FLB: Россия решила подкрепить свое положение в Крыму не только военными силами, но и крупным инвестпроектом с вековой историей
" Другие сроки и другие суммы
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в понедельник сообщил, что подписал распоряжение о создании дочерней структуры госкомпании «Российские автомобильные дороги» («Автодор»), которая будет выступать заказчиком инженерных изысканий и разработки технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства моста через Керченский пролив.
Указанные работы должны быть завершены к 1 ноября 2014 года , говорится в распоряжении российского премьера. Финансирование поручено обеспечить Внешэкономбанку (ВЭБ).
В ВЭБе «Ъ» пояснили, что проектом займется его дочернее ОАО «Федеральный центр проектного финансирования» (ФЦПФ). «Участие ФЦПФ будет заключаться в предоставлении займа компании «Автодора» для подготовки проекта и выполнения части работ по техническому заданию»,— уточнили в ФЦПФ. По данным ФЦПФ, стоимость работ «определена Минтрансом и согласована с Украиной» в размере не более 700 млн руб. Заем ФЦПФ выделит проектной компании на пять лет. В целом, говорят в ФЦПФ, по предварительным оценкам, стоимость проектирования составит 1,64 млрд руб., строительства самого коридора — 45,36 млрд руб .
«Предполагается, что проект будет реализован на принципах государственно-частного партнерства, на возвратной основе»,— добавили в ФЦПФ. В «Автодоре» сообщили лишь, что компания ведет работу по созданию дочернего общества . По данным «Ъ», документы на регистрацию ООО «Керченский транспортный переход» будут поданы сегодня, 4 марта 2014 года.
Между тем, напоминает «Мир24», в конце февраля Россия остановила переговоры о строительстве Керченского моста из-за ситуации в Украине.
Сейчас Премьер Дмитрий Медведев официально запустил строительство транспортного коридора стоимостью до $3 млрд через Керченский пролив для соединения России и Крыма в обход Украины . Поток грузов через пролив невелик, зато коридор имеет важное политическое и стратегическое значение , отмечает «Коммерсантъ».
Мост нужен, но среди приоритетов в инфраструктуре в России он далеко не на первом месте, замечала летом 2013 года директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич: пока он ближе к категории таких фантазийных проектов, как мост на Сахалин или тоннель от Чукотки до Аляски. При этом экономический эффект от моста может быть лучше, чем от моста через реку Лена в Якутске, замечает федеральный чиновник, курирующий инфраструктуру: хотя бы будет востребованным, отмечали «Ведомости».
Москва и Киев начали разработку проекта строительства моста Крым-Кавказ, когда пост президента Украины в начале 2010 года занял Виктор Янукович. С макетом перехода через Керченский пролив тогдашний российский лидер Дмитрий Медведев и Виктор Янукович ознакомились на первом российско-украинском межрегиональном форуме в Геленджике в октябре того же года. Российская сторона выражала надежду, что мост будет возведен к сочинским Олимпийским играм. Предполагалось, что длина сооружения составит 4,2 километра, обойдется оно в 24 миллиарда рублей. В январе 2014 года украинский кабинет министров утвердил соглашение между сторонами о совместных действиях по строительству перехода через Керченский пролив, передавал ранее Росбалт. Тогда же появилась информация, что к строительству Керченского моста могут приступить уже в 2016 году, напоминает издание.
Министр транспорта РФ Максим Соколов сообщал ранее, что его строительство займет не менее 4-5 лет, сообщает РИА Недвижимость.
Мост через Керченский пролив призван обеспечить транспортное сообщение между Таманским полуостровом и Крымом, сократив путь из украинского Херсона в Новороссийск на 450 километров . Соглашение об организации строительства нового транспортного перехода между Россией и Украиной было подписано в декабре 2013 года, сообщает РИА Новости
Финансировать проект придется России
Финансировать проект, как и прочие предложения по российским инвестициям в Крым, скорее всего, придется государству: инвесторы говорят, что до обострения ситуации были готовы подписаться на половину вложений, но теперь требуют стопроцентных госгарантий.
Еще на прошлой неделе Минэкономики затребовало у Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ список инвесторов , готовых вложить в Крым до $5 млрд. Накануне некоторые из них откликнулись.
Но в целом, говорят источники «Ъ» в ТПП, предложение Минэкономики еще на рассмотрении, ответ не сформулирован. «Речь идет о проектах, подготовленных до кризиса в Крыму, и конкретных сроков нам установлено не было»,— сказал собеседник «Ъ». Впрочем, по его словам, ситуация, сложившаяся к 3 марта, позволяет говорить об участии частного бизнеса в этих проектах только при условии 100-процентной госгарантии. Альтернативный вариант — реализовать проекты на средства госкомпаний или федерального бюджета. В нормальной ситуации, поясняет источник «Ъ», найти частных инвесторов было бы проще: инфраструктурные проекты могли быть реализованы под госгарантии 30-50% или вообще не потребовали бы участия государства. По словам собеседников «Ъ», сейчас в ТПП рассматриваются варианты ответа правительству с учетом этих аргументов, но возможность привлечения частных инвесторов для крымских проектов в условиях мобилизационной экономики всерьез не обсуждается. В проект транспортного коридора, отмечает партнер международной юридической фирмы Herbert Smith Freehills, специалист по ГЧП Ольга Ревзина, привлечь частных инвесторов можно будет только с помощью специальных гарантий — например, соглашения между Россией и Украиной, которое защитило бы их права.
