Скандал вокруг преследования местными чиновно-силовыми кланами директора знаменитого челябинского физико-математического лицея N31 Александра Попова вышел на федеральный уровень и обрел четкую политическую окраску.
Член Общественной палаты РФ Сергей Волков обратился в генеральному прокурору России Юрию Чайке и главе следственного комитета Александру Бастрыкину с просьбой взять на личный контроль расследование дела А.Е. Попова и информировать общественность о ходе и результатах следствия. В ответе, пришедшем из Генпрокуратуры, проведение соответствующей проверки возложено на прокурора Челябинской области Александра Войтовича.
Напомним, на директора знаменитого челябинского лицея Александра Евгеньевича Попова заведено два уголовных дела – ему предъявлены обвинения в покушении на мошенничество и в покушении на посредничество в передаче взятки. Детали дела можно узнать в материале FLB «Быть учителем становится опасно».
«Никакая другая тема не звучит сейчас на федеральном уровне в связи с Челябинской областью так внятно, как эта, – пишет в своем блоге челябинский политобозреватель Александр Подопригора. – Страна застыла сейчас на краткий миг в точке бифуркации, в ожидании сигнала. Куда дальше? Вниз, в традиционное и бессмысленное «затягивание поясов» и «закручивание гаек» – или вверх, подтягиваясь к имеющимся штучным образцам постиндустриальной «экономики знаний» вместе с цивилизованным миром?
Лицей Попова, один из лучших в стране – символ второго пути. Приговор директору по высосанному из пальца «коррупционному делу» станет знаком того, что власть самоубийственно выбрала первый. В Челябинской области нет более яркого достижения «индустрии знаний», чем физико-математический лицей, созданный Поповым (ЮуРГУ не вошел даже в топ-100 вузов РФ, а 31-й лицей – третий среди лучших).
Молодые следователи, брошенные полицейскими начальниками перетряхивать бумаги лицея, семьи учеников и сотрудников Попова в поисках корысти директора, с изумлением обнаружили, что этот «коррупционер» весьма скромно живет с супругой в двухкомнатной квартире на первом этаже панельной пятиэтажки, а деньги из лицея он не уводил, а приносил их туда – лично заработанные. Можно много спорить о юридических нюансах этого дела (хотя от самого факта взятки обвинение уже отказалось, подтверждается также, что деньги Попов соглашался взять именно на нужды школы).
А в сухом остатке, утверждает Подопригора, это выглядит так: все силы государства брошены здесь не на поощрение, а на уничтожение настоящих достижений современной «экономики знаний»; борьба с коррупцией профанируется при этом самым постыдным и разрушительным для общества образом.
Дети Попова
23 сентября челябинские издания сообщили о том, что выпускник лицея №31 Павел Ненашев (на фото) одержал победу на 25 международном конкурсе научно-исследовательских работ «First step to Nobile prize in physics» («Первый шаг к Нобелевской премии по физике»).
Премия учреждена 20 лет назад в Варшаве. Школьники и студенты не старше 20 лет со всего мира представляют здесь свои научные работы в тех же дисциплинах, что и их старшие ученые коллеги – на настоящую Нобелевскую премию.
Столь высоким образом была оценена работа Павла «New method of magnetic confinement of plasma that reduces its leakage» («Новый метод магнитного удержания плазмы, уменьшающий её утечку»). Она была выполнена во время занятий в школьном кружке «Плазма». В мае этого года Павел выпустился из лицея и поступил в МИФИ, но о его победе на конкурсе стало известно только сейчас.
Павел Ненашев стал уже четвертым учеником школы Попова, удостоившимся столь высокой оценки своей научной деятельности. Ранее победителями этого конкурса становились: Юрий Воробьев (2004), Александр Каманцев (2006), Иван Маслов (2011). Все они выполняли свои работы под руководством учителя школы Алексея Владимировича Горшкова.
А что до медалей на международных олимпиадах, то они для и этих ребят и вовсе дело привычное. К примеру, и этим летом уральская пресса сообщала о том, что ученик 31-го лицея Артур Рязанов завоевал серебряную медаль на олимпиаде по программированию в Австралии, а тот же Иван Маслов получил золотую медаль на олимпиаде по физике в Дании. Перечислять долго – наград в школе скопилось немало.
Дети Попова участвуют в научных конференциях, публикуются в международных научных журналах. Но это отнюдь не классические «ботаники», со временем имеющие шанс превратиться в невротиков. Это люди очень разносторонние, яркие, сильные и цельные.
