FLB: В Москве стремительно и без огласки ликвидируется система коррекционного образования – больные дети теперь считаются «неэффективными»
"Московская ассоциация родителей детей-инвалидов, родители, сообщества специалистов подписали обращение к вице-премьеру Правительства РФ Ольге Голодец в связи с бедственной ситуацией, сложившейся сегодня в системе образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Речь идет ни много ни мало о спасении будущего этих детей – сейчас оно находится под угрозой.
В сентябре 2014 года в результате действий Департамента образования г. Москвы ситуация в сфере образования стала критической, пишет инициатор обращения к вице-премьеру Ольга Погонина. Система коррекционного и специального образования, которая создавалась долгие годы, практически уничтожена. Последние из этих учреждений погибнут еще до наступления нового года.
При этом заявленные благие пожелания по постепенному переходу к инклюзивному образованию совершенно не подкрепляются реальными действиями и финансированием. Инклюзивные проекты осуществляются в основном силами благотворителей и родителей при минимальном финансовом участии государства.
КАДРЫ
В условиях подушевого финансирования и требования сохранения высокой средней заработной платы специалисты, занимающиеся коррекцией – логопеды, дефектологи, психологи – увольняются и сокращаются в первую очередь. Все это ведет к кадровому коллапсу сферы образования для детей с ОВЗ, увеличения сектора теневых услуг на частном рынке.
Мы располагаем расчетами бюджета конкретных коррекционных школ и детских садов, пишет Ольга Погонина, которые наглядно показывают, что коррекционные учреждения не могут в этих условиях сохранить специалистов и вообще существовать. Готовы предоставить всю информацию, свидетельствующую о настоящем положении дел, а также наши предложения и обоснования, вплоть до поправок в законодательство.
В особенно сложном положении оказались ПМС-центры, являющиеся залогом оказания ребенку своевременной и ранней помощи. Норматив подушевого финансирования коррекционной работы в г. Москве составляет 2600 (!) рублей в год на одного ребенка.
Если до сентября 2014 года такие учреждения могли рассчитывать на существенное увеличение финансирования за счет так называемого коэффициента неэффективности (название этого коэффициента красноречиво свидетельствует об отношении московских чиновников к нестандартным детям и нестандартным учреждениям), то с началом учебного года они переведены на голую ставку. При этом никакие коэффициенты детям с инвалидностью и ОВЗ законодательство не предполагает.
Последние ПМС-центры, получив такое финансирование, закроются еще до нового года, специалисты окажутся на улице. Дети останутся без помощи.
2. РАННЯЯ ПОМОЩЬ
Долгие годы система ранней коррекционной помощи детям с ОВЗ оправданно считалась дорогой в социум, той ступенькой, которая гарантирует этим детям равные возможности на школьном старте. В настоящее время в Москве стремительно, без особой огласки для широкой общественности, происходит ликвидация детских садов и групп компенсирующего вида. В объединенных образовательных комплексах этот процесс идет быстрее, так как затраты на компенсирующее дошкольное образование существенно выше, чем в обычных группах детского сада, и сохранение компенсирующих групп и подразделений экономически неэффективно.
Многие сады с сентября 2014 года утратили статус коррекционных, происходит сокращение групп компенсирующего и комбинированного вида (в ЮВАО, например, есть сады, где закрыли 50% групп), количество детей в группах увеличилось до 20-22. Значительно ухудшились условия пребывания детей в группах, не приспособленных для такого количества человек: очень тесно и душно в раздевалках, игровая зона сократилась за счет того, что часть детей спит там на раскладушках.
3. ОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОБЛЕМА ИНТЕРНАТОВ
Департамент образования г. Москвы постоянно уверяет общественность, что финансирование не изменилось, положение не ухудшилось, а меняется лишь форма. Но: если еще в 2011 году на содержание одного ребенка в образовательном учреждении выделялась дифференцированная сумма (см. Приложение 3), зависящая от типа и вида образовательного учреждения (например, общеобразовательной и коррекционной школы, санаторно-лесной или школы надомного обучения, начальной школы или средней общеобразовательной, гимназии и т.п. – их было 15 видов), то в этом году дифференцированный подход (тот самый пресловутый коэффициент неэффективности) окончательно упразднен.
