Почему Ходорковского не слушали в Киеве, но услышали в Москве
FLB: Радикалы Майдана ждали от МБХ безусловного одобрения, а услышали «советы московского старшего брата». Зато в РФ нашли в речах экс-зека признаки экстремизма
По мнению чиновника, деятельность Ходорковского на Украине можно расценить как госпреступление: его выступления носят антироссийский характер, что в РФ считается уголовно наказуемым деянием».
“В своем выступлении на Майдане Ходорковский заявил, что российская пропаганда врет насчет событий на Украине. Что на Майдане не больше фашистов и нацистов, чем в Москве и Петербурге. Он также сказал, что Россия будто бы дала украинским властям согласие на расстрел людей во время столкновений в Киеве, - пишет в среду «Деловой Петербург».
Роман Худяков считает высказывания Ходорковского антироссийскими.
"Поведение Ходорковского в данном случае необъяснимо. Он сам недавно заявлял, что не собирается заниматься политической деятельностью, а вместо этого появляется на трибунах бандеровцев с речами, из которых следует, что русская власть дала согласие на массовые убийства. Поскольку этот человек все еще является гражданином России, то, вероятно, его высказывания вполне могут подпадать под определенные статьи УК, может, даже о госпреступлениях. Поэтому я рекомендовал нашей Генпрокуратуре провести проверку в отношении его речей", - поясняет в сегодняшнем номере “Известий” свою позицию депутат.
Ранее сами депутаты Госдумы после публикации в интернете разговора представителя ЕС Кэтрин Эштон и главы МИД Эстонии Урмаса Паэта, в котором они обсуждали возможность причастности лидеров майдана к расстрелу людей, выступили с инициативой проведения международного расследования дела киевских снайперов.
Если Генпрокуратура согласится с ним, это может обернуться для бывшего олигарха новым уголовным делом. Статья о публичных призывах к экстремизму предполагает наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет.
“После освобождения Ходорковский действительно заявил, что не намерен финансировать российскую оппозицию и не будет"заниматься политикой в плане борьбы за власть".
"Буду заниматься деятельностью, в частности, для освобождения "политзэков", не только "ЮКОСа", - рассказал бывший бизнесмен о своих планах в интервью телеканалу «Дождь».
При этом даже сочувствующие Михаилу Ходорковскому СМИ, отмечают, что восторгов и аплодисментов бывший российский олигарх в Киеве не снискал.
Как писала журналист портала Slon.Ru Катерина Коберник, «на лекцию, как на творческий вечер любимого артиста, слушатели шли с определенными ожиданиями. Ходорковский, конечно, должен симпатизировать украинской революции. Он не может не признать заслуг боровшихся за свободу и демократию людей. Он презирает диктаторов, а значит, Януковича, который так стремился и ненадолго получил абсолютную власть. Он пострадал за свои убеждения и посему просто обязан восхищаться теми, кто погиб ради других. Такие простые вещи в сложные времена (а сейчас именно такие) даже из чужого человека делают союзника.
Но разговор по душам не получился. Если бы в зале был прибор, способный измерять одобрение и критику слов лектора, его бы лихорадило. Иногда аудитория громко аплодировала. А временами молчала, и тоже красноречиво. Интонации этой тишины чувствовали те, кто пробыли в Киеве последние месяцы.
Понять, что нравилось, несложно: добрые слова о людях Майдана, о важности революции не только для Украины, но и для России. Он говорил не очень гладко, читая заранее заготовленный текст. За это извинился еще в начале, напомнив, что слишком долго не выступал перед большими аудиториями. Еще одна важная ремарка, которую многие пропустили мимо ушей: Ходорковский предупредил, что говорит как представитель определенной части российского общества.
Первый раз люди на балконе зашушукались, когда со сцены прозвучало«на Украине». Дальше речь зашла о расколе в обществе по языковому принципу. Дескать, не будь его, никакая внешняя агрессия страну бы не подорвала. МБХ говорил о радикалах, которые дискредитируют революцию, о важности переговоров с Россией и о праве Украины бороться за Крым на том же основании, на котором Россия воевала на Кавказе. Несколько человек ушли с балкона. Кто-то недовольно морщился.
Когда дело дошло до вопросов, настроения зала прояснились. В сторону Ходорковского полетели обвинения в покровительственном тоне, непонимании ситуации, необъективности. Журналист популярного революционного канала бросила что-то вроде: нам московских советчиков – старших братьев не нужно. Из зала кто-то выкрикнул, что в контексте Крыма нельзя было не вспомнить о татарах. У микрофона неизвестный предложил почтить память погибших на Майдане. Это не было похоже на диалог. Говорили две стороны. Одна пыталась добиться поощрения. Вторая отбивалась и просила не требовать невозможного.
От Ходорковского ждали абсолютного одобрения, но не получили. И не потому, что он глуп или плох. Он просто не знает всего, что пережила страна и люди. И этих людей бывший олигарх тоже не понимает».