Благодаря школьному литературному кружку они знают и ценят поэзию, пишут сами и публикуют свои стихи в поэтических альманахах. Они любят спорт, и им знакомо удовольствие от ощущения собственной силы и здоровья. Они понимают важность работы на стыке наук и потому, избрав своим направлением, скажем, физику, стараются выкроить свободное время, чтобы глубже познать химию и биологию. А научные олимпиады для них – это… «средство находиться в хорошей компании».
Это дети, у которых, по их собственному признанию, есть позиция, которую им интересно сопоставлять с иной жизненной позицией. Именно потому им так интересны встречи с приезжающими в лицей известными современными писателями, и ради этого, говорят дети, можно позволить себя «сделать шаг в сторону от классики».
«Это, конечно, совершенно фантастические дети, – говорит журналист Андрей Архангельский, гость Ксении Лариной в передаче «Эха Москвы» «Уголовные статьи для педагога: виновен или неудобен?». – Это просто настоящие интеллектуалы… И вот когда ты думаешь, кто их сделал такими, кто их воспитал, ты понимаешь, что все здесь держится на Попове… И вы знаете, что поразительно? Ведь человека, который является неким символическим достоянием Челябинской области, уничтожают, а его, по идее, должны были бы носить на руках, памятник ему при жизни поставить...
Сергей Волков, учитель, член комиссии Общественной Палаты по образованию и науке, рассказывает о Попове такую историю : «В 87-м году он (Попов – Ред.) повез детей на экскурсию в Волгоград. И там в интернате, где они жили, каких-то его мальчишек побили местные.
Он сначала на своих парней наехал – что ж вы, мол, слабаки, товарищей не защитили? А потом себя спросил: а что ты сделал, чтоб они могли защитить?
И вот после возвращения нашел в Челябинске мужика, который имеет какой-то там пояс по тэквондо, и умолил его открыть секцию в школе. Мужик отнекивался, потом сдался, но сказал Попову, чтоб тот тоже занимался – мальчишки будут на него смотреть, видеть, что у него хуже выходит, и чувствовать себя успешными… И Попов три года был в строю.
А тогда все это под запретом находилось, всякие боевые искусства. Милиция сто раз к ним приходила закрывать секцию. Они маскировались под ОФП, чего-то там еще выдумывали и доказывали. В общем, Попов милиции не сдался и секцию не прикрыл.
И вот один из тех мальчишек закончил институт физкультуры, стал тренером по тэквондо, сейчас тренирует сборную Челябинской области, проводит в Че чемпионат Russia Open, а его ученица в этом году выиграла золотую медаль на чемпионате мира. Чья она, эта медаль? Попова…Он весь в таких невообразимых историях. ... И вот сейчас его решили пустить ко дну».
Сколько «стоит» школа Попова
Отвечая на вопрос финансирования школ, в своем интервью изданию 74.ru министр образования Челябинской области А.И. Кузнецов сказал, что все школы финансируются в рамках стандартов, т.е. в минимально необходимом объеме, и директорам всегда не хватает – одному больше, другим меньше.
Понятно, что у лицея, который готовит золотых медалистов международных олимпиад, зазор между возможным и необходимым значителен. Но насколько он велик?
Штаб 31 обратился с этим вопросом в Родительскую ассоциацию лицея №31, которая собирает добровольные взносы и пожертвования и сдает их в бухгалтерию лицея. Выяснилось следующее. Денег, выделяемых государством, хватает лишь на оплату услуг ЖКХ и выплату зарплаты педагогам за уроки, стоящие в основном учебном расписании. Однако потребности лицея этим далеко не исчерпываются.
На участие в турнирах и олимпиадах, учебно-тренировочные сборы по подготовке к ним и летние научные школы, кружки и обслуживание лабораторий и проч. и проч. у лицея уходит… более 15 млн рублей в год (суммы подсчитаны приблизительно по итогам 2012-13 учебного года). При этом бюджетом выделяется всего 4 млн. Еще часть восполняют добровольные взносы со стороны родителей (на настоящий момент по решению Родительской ассоциации это составляет 1500 руб. с семьи). А оставшееся приходится зарабатывать… Как?
