FLB: Сегодняшние выпускники российских летных училищ не скоро, а, всего скорее, уже никогда не сядут за штурвал самолета
"“Государственная Дума РФ приняла в первом чтении правительственный законопроект, снимающий ограничения на допуск иностранцев в качестве членов экипажей самолетов российских авиакомпаний», - пишет 11 марта “Вечерняя Москва”.
«Как пояснил на пленарном заседании заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов действующее законодательство РФ позволяет привлекать в состав летного экипажа воздушного судна РФ, которое относится к коммерческой гражданской авиации, только граждан России, - передает во вторник агентство ПРАЙМ.
По его словам, со второй половины 2000-х годов наметился значительный рост перевозок пассажиров авиатранспортом, который в среднем составляет порядка 13-15% в год. В частности, в 2013 году рост авиаперевозок пассажиров составит свыше 14%. "Это соответственно требует увеличения парка воздушных судов гражданской авиации", — сказал Аристов.
Он отметил, что России сегодня требуется ежегодное пополнение летного состава на 1,1 тысячи —1,2 тысячи человек.
"В целях удовлетворения потребности отрасли летными кадрами был увеличен прием в летные училища, что в целом позволяет обеспечить авиакомпании вторыми пилотами. В частности против 200 выпускников несколько лет назад мы будем выпускать 600 и до 800 человек в год. Но в то же время дефицит надлежаще подготовленных командиров воздушных судов (КВС) пока не восполнен, что приводит к снижению безопасности полетов", — сказал замминистра.
Он добавил, что его слова подтверждаются и результатами расследований ряда авиационных происшествий. Основной причиной нехватки КВС остается достаточно о длительный срок их подготовки. Так, на самолеты максимальной взлетной массы более 90 тонн на подготовку от второго пилота до командира воздушного судна требуется шесть и более лет. Кроме того, требуется определенный налет часов.
"То есть сегодняшние выпускники еще не скоро смогут сесть в кресло командира воздушного судна", — оптимистично отметил Аристов.
По данным авиакомпаний, на конец 2013 года недокомплект КВС составил около 200 человек. Одним из источников пополнения отрасли в ближайшей перспективе подготовленными командирами воздушных судов, по словам Аристова, является привлечение иностранных пилотов. При этом он подчеркнул, что такая необходимость носит временный характер — до наполнения рынка своими подготовленными гражданами. Замминистра отметил, что порядок допуска иностранных граждан к замещению должности КВС коммерческой гражданской авиации будет устанавливаться правительством РФ, а "требования к возможным кандидатам устанавливаются достаточно жесткие"».
“По мнению первого зампреда думского комитета по промышленности Владимира Гутенева, необходимо жестко лимитировать квоты на привлечение иностранцев в качестве командиров воздушных судов, - сообщает сегодня агентство РИА Новости.
"Это послужит барьером на пути простого найма перевозчиками зарубежных членов экипажей, в том числе, и с целью экономии средств на подготовке отечественных летных кадров и необходимости повышения им зарплат", — сказал Гутенев журналистам, комментируя принятие законопроекта в первом чтении.
"Несмотря на критику в адрес Superjet-100, уже можно с уверенностью сказать, что сейчас количество "сырых" комплектующих и технических решений на отечественном самолете ниже, чем у тех же Boeing 787 Dreamliner или Boeing 777. Уже стала притчей во языцех информация то о перегреве аккумуляторов у этих воздушных судов, то о неполадках в топливной системе и трещинах в силовых элементах", — сказал депутат.
Гутенев убежден, что наращивание объемов собственного производства и вложение средств в подготовку пилотов, позволят и обеспечить безопасность полетов, и не стать "заложниками" у иностранцев».
9 июля 2013 года в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Пилотам России обрезают крылья» говорилось: «российские авиакомпании смогут нанимать пилотов-иностранцев, об этом говорится в проекте постановления правительства. Документ предполагает, что перевозчики смогут привлечь по 200 человек в год в течение пяти лет», - передавало радио «Русская служба новостей» (РСН).
«Росавиация будет распределять квоты среди авиакомпаний на прием иностранных командиров воздушных судов (КВС) на работу пропорционально объему перевезенных пассажиров и груза за предшествующий календарный год, следует из подготовленного Минтрансом РФ проекта постановления, размещенного на сайте Минэкономразвития, - сообщало агентство ПРАЙМ.
Крупнейшие российские авиаперевозчики неоднократно жаловались на дефицит летного состава. В связи с этим, Минтранс разработал поправки, благодаря которым в российских авиакомпаниях смогут работать иностранные пилоты. Программа рассчитана сроком на пять лет.
В проекте говорится, что если суммарная потребность в пилотах, заявленная авиакомпаниями, превышает установленную численность, то Росавиация будет распределять численность КВС между авиакомпаниями пропорционально объему выполненных перевозок пассажиров, багажа, груза и почты, исчисляемому в пассажиро-километрах и тонно-километрах».
“Контракты с иностранными КВС можно заключать максимум на пять лет и до конца "периода привлечения". То есть КВС, приглашенный в последний год действия квоты, сможет трудоустроиться только на год. Источник в Минтрансе говорит, что порядок привлечения иностранных КВС планируется утвердить до конца лета, а их наем может начаться уже с зимнего сезона”, - писал “Коммерсант”.
«Больше всех в этой мере заинтересован «Аэрофлот» — он готов выбирать квоту полностью. В профсоюзе пилотов считают, что авиакомпании сэкономят на гастарбайтерах 20-30% от зарплаты их российских коллег», - отмечала Газета.Ру.
“Прошлой осенью предоставить авиакомпаниям возможность нанимать иностранных пилотов президента Владимира Путина просил гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев. Он пояснял, что в авиационной сфере дефицит пилотов, из-за чего компании взвинчивают цены на перевозки и зарплаты летчикам. О намерении правительства выполнить эту просьбу в феврале заявляли в Минтрансе, - напоминал портал Newsru.com.
Большинство экспертов, обсуждая перспективы пополнения отрасли иностранными пилотами, предполагали, что работать они будут не хуже россиян. В то же время специалисты предупреждали, что проблемы дефицита кадров, ради которой реализовывалась инициатива, это не решит. Кроме того, высказывалось мнение, что такая мера создаст угрозу разрушения системы подготовки летчиков в России».
«Например, компания "Трансаэро" утверждает, что у нее нет дефицита пилотов (КВС), но "для развития компании нужны новые летные кадры", - писало издание Полит.Ру.
Есть другая проблема: производство неквалифицированных летчиков. В шереметьевском профсоюзе летного состава отмечают, что "с 2012 года около 300 выпускников летных училищ не могут устроиться на работу": "Они не доведены до должного уровня, но авиакомпании не берутся их доучивать, ведь на это нужны дополнительные средства".
В профсоюзе пилотов считают, что КВС таких компаний, как Lufthansa или Air France, вряд ли пойдут работать на российский рынок, а законопроект нацелен на работников из СНГ. "Там остались невостребованные пилоты, обучавшиеся еще в советские годы. Скорее всего, их пригласят на 70-80% от зарплат российских летчиков"».