FLB: 1,5 млн на здоровье детей и 30 млн на развитие кладбищ – все на поддержание бизнеса городской администрации
"На минувшей неделе Дума Челябинска одобрила основные параметры городского бюджета на 2014-й год. Этот документ, подготовленный администрацией Сергея Давыдова(на фото)и безропотно проголосованный депутатами, удивляет, пишет в своем блоге известный челябинский политолог Александр Подопригора.
О каких-либо государственных или социальных приоритетах в отношении этой бумаги говорить не приходится. А по отдельным направлениям распределение средств представляется не только неэффективным, но и социально провокационным.
Практически ВСЕ социальные расходы бюджета Челябинска оказалась обеспечены почти исключительно за счет поступлений «сверху». Так, в соответствии с требованиями майских указов президента, в городском бюджете увеличилась сумма расходов на образование до 12 млрд.руб. При этом большая часть этих денег приходится не на муниципальные средства, а на межбюджетные трансферты в сумме 7, 4 млрд.рублей.
Что же касается собственных средств муниципалитета, то их расходование идет по совсем другим, весьма своеобразным направлениям.
Здесь на первом месте находится рост расходов на содержание самой администрации Челябинска. Административно-управленческие расходы на содержание органов власти города превысили миллиард рублей – на 2014 год заложено 1 172 206,2 тыс. рублей.
Из них за счет собственных доходов бюджета города финансируется более 2/3 всех административно-управленческих расходов, которые далее планово возрастают (2014 год 894 801,2 тыс. рублей, 2015 год 902 349,3 тыс. рублей, 2016 год 908 248,9 тыс. рублей).
В сравнении с этими цифрами особенно заметна экономия на ключевых направлениях социально-экономического развития, определенных на национальном уровне в качестве приоритетных, пишет Подопригора. Там, где должны быть обеспеченны ресурсами социально значимые проекты, предусмотрены лишь минимальные расходы челябинского бюджета – в сотни раз меньше административно-управленческих.
Так, муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Челябинске в 2013-2016 годах» «стоит» только 6,6 млн. рублей, а муниципальная программа «Развитие инновационной деятельности в городе Челябинске в 2013-2016 годах» еще меньше: 4,5 млн. рублей.
Расходы на другие значимые социально значимые направления оказываются еще меньше. Особо обделенными стали молодежь и дети. Это явно второстепенные элементы бюджетной политики администрации города Челябинска. (Фото «МК»).
Так, расходы на «Молодежную политику и оздоровление детей» заложены в сумме немногим более миллиона рублей и далее будут сокращаться: 2014 год – 1 587,6 тыс. рублей, 2015 год 1 497,9 тыс. рублей, 2016 год 1 495,8 тыс. рублей.
По статье «Развитие образования в городе Челябинске на 2013-2015 годы» на поддержку одаренных детей и талантливой молодежи города Челябинска выделена сумма 150 тыс. рублей (меньше рубля в год на ребенка).
А ведь напомним: недавно было подсчитано, что для того, чтобы в полную силу работал знаменитый физико-математический лицей №31 – гордость Челябинска и российское национальное достояние – необходимо более 15 млн рублей в год. Сюда входит и участие в турнирах и олимпиадах, и учебно-тренировочные сборы по подготовке к ним, и летние научные школы, кружки и обслуживание лабораторий и проч. и проч. – без этого золотых медалей с международных олимпиад не привезешь. И именно за стремление найти для школы эти недостающие миллионы судят сейчас ее талантливейшего и честнейшего директора Александра Евгеньевича Попова.
Далее: на «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» выделены средства менее чем на десяток квартир (2014 год – 13, 1 млн. рублей).
Задача национального масштаба – решение жилищного вопроса для бюджетников также остается в Челябинске без перспектив решения. Расходы на реализацию муниципальной программы по национальному проекту «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Челябинске на 2013-2016 годы – 20 543,0 тыс. рублей». При существующих ценах на рынке жилья, это не более десяти квартир на миллионный город.
Впрочем, распределение других расходов городского бюджета вообще способно шокировать. На содержание кладбищ города направлено средств в два раза больше, чем на капитальный ремонт многоквартирных домов. Впрочем, кладбищенские вопросы (как известно – высокоприбыльный бизнес) вниманием главы администрации города Сергея Давыдова и в других случаях не были обделены.
Конкретнее: на приоритетную для большинства горожан муниципальную программу «Капитальный ремонт многоквартирных домов на 2013-2017 годы» выделено лишь 16 359,4 тыс. рублей, а на программу «Благоустройство и текущее содержание территорий кладбищ города Челябинска на 2013-2017 годы» направлена в почти вдвое большая сумма в 29 084,7 тыс. рублей.
Удивляться тут нечему. Ведь как писал уже ранее «Деловой квартал», «городские власти во главе с сити-менеджером Давыдовым решили … монополизировать рынок мертвецов под заслуживающую доверия и благосклонности частную фирму ООО «Мемориал-Сервис».
Работающие на этом рынке люди сообщают о том, что именно ООО «Мемориал-Сервис» получило недавно от городских властей контроль над всеми активами бывшего МУПа (мощности по производству гробов, например), а также представительства в моргах Челябинска, что создало этой фирме серьезные преимущества в схватке за тела покойников. Челябинцы и после смерти продолжают работать на прибыль чиновников, сумевших обеспечить исключительные позиции своих коммерческих партнеров.
Впрочем, и без этого в новом городском бюджете есть немало удивительного: например, на загадочные «другие вопросы в области охраны окружающей среды» также планируются немалые расходы, которые в два раза превышают расходы на озеленение территории города Челябинска (В 2014 году на «другие вопросы в области охраны окружающей среды» планируются расходы в сумме 67 930,5 тыс. рублей, а на муниципальную программу «Озеленение территории города Челябинска» на 2014-2016 годы – 31 560 тыс. рублей).
Вызывает большой интерес и обоснованность выделения средств на разработку схемы теплоснабжения в административных границах города в сумме 18 000,0 тыс. рублей. Эта круглая сумма запланирована вместе с расходами в 2014 году на содержание муниципального бюджетного учреждения «Челябинский городской фонд энергоэффективности и инновационных технологий» (в размере 15 563,7 тыс. рублей)
Каким социальным и экономическим задачам и интересам горожан соответствует бюджет Челябинска c подобными приоритетами, сказать сложно. Однако, такое распределение средств, похоже, вполне отвечает интересам главы администрации города Сергея Давыдова и его команды, замечает Александр Подопригора.
В Челябинске уже давно наблюдается системный управленческий кризис. Впрочем, когда в крупнейшем муниципалитете области принимаются подобные бюджеты, следует говорить скорее о серьезном региональном политическом кризисе.