FLB: Образ фанфан-тюльпана Фарбер сменил. На какой?
" Образ арестанта сменяется образом правозащитника
фото: РИА Новости
Сегодня в пятницу, 10 января в 10.30 утра московский интеллигент и сельский учитель Илья Фарбер покинул здание тверского СИЗО, отсидев 2 года и 4 месяца.
31 декабря прошлого года суд удовлетворил ходатайство о его условно досрочном освобождении.
Илья Фарбер с сыном после выхода на свободу Фото: @Vorobievaya
У ворот следственного изолятора его ждали сын, мать и представители СМИ.
Илья Фарбер ответил на вопросы журналистов и сказал: «Чувствую себя отлично, хочу пройти ногами по земле».
Многих интересовала природа происхождения его рубахи, точнее — образа арестанта, кем он в ней себя видит, отмечает «МК» Озвучили и предположение — Фанфан-тюльпан?
- Может быть Фанфан, может быть — тюльпан... - засомневался Фарбер.
Кроме того, Илья Фарбер сообщил, что будет обжаловать иск в части назначения штрафа в 3 миллиона рублей, пишет «Учительская газета»
Под конец он заявил, что, на воле, планирует работать (он художник, дизайнер, да и вообще человек талантливый), заниматься семьей и поддерживать правозащитников. Первым делом хочет встретиться с Марией Алехиной и Надеждой Толоконниковой из Pussy Riot, которые заявили о создании своего правозащитного проекта «Зона права».
- Может быть, логотип им нарисую.
Итак, одним правозащитником стало больше. Действительно, ещё одним.
До этого помилованный и освобождённый Ходорковский, как только прилетел в Берлин, заявил, что будет заниматься правозащитной деятельностью.
Вслед за Ходорковским освобождённые по амнистии участницы «Pussy Riot» заявили, что станут правозащитницами. Кстати, вероятно, вместе с Ходорковским.
Кое-кто из пяти уже освобождённых по амнистии подсудимых «болотного дела» также заговорили о своих правозащитных планах.
А между тем Илья Фарбер после освобождения из тверского СМЗО сел с семьей в Porsche Cayenne с номерами 666 и уехал туда, где прописан — в город Красногорск Московской области.
«Фарбер освобожденный»
Писатель Вадим Левенталь рассказал «Известиям» о двух исторических версиях одного легендарного освобождения.
«История Фарбера — феноменально уродливая даже на фоне нашей кривоватой действительности и не слишком стройного правосудия, пишет Левенталь.
Причем уродливая со всех сторон и во всех деталях.
Начиная с неизвестной вожжи, попавшей под хвост столичному учителю и заставившей его за неизвестно каким благом отправиться «в народ» делать «малые дела» — будто еще с XIX века не известно, чем такие придури чреваты. Продолжая любовно-криминальной и до сих пор крайне туманной историей, произошедшей в самой деревне. И заканчивая, разумеется, судом, за время которого странного чудака два года держали, как опасного зверя, в клетке, да еще приговорили к семи годам за такую сумму, за которую, умножь ее хоть на десять, хоть на сто, других в это же самое время отпускали, лишь погрозив пальчиком, а сам чудак вел себя так, как будто он не чукча из анекдота про грабли, а светоч разума и свободы».
«Только выйдя на свободу, Фарбер немедленно заявил, что собирается заняться правозащитной деятельностью. Опять черт-те что.
Стыдно признаться, но я до сих пор не совсем понимаю, что это за деятельность такая — правозащитная. То есть можно быть учителем и учить детей. Можно быть водителем и водить машину. И то и другое, понятно, деятельность. Можно быть адвокатом и защищать людей в суде — и это тоже деятельность, хотя многим, слишком многим, кажется, что и тут, вообще, то есть во всем накрывшем планету юридическом мареве, кроется какой-то обман.
Задача — спасать людей от неправого суда, конечно, благородная. Только вот как делать это, если Уголовного кодекса ты не знаешь, а хорошо умеешь только писать посты в социальных сетях или в лучшем случае рисовать?
Зато на правозащитную деятельность выделяются, по слухам, большие деньги — бог его знает, кому и, главное, кем, но слухи ходят.
Факт, во всяком случае, что правозащитная деятельность — очень модное занятие. Вот и Толоконникова с Алёхиной в первых же после освобождения интервью заявили, что будут правозащитницами. Что это значит? Бог весть», - говорит писатель.
«В названии этой колонки образованные люди узнали отсылку к поэме английского романтика Перси Шелли «Прометей освобожденный». Название которой у нас обычно переводят как «Освобожденный Прометей», чтобы отличить ее от одноименной трагедии Эсхила, — это знают хорошо образованные люди. (Трагедия эта до нас не дошла, а о содержании ее мы можем судить только по кратким пересказам более поздних античных авторов, по нынешним временам нужно быть «Википедией», чтобы знать и это.)
У Шелли Прометей, едва освободившись из плена, начинает борьбу с кровавым режимом Зевса, который в этой поэме являет собой воплощение Вселенского Зла. Прометей, напротив, за всё хорошее и против всего плохого — правозащитник, одним словом. Победив Зевса (не без помощи, кстати, иностранного — у Шелли индийского — вмешательства), Прометей устанавливает на Земле вечное царство справедливости, любви и добра.
У Эсхила, насколько мы можем судить, всё было иначе. После освобождения Прометей и Зевс там примирились. Прометей обнаружил, что Зевс вовсе не такой уж кровавый тиран, Зевс признал, что и он был не совсем прав. Учитывая, что в античной трагедии вообще по определению не может быть никакого «развития характера», герои там лишь занимают определенные места — функции, ясно, что Зевс и не был никогда воплощением вселенского зла», - отмечает Левенталь.
«Наши герои средств массовой информации предпочитают застолбить за собой тёпленькие непыльные правозащитные обязанности. Домики депутатов за границей выслеживают, диссертации на предмет заимствования проверяют, то есть осуществляют непыльный гражданский контроль», пишет на страницах «Известий» скандально известный писатель и политик Эдуард Лимонов.
«России не нужны правозащитники в таком количестве. Ей нужны храбрые оппозиционные политики.
Но на эту опасную вакансию очереди не наблюдается».
Итак, эта часть истории Фарбера заканчивается, и начинается другая. В эту другую он уехал в Porsche Cayenne с номерами 666.
Куда делся Фарбер-учитель? Метаморфоза? Иллюзии? Театр?