FLB: Россия экономика находится в стадии стагфляции. Ловушка среднего уровня доходов — это хорошая отговорка для политиков, которые не готовы принимать решение
" Увольнение за просрочку в 10%
Президент может увольнять губернаторов, просрочивших выплаты долгов своего региона, если сумма задолженности составляет более 10% от общерегионального бюджета – с таким предложением выступил Минфин. По мнению опрошенных «Клубом Регионов» экспертов, ведомство выдвинуло инициативу «от отчаяния», связанного с недостатком средств на исполнение майских указов: денег на это нет ни в регионах, ни в Москве.
Минфин предложил президенту увольнять губернаторов в случае, если просроченный долг области долг превышает 10% от регионального бюджета. В тексте законопроекта говорится, что президент «вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации от должности» в случае, если в результате действие либо бездействие руководителя «не привело к сокращению просроченной задолженности по долговым и (или) бюджетным обязательствам» в течение трех месяцев отчетного периода, сообщает «Клуб Регионов».
В конце прошлого года Минфин представил данные, согласно которым дефицит бюджетов регионов в 2013 году может составить 300-400 млрд рублей, а в 2014 году - 210-220 млрд рублей, информирует Regions.ru .
О том, что регионам нужно искать собственные источники доходов, а не ждать помощи из федерального центра, министр финансов Антон Силуанов заявлял еще в сентябре прошлого года. «За увеличением государственного долга стоят управленческие решения и способность руководителей субъектов федерации определять приоритеты расходов. Если такой способности нет, то, значит, нужно административно за это отвечать», - подчеркнул он.
«Дверь» для самодуров
Между тем президент Промышленного Союза «Новое Содружество», сопредседатель Московского экономического форума Константин Бабкин считает, что «долги копить плохо и федеральным органам власти, и региональным, но с проблемой надо бороться не такими методами».
«Другое дело – в чем причина? А причина в том, что у нас федеральное правительство слишком много денег забирает себе и недостаточно оставляет региональным властям для принятия решений по улучшению жизни в регионе», - добавил эксперт. Он также отметил, что необходимо пересматривать процедуру распределения доходов, оставляя больше средств на местах.
По мнению промышленника, федеральное правительство понимает в экономической политике меньше, чем региональные руководители. «Огромные деньги из ФНБ, резервного фонда, а также резервов Минфина и ЦБ работают на наших конкурентов за рубежом, а могли бы работать на экономику наших регионов», - констатировал Бабкин.
«Также возмутительно, что наша страна прощает десятки миллиардов долларов долгов то Кубе, то африканским странам, то досрочно выплачивает западным странам, при этом практически все региональные бюджеты находятся в дефиците», - возмутился эксперт.
По мнению Бабкина, это искусственно созданная ситуация, которую нужно исправлять, больше денег оставляя на местах. «Пока же губернаторы бегают и просят денежки, а федеральные чиновники без каких-либо закономерностей могут этому дать, этому не дать, могут одному дать в тысячу раз больше, чем другому», - отметил Бабкин. Таким образом, открывается «дверь» для самодурства и коррупции, заключил эксперт.
Опрошенные «Клубом Регионов» эксперты уверены: инициатива носит политический характер. А ее цель – появление дополнительного рычага для исполнения губернаторами майских указов президента.
Эксперт-экономист, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич считает, что инициатива Минфина – «от отчаяния»: «Они же не могут сказать, что регионам не по силам исполнить указы президента. Второе – у них нет особого избытка средств, чтобы, как положено по бюджетному кодексу, выдать трансферты на исполнение этих указов. Остается третье – махать дубиной».
Зубаревич считает, что таким образом министерство финансов направляет глав регионов практически на одно лишь исполнение президентских указов и необходимость сокращения расходов, например, на инвестирование национальной экономики. «Правда, с другой стороны – решение Минфина о практическом прощении долгов Татарстану и Краснодарскому краю. Этим можно. Система управления идет в разнос», - подчеркнула экономист.
Согласен с коллегой политолог из Ставропольского края Антон Чаблин. «Для начала нужно перераспределить налоговые доходы в пользу регионов. А в данной ситуации, когда у людей денег нет, а их обещают увольнять за то, что у них нет денег, которые Москва сама изымает, по-моему, это просто глупо», - считает Чаблин.