Новый старый мост
Первым построить переход через Керченский пролив путем сооружения запруды в начале XX века предложил Владимир Менделеев, сын химика Дмитрия Менделеева. В те же годы британцы планировали проложить железную дорогу в Индию по мосту через пролив. До стадии реализации эти проекты не дошли, напоминает «Ъ».
Железнодорожный мост из Крыма на Таманский полуостров был построен после освобождения советскими войсками Крыма осенью 1944 года. Однако уже через три месяца после открытия опоры моста были разрушены льдом, и он был разобран. Восстанавливать мост не стали, продолжает РИА Недвижимость.
В 1954 году пущена автомобильная и железнодорожная паромная переправа через пролив. В 1996 году из-за износа техники железнодорожное сообщение было прервано, но в 2004 году его восстановили.
После распада Советского Союза о возможности постройки моста через Керченский пролив заявляли неоднократно как российские, так и украинские политики. Было несколько попыток разработать ТЭО. Так, по проекту 2007 года, длина моста должна была составить 4,5 километра, ширина — 22 метра, высота — 50 метров над уровнем моря. У краев моста предполагалось разместить пешеходные тротуары, в центре, между автомобильными полосами, - одну или две железнодорожных колеи.
В 2008 году Министерство иностранных дел Украины запретило финансировать этот проект из госбюджета до тех пор, пока Киев и Москва не согласуют, где именно по дну Керченского пролива проходит российско-украинская граница.
В начале 2010 года Россия и Украина возобновили работу над проектом. Российская сторона выражала заинтересованность в том, чтобы мост был готов к 2014 году, к Олимпийским играм в Сочи. Однако пакет документов по двустороннему сотрудничеству, в том числе соглашение об организации строительства транспортного перехода через Керченский пролив, страны подписали лишь в декабре 2013 года, напоминает РИА Недвижимость.
Ротенберг построит мост
Но в последние два года этот проект горячо поддерживает миллиардер, бывший спарринг-партнер Владимира Путина по дзюдо Аркадий Ротенберг, утверждает источник в «Автодоре». Компания «Волгомост», принадлежащая Ротенбергу, в феврале этого года закончила выполнение крупного проекта в Краснодарском крае – строительство третьей очереди дублера Курортного проспекта в Сочи.
Сейчас «Волгомост» стоит перед выбором: перебазировать освободившиеся строительные мощности обратно в Поволжье или найти крупный подряд на Кубани, пишет Slon.ru.
«Волгомост» наиболее вероятный кандидат на получение подряда. Летом 2013 года на Ялтинском инвестиционном форуме «Волгомост» и проектный институт Гипротрансмост, который также принадлежит структурам Ротенберга», представили проект будущего моста.
Согласно проектной документации, совмещенный авто - железнодорожный мост соединит крымский поселок Жуковка с косой Чушка. Протяженность моста – 6,3 км. Проект также включает в себя строительство подъездных путей. Протяженность автомобильных подъездных путей составит 46 км, железнодорожных – 13 км. Большая часть подъездных путей пройдет по низководным мостам, аналогичным тем, которые были построены во Владивостоке в рамках подготовки к саммиту АТЭС.
«Волгомост» уже начал перебазировать технику из Сочи в Темрюкский район Краснодарского края, где начнется строительство моста, подтвердил один из сочинских подрядчиков «Волгомоста». В компании «Волгомост» отказались от комментариев. Однако представитель «Волгомоста» Виктор Середа уже входит в состав российско-украинской рабочей группы по строительству моста, отмечает издание.
Ориентировочная стоимость проекта – около $3 млрд или около 16,6 млрд рублей за километр. Для сравнения: проект моста через реку Лена около города Якутска (длиной 3,1 км), строительство которого будет вестись в зоне вечной мерзлоты, обойдется в 46,7 млрд рублей или 15,06 млрд рублей за километр. Таким образом, мост через Керченский пролив станет самым дорогим мостом в России.
«Внешэкономбанк» уже пообещал профинансировать строительство. Однако как «дочка» госкорпорации «Автодор» будет возвращать эти средства, непонятно. «Изначально планировалось, что этот мост будет платным, но сейчас, вероятно, от этой идеи придется отказаться», говорит источник в «Автодоре».
Компания «Волгомост» стала широко известна в 2010 году, когда построенный мост в Волгограде спустя несколько месяцев после открытия начал сильно раскачиваться. Обследование не выявило дефектов, на мосту были установлены гасители колебаний и открыто движение транспорта, а «танцующий мост» стал одной из достопримечательностей Волгограда, пишет Slon.ru.
Берег левый, берег правый
В настоящее время на месте моста работает паромная переправа, принадлежащая украинской государственной компании «Керченская паромная переправа», которая совершает три рейса в день из украинской Керчи в российский порт «Кавказ». В 2011 году паром перевез 634 тысячи пассажиров (125 рублей с человека), 86 тысяч автомашин (900 рублей с машины).
Помимо этого, рейсы между Керчью и портом «Кавказ» совершают два железнодорожных парома: «Николай Аксененко», названный в честь бывшего министра путей сообщения России, и «Анненков», принадлежащие российской компании «АнРуссТранс», владельцем которой является бывший замминистра путей сообщения РФ Александр Анненков. В 2011 году паромы компании Анненкова перевезли 590 500 тонн грузов. Выручка двух компаний от работы на паромной переправе составляет около 350 млн рублей. Если грузы пойдут по построенному платному мосту, то проект может окупится за 257 лет. Источник в «Автодоре» подтвердил расчеты, однако заявил, что в проекте платного моста через Керченский пролив были указаны более оптимистические параметры.