликнулась довольно быстро – пообещала рассмотреть обращение.
Впрочем, все эти телодвижения пока никак не влияют на работу «Апостола» - компания продолжает осваивать бюджетные средства, полученные от оружейного концерна. Тем более, что это не единственная «дочка» «Ростеха».
Очень уникальный бренд
ОАО "Авиационное оборудование", как и «Калашников», встало на PR-обслуживание к «Апостолу» в апреле нынешнего года. И тоже захотело получить уникальный бренд. Стоит ли говорить, что техническое задание на создание этого бренда автору очень напомнило ТЗ оружейного концерна.
ОАО "Авиационное оборудование" - контора солидная, закупает по линии госзаказа дюралевый прокат, сварочную проволоку, жаропрочные сплавы и пр. В «покупательской корзине» ведомства – госзаказы на разработку кислородной системы самолетов, специальных тканей для нужд отрасли…. И вдруг среди алюминиевого великолепия появляется закупка «на оказание услуг по разработке уникального бренда холдинга». Оставим в стороне вопрос, как можно разработать «неуникальный бренд».
Конкурс выиграл «Апостол». 4 апреля – группа компаний получила от «Ростеха» 12,3 млн рублей. Почитаем техническое задание – «Апостол» должен «исследовать репутацию холдинга», «провести визуальный аудит», «организовать глубинные интервью с экспертами индустрии», «выработать гипотезы позиционирования», «разработать платформу бренда, содержащую Большую идею, Видение, Миссию и три Ценности бренда…Разработать архитектуру бренда», «разработать имя бренда»… Если убрать словесную эквилибристику, в сухом остатке получается: «Апостол» выберет «авиаторам» доменное имя, придумает слоган, нарисует логотип и сделает ролик. За эту красоту налогоплательщики заплатят 12,3 миллиона.
А еще «Апостол» оказывает «Авиационному оборудованию» услуги по PR-сопровождению деятельности холдинга. За день до подведения итогов на создание уникального «бренда» – 3 апреля, компания Канделаки получила от ОАО 11,8 млн рублей. Если обобщить содержание пяти страниц технического задания, эту внушительную сумму «Авиационное оборудование» тратит на содержание пресс-службы. Еще в прошлом году «Апостол» оказывал ОАО одноименные услуги за 3,9 млн рублей. Контракты с «Авиационным оборудованием» и «Калашниковым» принесли «Апостолу» еще 43 миллиона рублей.
Расценки «Апостола» мы попросили прокомментировать Олега Бериева, сопрезидента Ассоциации брендинговых компаний России. Организация на сегодняшний день объединяет 45 брендинговых агентств. По мнению эксперта, суммы, которые агентство Тины Канделаки запросило за создание уникального бренда для «Авиационного оборудования» и «Калашникова», как минимум в два раза превышают рыночные.
Изучив техническое задание по конкурсам, Бериев предварительно заключил: средний прайс, который бы агентства члены АБКР выставили за создание бренда для «Авиационного оборудования», составляет 5 миллионов. Предельная цена для этой услуги - 7,5 миллионов. Напомним, что «Апостол» получил на реализацию задачи 12,3 бюджетных миллиона – по сравнению с рыночными цены завышены как минимум в два раза.
Еще плачевнее дело обстоит с затратами на создание бренда для оружейного концерна. Средняя цена - 4, максимальная – 6 миллионов. «Апостол» взялся оказывать услуги «Калашникову» за 15 миллионов – сумма превышает среднюю по рынку почти в четыре раза!
«15 и 12,3 миллионов рублей – цены для этих двух проектов совершенно нерелевантные, - прокомментировал ситуацию Бериев. - Судя по техническому заданию, создание бренда для «Калашникова» - стандартная задача. Да, проект непростой в реализации - речь идет о национальном бренде - наверняка, вокруг этого заказа будет много дискуссий и много политики. Подобный контракт может реализовать любое брендинговое агентство, специализирующееся на оказании услуг полного цикла. Из 45 членов нашей ассоциации как минимум 10 готовы в открытой конкурентной борьбе доказывать свое право на заказ. И около 15 компаний – если считать вместе с агентствами, которые в нашу ассоциацию не входят, но могут реализовать такой проект».
