Перед самым началом нового учебного года родителей в самых разных школах начали огорошивать: бесплатной продленки отныне не будет! Кто не может забирать детишек сразу после занятий, извольте платить. Сколько? Это зависит от того, до которого часа ребенок будет оставаться на продленке. Если часов до четырех, то тысячи 2-3 в месяц (цены в разных школах варьируются), а если до упора, до конца обычного рабочего дня — то 4-5-6... Верхняя граница неизвестна, сообщает «МК».
Надо ли говорить, что для подавляющего большинства родителей эта новость явилась шоком. Всем понятно, что на продленку детей отдают не от хорошей жизни, а в тех случаях, когда работать маме надо, а свободных бабушек или денег на няню нет.
У жительницы улицы Народного ополчения дочка в этом году идет в первый класс ГБОУ «Лицей №138». На собрании родителей предупредили, что на всю параллель первоклашек будет только одна группа продленного дня, в которую возьмут не больше 30 детей. От родителей требуют справки с работы с точным рабочим графиком, которые должны подтвердить, что забирать ребенка из школы днем действительно никто не может.
— Такое ощущение, что все делается для того, чтобы мамы не могли работать, — говорит Юлия. — Раньше система была построена так, что после основных занятий сразу же начинались различные дополнительные секции и кружки. И даже первоклассники находились в школе до 5–6 вечера. Сейчас же группы продленного дня ликвидируют, а занятия в кружках и секциях стали начинаться около 4 часов. То есть кто-то должен прийти в школу днем, забрать ребенка, а потом опять привести его в кружок. В школе нам открыто сказали, что нужно искать любые возможности, чтобы не отдавать ребенка в продленку, так как мест там хватит только особо нуждающимся...
А Аллу, жительницу Северо-Восточного округа, вместе с другими родителями ее класса, просто поставили перед фактом: продленка отныне — только за деньги.
— На собрании перед началом учебного года нам сказали, что за продленку надо платить 6,5 тысячи в месяц — с учетом стоимости обеда. У меня двое детей «продленочного» возраста — и мне придется выкладывать ежемесячно 13 тысяч. Это для меня непосильная сумма!
Куда же делась эта столь востребованная и жизненно необходимая услуга? Павел Кузьмин, глава Управления образования СВАО, к которому обратилась за разъяснениями одна из пострадавших семей, всю ответственность переложил на школу:
— Это решение принимается самой организацией, Управляющим советом, который решает, будет ли это за бюджетный счет или будут вводиться какие-то платные услуги. Никакой единой позиции на уровне округа или города нет, каждая школа сама решает, какая будет сумма платы за продленку и будет ли. Все вопросы об обоснованности и правильности суммы — это к Управляющему совету. Мы даже не собираем такую информацию. Единого ценника по Москве нет и быть не может, школа сама его высчитывает. Цена зависит от того, какие услуги и какого качества на продленке предоставляются. Вы должны понимать, за что платите.
Однако, как выяснил «МК», товарищ Кузьмин недоговаривает. Решение принимается, безусловно, на уровне школы, но такую возможность ей предоставляет новый Федеральный закон об образовании. Статья 66, пункт 8 этого закона гласит:
«За осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей несовершеннолетних обучающихся. Учредитель вправе снизить размер указанной платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей в определяемых им случаях и порядке...»
То есть вправе снизить — но вправе и не снижать. А главное — вправе устанавливать эту плату!
«Социальные последствия этого решения труднопредсказуемы, — заявил «МК» член СПЧ при Президенте РФ, депутат муниципального района Отрадное Андрей Бабушкин. — С продленки будут выдавливаться не просто социально незащищенные, но и безответственные семьи, у которых, может, и деньги есть, но они предпочтут, чтобы ребенок болтался по улицам. В начале 90-х уже была попытка сделать платную продленку, и сегодняшние наркоманы — результат этого решения». Бабушкин намерен направить главе столичного Департамента образования Иосифу Калине письмо с просьбой «развернуть» ситуацию. По мнению правозащитника, у города достаточно финансовых ресурсов, чтобы не вводить плату за продленку, пишет «МК».
Председатель межрайонного совета по развитию образования Северного округа столицы и директор школы N 2098 Надежда Перфилова объяснила, что присмотр и уход за ребенком после окончания учебных занятий не является образовательной услугой и потому не субсидируется, пишет портал «В Москве».
По словам Перфиловой, с нового учебного года "госзадание дается только на образовательные услуги, соответственно, все остальное станут финансировать родители". Бесплатным будет только час самоподготовки, во время которого ребенок делает домашнее задание под надзором учителя. "Но это не значит, что если занятия заканчиваются, скажем, в 13:00, то до 14:00 можно иметь бесплатную продленку, - подчеркнула Перфилова, - дело в том, что этот бесплатный час предоставляется не в любое время (допустим, сразу после завершения занятий), а согласно распорядку группы продленного дня. И если этот час на приготовление заданий будет по расписанию, скажем, с 15:00 до 16:00, то для тех, кто посещает группу продленного дня в этом интервале, в смету оплаты его не включат". Муниципальные депутаты намерены обратиться к главе департамента образования Исааку Калине с просьбой не вводить плату за продленку.
«Дело в том, что еще в августе тему с продленкой начали активно обсуждать в социальных сетях. Назывались разные цифры, разные условия. Кто-то утверждал, что стоить это будет не меньше шести тысяч рублей в месяц. Накануне я общалась с нашим директором на собрании. Он подтвердил, что ситуация с продленкой может поменяться из-за реформ в системе образования, но каждая школа будет сама решать, сколько денег требовать с родителей. У нас, например, можно будет оставить продленку и бесплатно, но тогда за ребенком только присмотрят и не будут делать с ним домашние задания. А за 1800 рублей в месяц станут и математику разбирать, и упражнения по русскому языку делать, и оригами для уроков труда складывать. Плюс к этому нужно оплатить обед - 87 рублей 50 копеек. Вот и считайте: за 20 дней продленки нам нужно будет выложить три с половиной тысячи рублей. Но я все равно уверена, что по меркам Москвы это не так уж дорого, и не заставит родителей отказаться от продленки», пишет Екатерина Седова, председатель родительского комитета одной из московских школ.
О том, что группа продленного дня станет головной болью родителей, стали говорить после изменений в федеральном законодательстве еще в 2013 году. Существование «продленки» в школе теперь считается нецелевым использованием средств.
|