Мнения экспертов по поводу контроля правительства со стороны ОНФ диаметрально разделились. Приведет ли это к развитию двухпартийной системы в стране?
" За «Майские указы» придется ответить
В правительстве вводится практика отчета министров перед «Общероссийским народным фронтом». Как рассказали «Известиям» в правительстве, в настоящий момент уже трое глав ведомств отчитались перед представителями общественной организации. Встречи станут регулярными, а уже по их итогам будут сформированы доклады «Народного фронта» в администрацию президента о ходе исполнения указов главы государства правительством , сообщили вчера «Известия».
— Встречи проходят в рабочем порядке. Здесь нет принуждения. Министры тесно взаимодействуют с ОНФ, чтобы обе стороны получали верные представления о том, как реализуются задачи, поставленные Владимиром Путиным, — сообщил «Известиям» источник в правительстве.
В «Народном фронте» заявили, что уже состоялись встречи с министром труда Максимом Топилиным, на прошлой неделе — с министром сельского хозяйства Николаем Федоровым, а 10 февраля в ОНФ встречали министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Михаила Меня.
В ближайших планах встречи с министром культуры Владимиром Мединским и министром образования Дмитрием Ливановым, сообщает издание.
Появление еще одного механизма контроля над выполнением «майских» указов президента не помешает, считает политолог Леонид Поляков. Он обратил внимание, что ОНФ возглавляет Владимир Путин, и его стратегические видение развития страны совпадает с инициативами Фронта . А генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков считает, что главным условием жизнеспособности ОНФ будет то, удастся ли ему наладить подобный контроль не только за федеральными министрами, но и за региональными и местными властями , пишет Regions.ru
Напомним, что еще совсем недавно политика неолибералов в правительстве вызывала серьезную критику среди экспертов и высказывались мнения о необходимости серьезной корректировки состава кабинета министров.
Как вы относитесь к практике отчета министров перед ОНФ? Поможет ли это улучшить работу правительства? С такими вопросами Regions.ru обратились к представителям верхней и нижней палат парламента.
Мнения экспертов
Валерий Зубов: «Пусть отчитаются перед клубами «Кройки и шитья»
Член комитета ГД по транспорту. Фракция "СР", губернатор Красноярского края (1993—1998)
Я с крайним возмущением отношусь к подобным отчетам. Вместо того чтобы заниматься своей прямой работой, представители правительства, участвуя в таких встречах под эгидой ОНФ, просто попусту тратят время.
С таким же успехом члены правительства могли бы выступать в детских садах, спортивных клубах или где-нибудь еще. У нас во дворе есть клуб кройки и шитья: почему бы кому-то из министров не прийти на встречу с его участниками, которые являются вполне уважаемыми людьми?
ОНФ – одна их многих действующих сегодня в стране общественных организаций. В отличие от Госдумы, Совета Федерации, региональных заксобраний, у Фронта нет никаких обязательств и ответственности перед обществом . Почему тогда министры должны ходить к ним и отчитываться о своей работе?! Зачем президенту получать информацию о выполнении своих указов какими-то окольными путями, через представителей ОНФ, когда у него есть для этого масса источников – от президентской администрации до самих министров? Это будет очень затратное дело, которое никакого эффекта иметь не может.
Как известно, депутаты Государственной Думы периодически заслушивают отчеты о проделанной работе и самого премьера, и министров, которых они приглашают выступить в рамках «правительственного часа». Соответствующие полномочия им делегировали их избиратели, голосуя за них на выборах. Непонятно, кто уполномочивал тогда членов ОНФ, за которыми никакие избиратели не стоят, встречаться с представителями правительства .
Я-то думал: почему у правительства не доходят руки до решения многих важных для страны вопросов? А оно, оказывается, «посиделки» с ОНФ проводит!
Валерий Рязанский: «Не рапортовать надо, а получать «вести с полей»
Председатель Комитета СФ по соцполитике (Курская обл.), депутат ГД 3,4 и 5 созывов, член "ЕР"
Во время таких отчетов министры, конечно, будут рапортовать о выполнении намеченного, об успехах, победах. Главная же задача «фронтовиков» должна, на мой взгляд, состоять в том, чтобы сравнивать их информацию с, что называется, «вестями с полей», то есть с реальным положением дел в регионах. Надеюсь, что ОНФ изберет именно такую тактику.