Между тем, вопрос о том, кто в нынешнем году будет оказывать «Ростеху» услуги по линии PR, остается открытым. В середине июля госкорпорация заявила было о своих намерениях определиться с подрядчиком по этому деликатному направлению, но затем внезапно поставила на «паузу». По времени это совпало с кульминацией скандала Апостола и Калашникова – как раз в июле УФАС отклонил жалобу «Пленум-ДЕФА».
18 июля «Ростех» вывешивает на сайте семь «сообщений «о заинтересованности». Смысл процедуры такой: госкорпорация принимает от участников рынка предложения, где последние указывают, за какую сумму готовы взяться на выполнение работ. «Ростех» использует эти цифры, чтобы сформировать максимальную цену контракта.
Между тем, техзадание, которое сейчас можно обнаружить в документации, довольно обширно. Это и создание двух рекламных видеороликов о «Ростехе», и PR-сопровождение, и проведение мероприятий для прессы (5 пресс-конференций, 8 пресс-туров и, что особо умиляет, 4 пресс-завтрака), и информационное наполнение сайта Ростеха на семи языках (1980 текстов в год), и продвижение аккаунтов Ростеха в соцсетях.
Пункт, заслуживающий отдельного внимания, – работы по «проведению информационной кампании в блогосфере». Исполнитель должен инициировать публикацию 372 проплаченных материалов о госкорпорации в блогах, а также снять и распространить 16 вирусных видеороликов о «Ростехе». Завершают список подборки публикаций о работе «Ростеха» с указанием, в каком ключе они написаны.
Учитывая, что «Ростех» до сих пор не выбрал победителя, «информационная кампании в блогосфере» будет массированной. Даже если исполнитель приступит к работе в октябре, то есть за три месяца до окончания календарного года, выходит, что за день в блогах будет появляться как минимум по четыре материала о «Ростехе». Включая выходные и праздники. Ролики выходить будут раз в пять дней. Журналистам тоже повезет – пресс-мероприятия «Ростех» будет проводить раз в полторы недели. А на официальном сайте должно появляться по 21 новости о госкорпорации.
Успокаивает, что оценивать эффективность кампании должен отдел коммуникации. А его возглавляет Василий Бровко. Ну и в дополнение стоит сказать, что в качестве контактного лица в документации значится Екатерина Баранова, ныне - сотрудник «Ростеха», а раньше – специалист «Апостола». Но, кажется, что-то пошло не так. По нашей информации, предложения от компаний «Ростех» получил, а конкурс пока объявлять не спешит.
UPD: Мы не могли не предоставить слово герою текста - Василию Бровко. До 4 августа руководитель департамента коммуникаций находился в отпуске и был недоступен для комментариев. Вернувшись - отсутствовал на рабочем месте. По крайней мере, корреспонденту ни разу не удалось застать Бровко в «Ростехе».
Согласно данным ЕГРЮЛ, 18 июля бенефициар подал заявление, а 24 июля 2014 года вышел из состава соучредителей «Апостола». Причем, похоже, делалось это в такой спешке, что 50% уставного капитала, которые были оформлены на Бровко, зависли в воздухе. В числе учредителей на сегодня только - Тинатин Канделаки с 50 % уставного капитала.
В «Апостоле» опровергают эту информацию – пресс-служба сообщает что-то несуразное «Бровко официально вышел из состава учредителей центра стратегических коммуникаций «Апостол» 5 марта 2014 года» (прим. Ред: это при том, что 7 марта 2014 года Бровко, напротив, стал бенефициаром).
Дальше, по оценке автора, следует нелепейшее объяснение: «Поскольку акционерная доля Бровко была достаточно большой и составляла 50% «Апостола», привлечение финансирования для сделки, а также процесс подготовки и оформления сделки занял достаточно длительное время».
Вообще, нам понравилось, как работает пресс-служба «Апостола». Мы послали им один единственный вопрос: нет ли конфликта интересов в том, что соучредитель «Апостола» возглавляет отдел коммуникации «Ростеха», от которого «Апостол» регулярно получает заказы. Две недели там думали над нашим вопросом, а потом вместо него придумали три других, на которые тоже не смогли дать вразумительных ответов, (скриншот прилагается). Мы верим, что это произошло только потому, что у нас был сложный вопрос, а не потому, что в «Апостоле» не умеют работать. Иначе боль за бесцельно потраченные «Ростехом» миллионы станет еще горше» - резюмирует журналист. "