FLB: Пуски «Протона» не прекратят, несмотря на стоимость каждого около 150 млн рублей
"
Межведомственная комиссия, анализирующая возможные причины аварии ракеты "Протон", считает наиболее вероятной причиной ЧП разрушение крепления подшипника турбонасоса в рулевом двигателе третьей ступени, но при этом не исключает и версию саботажа, сообщает РИА Новости.
Стартовавшая 16 мая с Байконура ракета-носитель "Протон-М" со спутником связи "Экспресс-АМ4Р" сгорела в плотных слоях атмосферы над территорией Китая. В результате был утрачен самый мощный телекоммуникационный российский космический аппарат.
Нештатная ситуация с российскими спутниками происходит не впервые. Вскоре после аварии, в пресс – службе ФГУП «Космическая связь» (там был изготовлен спутник) сообщили, что стоимость упавшего «Протона» составляет 150 млн евро. Аппарат был застрахован в «Ингосстрахе» на сумму, превышающую 7,8 млрд рублей, напоминает «Фонтанка.ру».
20 мая 2014 года руководитель Роскосмоса Олег Остапенко заявил, что авария ракеты-носителя могла произойти из-за нештатной работы рулевого двигателя третьей ступени. Согласно телеметрическим данным, «в трубопроводе рулевого двигателя было зафиксировано неожиданное резкое падение давления», информирует Lenta.ru.
Ракета-носитель «Протон-М» была запущена с космодрома Байконур 16 мая 2014 года. Она должна была вывести на орбиту спутник связи «Экспресс-АМ4Р». На 540-й секунде полета связь с ракетой была утрачена и произошло аварийное выключение двигателей. При этом головной блок от ракеты не отделился. Спустя несколько дней после аварии было объявлено, что Россия продолжит использовать «Протоны-М» до 2025 года.
"Наиболее вероятной причиной аварии на сегодняшний день представляется разрушение крепления подшипника турбонасоса в рулевом двигателе третьей ступени ракеты", - сообщил председатель комиссии, первый заместитель гендиректора ЦНИИмаша Александр Данилюк.
Данилюк рассказал, что рабочие группы в составе комиссии анализируют телеметрическую информацию и данные внешних измерений траектории ракеты, конструкторскую и технологическую документацию, процессы изготовления, испытаний, приемки, транспортировки, хранения и подготовки ракеты к пуску. Эксперты комиссии работают на Байконуре, в конструкторских бюро, на заводах-изготовителях, в центрах управления полетами, уточняет «Интерфакс».
Ранее Данилюк заявлял, что рассматриваются четыре версии аварии "Протона-М" со спутником связи "Экспресс-АМ4Р".
Член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин в интервью РИА Новости в день аварии сообщил, что у него есть уверенность в том, что пуски «Протона» возобновятся примерно через два-три месяца. Также, по словам, ученого, как только будет найдена причина аварии, все остальные ракеты – готовые, полуготовые – будут обязательно проверены. Это стандартная процедура.
За последнее время, это далеко не первая авария российских высокотехнологичных спутников. Седьмого августа 2012 года из-за сбоя в работе блока "Бриз-М" нештатно закончился запуск ракеты-носителя "Протон-М" со спутниками связи "Экспресс-МД2" и "Телком-3". Через год – еще одна авария «Протона-М» – он упал вскоре после запуска, вместе с тремя навигационными спутниками «Глонасс», пишет «Фонтанка.ру».