Я не думаю, что отчеты министров перед Народным фронтом резко повысят качество работы правительства . Скорее, эту практику ввели как дополнительное звено контроля, причем общественного контроля, который себя еще проявит.
Дмитрий Новиков: «Сегодня нужно вести речь о поиске форм отчетов правительства перед всем обществом»
1-й зампред комитета ГД по науке и наукоемким технологиям. Фракция "КПРФ"
Такая практика вызывает большие сомнения с точки зрения существующих сегодня законодательных конструкций и Конституции. Как известно, в Основном законе у нас сейчас нет положения о правящей партии или об особой роли того или иного общественного объединения . Поэтому подобные отчеты членов правительства перед ОНФ выглядят довольно странно.
Сегодня нужно вести речь о поиске форм отчетов правительства перед всем обществом . В этом можно было бы задействовать, в том числе, наши ведущие телеканалы, где федеральные министры могли бы периодически выступать в прямом эфире, со звонками в студию. Такие формы общения представителей правительства с народом применяются сегодня во многих странах. В любом случае, президент, как мне кажется, должен настраивать чиновников на подобные отчеты перед обществом.
Но когда все подменяется встречами членов правительства с организацией, являющейся, по сути, дублером партии власти, это создает серьезные перекосы в действующей политической системе . Ведь с другими партиями и общественно-политическими организациями аналогичный прямой и открытый диалог не ведется: все ограничивается только редкими выступлениями отдельных представителей кабинета министров на заседаниях думских фракций.
Позиция КПРФ в отношении нынешнего состава правительства остается неизменной. Мы продолжаем настаивать на его отставке и формировании коалиционного правительства народного доверия . В этом случае каждая политическая сила, делегировавшая в кабинет министров своих представителей, была бы заинтересована в честном и качественном выполнении ими своих обязанностей, в том, чтобы своими действиями и решениями они не портили им имидж, авторитет в глазах людей.
Вячеслав Лысаков: «Кадровая политика – это уже вопрос компетенции президента»
1-й зампред Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству, член фракции «Единая Россия»
К практике этой отношусь положительно. Привести она может только к улучшению работы правительства.
Такая практика начала складываться на конференциях ОНФ с участием его руководителя, президента Владимира Путина. Те или иные члены правительства на них присутствуют, отчитываются о проделанной работе, докладывают о состоянии дел в своих отраслях. Благодаря такой форме общения многие вопросы могут решаться более оперативно, поскольку президент в ходе этих встреч может давать министрам соответствующие поручения. Это позволяет исключить множество лишних барьеров в решении проблем. Доказывать эффективность таких встреч даже нет смысла – настолько она очевидна.
Гипотетически, конечно же, и кадровые вопросы могут стоять у нас на повестке дня, служить темой для обсуждения ОНФ с его руководителем. Но кадровая политика – это уже вопрос компетенции президента . У него достаточно большие возможности для мониторинга, анализа эффективности не только работы министерств и ведомств, но и их конкретных руководителей.
В целом же ОНФ настроен на конструктивные взаимоотношения со всеми правительственными чиновниками, если они сами готовы вступать в нормальный диалог, активно взаимодействовать с экспертным сообществом.
Алексей Чернышев: «Компанию по смене министров устраивать ни к чему, но отдельные заслуживают освобождения»
Зампред Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию (Оренбургская обл). Член ЕР
В принципе это такой элемент отчета власти перед обществом.
Думаю, правительству в частности и стране в целом такая форма работы пойдет только во благо, поскольку на этих встречах представители Народного фронта будут задавать вопросы, которые по-настоящему волнуют общество. По итогам этих встреч правительству, скорее, придется корректировать свою работу .
Да, к правительству сейчас много претензий. Но устраивать кампанию по смене членов кабинета абсолютно ни к чему. Тем более, там есть министры, которые и сами работают хорошо, и курируемые ими отрасли развиваются. Есть и молодые руководители ведомств, которые только приступили к своим обязанностям, только начали разбираться в проблеме – пусть себя покажут. Но отдельные министры действительно заслуживают освобождения от должности .