Согласно Постановлению Правительства Москвы № 789-ПП от 14 сентября 2010 года в действующей редакции с 1 сентября 2014 года (см. Приложение 4), норматив финансирования выделяется на обеспечение государственной услуги по предоставлению начального общего, основного общего и среднего общего образования. Необходимые согласно «Закону об Образовании» для создания специальных условий для образования детей с инвалидностью и ОВЗ коррекционные, реабилитационные и абилитационные услуги больше не оплачиваются.
Действовавшие региональные поправочные коэффициенты были действительны для комплекса услуг (образование, коррекция, реабилитация). Сейчас деньги выделяются только на образовательные услуги, и, соответственно, сама выделенная сумма существенно ниже выделявшейся ранее (см. Приложение 5, пример проблем бюджета инклюзивного ДОУ).
Еще один пример: при текущем финансировании школе-интернату 6 вида выделяется 63 тысячи рублей на образование с коэффициентом 3, плюс 25 тысяч на 5-дневное пребывание (интернат), плюс 21 тысяча рублей в месяц на присмотр и уход.
Очевидно, что эта сумма существенно меньше суммы, выделяемой на все эти услуги в 2011 году. На эти деньги невозможно организовать полноценную комплексную работу с детьми с ОВЗ, в том числе с детьми-инвалидами, особенно за инвалидами с тяжелыми множественными сочетанными нарушениями.
Общеобразовательные учреждения не мотивированы на принятие детей с ОВЗ и инвалидностью, как в связи с отсутствием финансирования, так и в связи с вымыванием из образовательных учреждений специалистов. Все это приводит к тому, что дети выпадают из социума, оказываются заперты в четырех стенах, лишаются общения со сверстниками, возможности для социализации, полноценной реабилитации и обучения, а образовательные учреждения (и школы, и детские сады) теряют специалистов, перепрофилируются и, как результат, превращаются в лучшем случае в обычные, общеобразовательные.
Невозможно ни физически, ни организационно, ни юридически разорвать между собой образование, коррекцию и реабилитацию, объясняет Московская ассоциация родителей детей-инвалидов. Основная масса детей-инвалидов, особенно со множественными и сочетанными нарушениями, а также с ментальной инвалидностью нуждаются именно в комплексном, междисциплинарном и межведомственном подходе.
Необходимо сохранение системы пятидневного пребывания в школах-интернатах: учреждений, в которых созданы условия для предоставления комплекса услуг по обучению, реабилитацииабилитации и коррекции. В нашей стране вообще, и нашем городе в частности, крайне мало таких учреждений. В Москве они есть далеко не в каждом округе.
Детям крайне затруднительно переносить ежедневную дальнюю дорогу, а работающим и многодетным родителям невозможно каждый день привозить и увозить своих детей чисто физически.
Эта проблема отчасти могла бы быть решена принятием программы «Школьный автобус» (Закон "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве" от 28 апреля 2010 года № 16 предусматривает такую возможность.http://perspektiva-inva.ru/protec-rights/law/regional/moscow/vw-670/)
4. ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕ 18 ЛЕТ
В этом учебном году прекращено финансирование услуг по получению общего среднего образования для инвалидов старше 18 лет. Этот вопрос вызывает особенную тревогу. Дети-инвалиды, в большинстве случаев, поступают в школу позже обычных, в 8 и даже 9 лет, и это связано с объективными причинами, с тяжестью ограничений жизнедеятельности, более поздним психофизическим созреванием. Учатся они дольше, так как многие из них переносят тяжелые операции, периоды длительного восстановительного лечения, да и сам образовательный процесс пролонгирован во времени. Нагрузки и темп освоения школьной программы у детей инвалидов, даже с сохранным интеллектом, несколько снижен.
Необходимо сохранить возможность обучения детей инвалидов и инвалидов старше 18 лет до завершения ими освоения школьной программы, вне зависимости от их календарного возраста.
5. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Так же остро стоит в Москве и с получением дополнительного образования, как детьми инвалидами, так и инвалидами старше 18 лет. Учреждения дополнительного образования объединяют со школами и детсадами, в результате этого бесплатными услугами могут пользоваться только учащиеся и воспитанием данного комплекса. Для остальных жителей города эти услуги будут оказываться только платно.
Платными эти услуги становятся и для инвалидов 18+, в то время как общественностью неоднократно поднимался вопрос об увеличении этого срока.