Эксперт из Екатеринбурга, доктор политический наук Сергей Мошкин полагает, что в случае реализации инициативы Минфина уволить следует «практически всех губернаторов»: «Все встали в экономическом росте. Это касается и таких традиционно сильных [регионов], как Свердловская область, Пермская, Челябинская. Я думаю, в Омской области не лучшая ситуация».
Однако при этом политолог уверен, что массового снятия глав регионов с должностей все же не будет, поскольку за увольнением обязательно должны последовать выборы нового губернатора. Кремль и Старая площадь пойдут на это только в том случае, если будут уверены, что в том или ином регионе кандидат, «аффилированный кремлевским властям», одержит безоговорочную победу. В противном случае, считает Мошкин, Кремль не будет снимать лояльного губернатора в пользу «кого-то неизвестного».
Как пояснил ИА REGNUM заведующий кафедрой государственного регулирования экономики факультета государственного управления РАНХиГС Владимир Климанов, появление данного законопроекта во многом вызвано тем, что заложенный в Бюджетный кодекс еще в 2004 году механизм введения в субъектах Федерации и муниципальных образований временной финансовой администрации так и не заработал. «Для замены неэффективно работающих региональных и местных руководителей обычно находились иные основания, нежели безответственная бюджетная политика», - отметил он.
В то же время, по словам Климанова, сами основания для введения внешнего финансового управления в регионе или муниципалитете - действия или решения, которые приводят к просроченной задолженности по исполнению долговых обязательств или невыполнению бюджетных обязательств - признавались верными.
Первый заместитель Председателя Общероссийской общественной организации «Всероссийский Совет местного самоуправления» Светлана Разворотнева высказала свое мнение.
«К сожалению, ситуация с платежами является сложной часто не только потому, что губернаторы работают неэффективно, хотя, и это имеет место быть. Это происходит и в силу сложившихся межбюджетных отношений, когда у нас происходит централизация финансов. На региональные власти часто вешают дополнительные обязательства, не всегда обеспечивая их должным финансированием. К тому же, если разбираться, бывает, что деньги по трансфертам не своевременно приходят из федерального бюджета. Уж если вводить ответственность, то она должна быть обоюдной: как региональных властей, так и федеральных за невыполненные обязательства», пишет она.
1й зампред Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (Свердловская обл). Член ЕР Аркадий Чернецкий полагает, что Минфин должен внимательнее контролировать ситуацию в регионах, а он занимается только федеральным бюджетом.
«Законопроект Минфина – это излишняя мера. У президента и так есть серьезные полномочия в отношении губернаторов. Надо также иметь в виду, что уже сегодня у многих регионов накопились долги разного уровня – так что же, всех их руководителей взять и скопом в один день уволить?! Надо проанализировать причины задолженностей – вот на чем необходимо сосредоточиться», говорит Чернецкий .
Вместе с тем, сами губернаторы в беседе с журналистами Национальной службы новостей , заявили, что проект требует доработки. Они также призвали не перекладывать всю ответственность с федеральной власти на муниципальную.
«Мы готовы обсуждать точку зрения Минфина, — заявил НСН губернатор Саратовской области Валерий Радаев. – Но я считаю, что надо отталкиваться не от этого, а смотреть, прежде всего, на эффективность работы. Если в регионе есть проблема, то ее надо решать, а ни в коем случае не перекладывать ответственность с «верхнего» уровня на муниципальный и наоборот. Резервы для решения проблем есть всегда», — уверен Радаев.
Поддержал «коллегу по цеху» и губернатор Рязанской области Олег Ковалев.
«Я не против повышения ответственности губернаторов за все, что они делают, в том числе и за исполнение бюджетной дисциплины. Это должно быть. И ответственность за это должна быть достаточно высокая и жесткая, — заявил НСН Олег Ковалев. — Но параллельно с введением такой ответственности необходимо прописать более четкие и ясные правила взаимодействия регионального и федерального бюджетов. Потому что когда эти правила размыты, можно принять недостаточно обоснованное решение», — считает глава Рязанской области.
По словам Ковалева, у многих регионов сейчас долги растут. И растут они не потому, что «губернаторы плохие».