А поскольку Народный фронт с кабинетом намерен работать тесно, думаю, у него будет возможность представить свое видение функционирования правительства.
Николай Рыжков: «Авторитет «Единой России» падает, а сила ОНФ растет»
Член Комитета СФ по федеративному устройству, рег. политике, МСУ и делам Севера (Белгородская обл.), беспартийный. Председатель СовМина СССР (1985-1990)
На мой взгляд, министры, как представители исполнительной власти, должны держать ответ перед властью политической – так было и в Советском Союзе, и в новой России до недавнего времени.
Теперь ежегодного отчета перед Госдумой, где собраны представители всех ведущих политических партий, по каким-то причинам оказалось, видимо, недостаточно. Поэтому им предлагается отчитываться перед ОНФ – общественной организацией: пусть крупной, состоящей из разных объединений, но все-таки не политических, а чисто общественных.
О чем может говорить такая метаморфоза? О расстановке сил в стране. Становится ясно видно, кто есть кто. Похоже, авторитет «Единой России» падает, раз предложено отчитываться перед ОНФ . То есть данная форма взаимодействия указывает на ослабевание позиций «Единой России» и на усиление влияния «фронтовиков».
Тем более, ОНФ, как сообщается, должен будет готовить доклад по итогам общения с министрами, на основании которого, наверное, будут приниматься какие-то решения относительно членов кабмина, публикует мнение Regions.ru .
Генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков считает, что главным условием жизнеспособности ОНФ будет то, удастся ли ему наладить подобный контроль не только за федеральными министрами , но и за региональными и местными властями, продолжают «Известия».
— Безусловно, есть желание поднять авторитет «Фронта» в обществе и сделать сильную структуру. И само предназначение ОНФ как организации, которая призвана установить связь между властью и обществом, полностью верное . Но для того, чтобы всё это работало в масштабах страны, нужно также проверять и работу региональной власти и региональных министерств, — считает политолог.
Ничего личного
«Общероссийский народный фронт» всё чаще позиционирует себя в качестве самостоятельной организации, не связанной с партией «Единая Россия». Его представители в Госдуме выносят свои законодательные инициативы, критикуют правительство лидера «Единой России» Дмитрия Медведева и губернаторов. Представители парламентской оппозиции считают, что ОНФ вступил в открытую конкуренцию с партией власти и готовится побороться с ней на выборах в Госдуму в 2016 году. В «Единой России» не верят в то, что судьбы партии и движения могут разойтись, а в самом ОНФ объясняют свои действия желанием стать эффективной надпартийной структурой.
Newsland.ru напоминает, что с инициативой создания ОНФ весной 2011 года выступил Владимир Путин на межрегиональной конференции «Единой России» в Волгограде. Как тогда заявил президент, движение должно объединить всех (партии, общественные организации, граждан), кто обладает «стремлением улучшать жизнь страны». По его инициативе в декабре 2011 года «Фронт» по спискам «Единой России» принял участие в выборах в Госдуму и взял около трети из 238 мест единороссов.
Поначалу движение не играло никакой роли в политической жизни страны и не имело юридического статуса. Однако уже через год его представители стали восприниматься как основные конкуренты «Единой России». Особенно сильно это проявилось на губернаторских выборах в Рязанской области, где кандидату «Патриотов России» (входят в ОНФ) Игорю Морозову в обмен на отказ от участия в выборах предложили пост сенатора.
2013 год уже стал для ОНФ знаковым: движение провело учредительный съезд, выбрав своим лидером Владимира Путина, и стало одним из самых активных критиков правительства, возглавляемого лидером «Единой России» Дмитрием Медведевым. Депутаты, избранные в Госдуму от ОНФ, стали требовать от правительства выполнения указов Владимира Путина по социальным выплатам, контролировать исполнение бюджета, а также лоббировать в парламенте законопроекты, поддерживаемые президентом.
В самой «Единой России» старались обособление общественной организации не замечать.