В работе доп.образования города Москвы не предусмотрены жизненно важные для детей с ОВЗ и инвалидностью услуги, оставлены лишь 3 направления: научное, техническое и краеведческое, что совершенно не достаточно для удовлетворения потребностей населения, так как исчезли социокультурное и просветительское направления.
Группы продленного дня также с этого календарного года стали платными во всех школах. В среднем, родительская плата за пребывание в группе продленного дня составляет от 4500 до 15000 тысяч рублей в месяц. В эту стоимость в подавляющем большинстве случаев не входят занятия и приготовление уроков. Преимущественно, во второй половине дня дети теперь не будут ничем не заняты – с учетом отсутствия необходимых составляющих доп.образования и отсутствия педагогов.).
6. ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ, НЕ ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИНВАЛИДАМИ
Отдельно необходимо сказать о катастрофическом положении с детьми, не имеющими статуса инвалида, но нуждающимися в особых образовательных условиях – детьми с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).
В Законе «Об образовании в Российской Федерации» дано определение: «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Однако отсутствие внятной статистики по детям с ОВЗ в свою очередь, препятствует практическому определению необходимого объема и состава услуг по организации и требуемому финансированию для создания специальных образовательных условий, указанных в Законе, а также приводит к формальному отказу от обеспечения этих условий со стороны государства.
Несмотря на то, что в законе четко прописано, что статус ОВЗ может быть определен ПМПК, никаких денег на обеспечение особых образовательных потребностей этих детей городом не выделено и не предусмотрено. Между тем, по оценкам экспертов, таких детей намного больше, чем детей с инвалидностью.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что в г. Москве происходит фактическое уничтожение любой доступной помощи нашим детям, а значит – их будущего, а значит – их самих, пишет Московская ассоциация родителей детей-инвалидов.
Принимаемые московскими властями нормативные акты сами по себе не всегда противоречат очевидным образом федеральному законодательству, но последствия, к которым они приводят – это прямое нарушение всех законодательных норм, включая Конституцию и Закон "Об образовании".
Родительские и общественные организации, специалисты в сфере образования неоднократно предпринимали попытки обратить внимание московских властей, Министерства образования и Департамента образования г. Москвы на сложившуюся ситуацию.
В июне 2014 года в Общественной палате РФ состоялись слушания, организованные Комиссией по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан – о «Проблемах организации и доступности образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в дошкольных и школьных учреждениях». По итогам слушаний приняты рекомендации, выражающие мнение и экспертов, и родителей (Приложения 1 и 2).
В начале сентября, в связи с большим количеством обращений от директоров специализированных школ, интернатов и детсадов и родителей, члены Общественной палаты Диана Гурцкая и Роман Дощинский также направили письмо об этих же проблемах председателю правительства России Дмитрию Медведеву.
РОДИТЕЛИ И ОБЩЕСТВЕННИКИ ПРЕДЛАГАЮТ:
1. Как можно скорее ввести мораторий (запрет) на реформы образования в Москве, особенно в отношении коррекционных и компенсирующих школ и дошкольных учреждений, Центров медико-социально-психологической поддержки (ПМС-центров), Центров игровой поддержки, лекотек (почти полностью уже уничтоженных), школ надомного обучения и других вариативных форм образования для детей с ОВЗ.
2. Создать общественную комиссию по оценке результатов и последствий образовательной реформы для детей-инвалидов и сделать соответствующие организационные и кадровые выводы по результатам ее работы.
3. Рассмотреть вопрос о возврате к сметно-бюджетному принципу финансирования, либо разработке разумных поправочных коэффициентов, дающих возможность учреждениям осуществлять комплексную помощь, включающую образование, коррекцию и реабилитацию в необходимом для детей объеме, определить финансовые механизмы поддержки инклюзивных проектов в образовании.
4. Используя ресурсы ППМС-центров и коррекционных учреждений, создать в г. Москве центры по ресурсной поддержке и развитию инклюзии.
P.S. Инициатор письма Ольга Погодина сообщила, что вчера, 15 сентября 2014 года, оно было передано лично в руки вице-премьеру Правительства РФ Ольге Юрьевне Голодец. По указанию Ольги Юрьевны, в г. Москве будет проведено совещание по проблемам коррекционного образования с целью прояснения ситуации. Агентство FLB будет следить за развитием ситуации.