«Понятно, что основная цель всех этих предложений – повысить эффективность использования бюджетных средств и эффективность в целом работы бюджетной системы, — продолжает Ковалев. — Но делать это только «размахиванием шашкой» не получится. К примеру, мы должны обеспечить жильем детей-сирот, список которых был недавно расширен. А финансирование из федерального бюджета под это расширение никто не дал ни путем доходных источников, ни путем дотаций. Но закон-то исполнять надо. Выход один – брать кредит на строительство», — привел пример губернатор Рязанской области.
«Так что, повышая степень ответственности надо, прежде всего, улучшить качество регулировки межбюджетного взаимодействия. Иначе эффекта не будет. Другими словами, дали нагрузку дополнительную регионам – дайте источники финансирования. А вот тогда уже спрашивайте, если я неэффективно эти деньги потрачу», — заключил Олег Ковалев.
Долговой расклад
Стоит отметить, что у целого ряда российских регионов долг превышает 10%, а у двух десятков – и вовсе половину бюджета. Например, у Мордовии он почти стопроцентный, порядка 90% - у Волгоградской и Саратовской областей.
На Урале одной из самых закредитованных является Свердловская область, чей долг на 1 декабря 2013 года составлял 22 млрд рублей. Доходы бюджета в 2014 году составят 164 млрд рублей, то есть долг составляет около 13%. Еще 25,5 млрд заложены в дефицит, который чаще всего приходится финансировать также за счет заимствований, пишет Znak.ru
В Северо-Западном ФО Вологодская область стала лидером по госдолгу, сообщает ИА «СеверИнфо» со ссылкой на агентство «Новый регион». По состоянию на 1 декабря 2013 года государственный долг области составил 27 538 млн. рублей.
А Костромской госдолг в 2014 г достигнет 96% от собственных доходов, сообщает РИА Новости . К концу 2013 года его объем достиг показателя почти в 12 миллиардов рублей, увеличившись за год более чем на 15%. При этом собственные доходы региона в 2014 году ожидаются на уровне 13,5 миллиарда рублей. Стремительный рост долга произошел с 2009 по 2012 годы: он вырос с 39,4 до 97% собственных доходов бюджета.
Для определения уровня долговой нагрузки регионов эксперты Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» (Группа РИА Новости) составили рейтинг субъектов РФ по уровню долговой нагрузки, который показывает картину распределения региональных долгов и их динамику в 2012 году. Это последний рейтинг.
В рейтинге использовались данные Минфина о долговых обязательствах, отраженных в государственных долговых книгах субъектах РФ. В качестве меры долговой нагрузки в рейтинге использовалось отношение государственного долга на 1 января 2013 года к доходам регионального бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2012 год.
Отношение госдолга регионов на 1 января 2013 года к объему собственных доходов за 2011 год по России в целом сохранилось на относительно высоком уровне – 26.1%, что выше показателя 2011 года – 24.9%.
Ловушка среднего уровня доходов
Россия не собирается увеличивать объем государственного долга, хотя международные финансовые институты предлагают накапливать резервы, в том числе за счет увеличения долга, и вкладывать эти средства в модернизацию, заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов на пятом Гайдаровском экономическом форуме, проходящем в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте России, передает корреспондент «Газеты.Ru».
По данным Минфина, на декабрь 2013 года объем внешнего госдолга России составляет $55,8 млрд.
При этом Россия может попасть в ловушку среднего роста уровня доходов. Эти опасения 15 января на Гайдаровском форуме выказал премьер-министр Дмитрий Медведев, они же прозвучали на секции, в которой участвовали первый вице-премьер Игорь Шувалов и генсек ОЭСР Анхель Гурриа, пишет «Газета.Ru».
Ловушка среднего уровня доходов возникает при достижении определенного уровня ВВП на душу населения, после чего темпы экономического роста начинают замедляться.
Согласно прогнозам ВБ, темпы роста мирового ВВП должны увеличиться с 2,4% в 2013 году до 3,2% в 2014-м. Что касается следующих двух лет, то этот показатель будет расти медленнее: в 2015 году он составит 3,4%, а в 2016-м — 3,5%.