- ОНФ и «Единую Россию» объединяет Владимир Путин. Он возглавляет ОНФ и является моральным лидером «Единой России, ее основателем, - заявил вошедший в число учредителей ОНФ секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов. По его словам, «Народный фронт» - надпартийная структура, которая объединяет всех, кто за курс и программу развития, предложенные президентом.
Напомним, также. Что свое мнение о ситуации еще осенью озвучил глава юрслужбы в КПРФ, депутат Госдумы Вадим Соловьев. Он считает, что в ОНФ могут вступить ЛДПР и «Справедливая Россия», а другие партии постепенно прекратят свое существование .
- Кремль хочет построить двухпартийную систему: медведевская «Единая Россия» и путинский ОНФ. Думаю, в ближайшее время эта информация подтвердится. Мы будем бороться не на жизнь, а на смерть, - заявил «Известиям» коммунист, по мнению которого такой формат политической системы поможет правящей элите в случае новой фазы финансового кризиса остаться у власти.
В то же время Соловьев считает, что разногласия между ОНФ и «Единой Россией» будут только нарастать и именно по этой причине партия власти отложила принятие новой редакции закона о выборах в Госдуму, возвращающую пропорциональную систему выборов (225 депутатов должны избираться по одномандатным округам, 225 по партийным спискам). Как считает Соловьев, в увеличении числа одномандатных округов заинтересован ОНФ, «Единой России», наоборот, это невыгодно.
«Появление двухпартийной системы - один из сценариев, который может появиться только в случае зачистки политического поля, например, если в законе о выборах в Госдуму пропорциональность будет изменена в процентном соотношении 30% (по спискам) к 70% (одномандатники)», - считает замглавы фракции «Справедливой России» в Госдуме Михаил Емельянов.
«Конкуренция между ОНФ и «Единой Россией» носит исключительно публичный характер с одной целью - оболванить нашего избирателя. Все мы видим, что экономическая ситуация в стране с каждым днем ухудшается, да и политическая не особо блещет. Как всегда, нужно будет найти крайнего. В данном случае этим крайним может выступить «Единая Россия», на фоне которой воспрянет ОНФ, - считает вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев.
Эксперты полагают, что ОНФ в перспективе может заметить «Единую Россию». Политолог Станислав Белковский считает , что противостояние ОНФ и партии власти имеет скорее вид аппаратной, а не политической борьбы.
- Не будем забывать, что председателем правительства является лидер «Единой России» Дмитрий Медведев и сохранение его на посту лидера партии - гарантия сохранения его на посту премьера. Поэтому задача ОНФ и всего, что с ним связано, - показать неэффективность Медведева, которого не очень любят в администрации президента, и его правительства, а затем провести ребрендинг «Единой России». После чего можно будет использовать ребрендированную партию в лучшем виде и сама ценность проекта ОНФ уйдет на задний план, - отмечает эксперт.
Глава международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает , что ценность ОНФ может возрасти в случае нового витка финансового кризиса.
- Правильно было бы в какой-то момент разрешить предвыборные блоки, и тогда ОНФ мог бы стать блоком и совершенно спокойно идти на следующие думские выборы, а пока это скорее бронепоезд, который стоит на запасном пути. Многое будет зависеть от того, как будет развиваться ситуация с «Единой Россией», которой предстоит принимать большое количество непопулярных решений, в том числе по сокращению социальных обязательств бюджета, - рассуждает Минченко.
Глава политической экспертный группы Константин Калачев, напротив, считает , что конкуренция между ОНФ и «Единой Россией» возрастет к выборам в Госдуму 2016 года: усилится борьба за квоты в списках, особенно в случае принятия Госдумой нового закона о выборах парламента, который изменит процентное соотношение партий и одномандатников.
- Главная проблема «Единой России» - это подбор кадров на местах и выдвижение кандидатов на выборы в Госдуму в 2016 году. Соответственно, предстоит и борьба за одномандатные округа. И тут ОНФ будет серьезным конкурентом, тем более ясно, что в регионах, где рейтинг «Единой России» идет вниз, одномандатники будут от нее . "