Российская же экономика находится в фазе стагфляции — снижения темпов роста при резком повышении инфляции, заявила сегодня первый зампред ЦБ Ксения Юдаева.
В таких условиях ловушка среднего уровня доходов действительно реальная угроза, соглашается управляющий партнер Ernst & Young в России Александр Ивлев. В России стоимость рабочей силы высока, а степень развитости производства — нет. При этом ситуация усугубляется и демографическим фактором. На пенсию выходит многочисленное поколение 1950-х годов, основные трудовые ресурсы сейчас — это малочисленное поколение 1980-х годов. В итоге Россия сталкивается еще и с дефицитом рабочей силы, признала Юдаева.
«Решать эту проблему — ловушки — не стоит сокращением заработных плат, речь должна идти о проведении экономических реформ, которые скажутся и на рынке труда», — сказал Ивлев «Газете.Ru».
В качестве примера он привел программы по повышению мобильности населения и меры по развитию малого и среднего бизнеса. В России доля малого бизнеса в ВВП крайне мала по сравнению с развитыми странами, в том числе США, где доля бизнеса составляет 60–70%, говорит он.
Ловушка среднего уровня доходов — это хорошая отговорка для политиков, которые не готовы принимать решение, сказал «Газете.Ru» директор по макроэкономическим исследованиям ВШЭ Сергей Алексашенко.
«Это не более чем оправдание отсутствия эффективных мер по ускорению экономического роста», — считает он.
Российское правительство имеет возможность обеспечения более высоких темпов роста, признал Шувалов. Но тогда в России будет совсем иной экономический курс. «Высокие темпы роста при таких расходах будут означать, что мы не сможем вести работу по качеству роста», — сказал он.
В этом году расходы федерального бюджета составят 14 трлн руб. «При огромных расходах в России по-прежнему много претензий к качеству институтов и услуг. Качеством образования и здравоохранения никто недоволен. Также есть претензии к тому, насколько эффективно расходуются бюджетные деньги», — говорит первый вице-премьер.
Эксперты ВШЭ дали прогноз до 2018 года: обещания Путина невыполнимы
Даже при самом благоприятном развитии ситуации в мире, Россия обречена до 2018 года на экономический рост не выше 2% ВВП, считают эксперты Центра развития ВШЭ, писал еще по весне 2013 года NEWS.ru .
Сергей Алексашенко, директор по макроэкономическим исследованиям ВШЭ, утверждает, что хотя падение темпов роста ВВП в 2012 году было не велико по сравнению с 2010-2011 годами (с 4,3-4,5% до 3,4%), замедление помесячных показателей в течение прошлого года происходило непрерывно - с 4-5% в конце 2011 года до 1,6% в январе 2013 года. Он перечисляет признаки кризиса:
- рост инвестиций в 2012 году прекратился;
- структура экономики не изменилась. Все базовые отрасли экономики находятся либо в состоянии стагнации, либо медленного роста;
- экспорт также стагнирует, намного больше сырья Россия добыть уже не сможет.
Единственный драйвер роста он видит в потреблении населения, которое увеличивалось на 6,4-6,6% в 2011-2012 годах и сопровождалось ростом задолженности. Но Центральный банк предпринимает усилия по сдерживанию темпов роста потребительского кредитования.
Предприятия реального сектора, напротив, сами воздерживаются от получения кредитов. Их прирост в прошлом году составил 6-7% с учетом инфляции в оптовом секторе, подсчитали в ВШЭ.
При этом у предприятий реального сектора очень быстро растут остатки средств на счетах: как на расчетных, так и депозитных. У них достаточно денег, но они не видят адекватных инвестиционных проектов или той инвестиционной привлекательности России.
"Если цены на нефть будут оставаться на уровне 110 долларов за баррель, а при планировании бюджетных расходов будет использоваться бюджетное правило, то рост экономики к 2017-2018 годам замедлится до 2,0% годовых", - прогнозирует Николай Кондрашов, научный сотрудник ЦР ВШЭ. По итогам этого года ожидается рост ВВП всего на 2,4%, в следующем - 2,1%, и больше он ускоряться не будет.
Основное бремя выполнения обещаний президента Путина возложено на регионы. Их бюджеты в 2012 году не добрали 330 млрд рублей. "