Например, 10 «А» выпуска 1987 получает право разместить список класса на двери кабинета, если установит новую дверь (таких дверей десятки). Проводятся неожиданные аукционы, на которых разлетаются за тысячи рублей… шнурки, принадлежащие «Гагарину», «Медведеву» и пр. А про ноту «ми», которую купил выпускник 31 лицея, владелец группы «Мирель» Илья Мительман за 30 тысяч рублей, не писал в Челябинске только ленивый… Попов без устали придумывает способы раздобыть деньги. Да и сам дает уроки математики детям высокопоставленных родителей, благодаря чему каждый месяц приносит в в школу 200-250 тысяч рублей. «Я же директор, – говорит Попов. – Как-то же надо на школу зарабатывать».
А потому не удивительны слова Александра Починка, которые прозвучали в передаче «Эха» «Родительское собрание»:
«…Меня бесит то, что происходит вокруг дела Попова... Существование школы на бюджетные деньги невозможно… Сначала государство должно полностью оплачивать все статьи бюджета, а потом мы можем предъявлять претензии к учителям.
…Я с ним (Поповым – Ред.) столкнулся, когда он еще преподавал в школе имени Энгельса. И он пришел в 31-ю, и тут 31-я стала не просто лучшей школой в городе, а одной из самых лучших школ мира.
Вот еще раз, вдумайтесь: бюджет его школы – где-то сотня тысяч долларов. Ну, он еще что-то добирает. Он работает, преподает, он тащит деньги в школу. Это парадокс: пытаются посадить человека, который в школу вложил все, что он наработал за всю жизнь! Человек, который живет на первом этаже пятиэтажной панельки, извините, в масюсенькой квартире… Но не в этом дело: ещё раз – сотня тысяч долларов бюджет. А его ребята соревновались со школами, у которых эндаунтменты по сотням миллионов, а у некоторых за миллиард долларов. Со школами, в которых отбирают ребят со всего мира, со школами, которые действительно занимаются просто прелесть как, у которых прекрасные программы. И он бил всех!
Это все равно, что завтра сказать, что тренер олимпийских чемпионов выпрашивал у Алекперова деньги на форму, и из-за этого его сажать в тюрьму, а не посылать его с командой на Олимпийские игры выигрывать. Вот это то же самое, что и пытаются сделать с Поповым. И на самом деле, если, не дай Бог, дело дойдет до суда, это удар по нашей системе образования! И это, еще раз повторяю, крючок для любого российского директора школы…».
Кто заказал Попова
Вчера Штаб 31 впервые выдвинул версию о том, в чем причина той маниакальной настойчивости, с которой преследуют Попова в последние несколько месяцев. За этим, считают члены Штаба, стоит серьезный финансовый интерес определенных людей в регионе:
«Это не полиция, не обиженные родители, чьи дети не смогли поступить в лицей и не не личный кровный враг из силовых структур... Это те люди, которые уже год назад, а то и раньше, отлично знали, что согласно новому Закону об образовании лучшие школы России могут получить статус центров по работе с одаренными детьми. Закон вступил в силу только что - с 1 сентября 2013 года.
Итак, больше никаких лицеев и гимназий. Законом определен новый статус для самых престижных, успешных школ страны – «Нетиповые образовательные организации» (ст. 77 ФЗ «Об образовании») . Ничего подобного раньше в образовательной системе не было. В этих нетиповых школах будут учиться «нетиповые дети» – школьники, проявившие выдающиеся интеллектуальные способности (победы на олимпиадах являются подтверждением таковых). Таким образом, для лучших, звездных школ России сейчас открылась возможность получить качественно иной юридический статус. И, что особенно важно, – качественно иное финансирование.
То, что 31-й лицей может уверенно претендовать и наверняка получит такой статус - несомненно. Дело за малым – Попова бы убрать. Скрипач не нужен, дядя Вова. Почему не нужен? Ну как же…
Согласно комментариям к 77 статье нового закона, организации такого типа могут создаваться учредителями всех форм собственности и организационного подчинения. То есть, любое ООО можно сделать одним из учредителей такой крутой образовательной площадки. Разве Попов согласится, чтобы деньги, предназначенные для его детей, уходили какому-то там ООО?.. Это, конечно, не краник на нефтяной трубе, но вполне себе ручеек, пишет Штаб 31. Так и начала разыгрываться история под кодовым названием «устранение директора».
Быть народным – плохая примета?
Недавно педагоги лицея № 31 единогласно проголосовали за выдвижение Александра Евгеньевича Попова на звание Народного учителя. Однако уже на следующий день Попов… принял решение от звания отказаться. «У нас в городе получать звание «народный учитель» – плохая примета, – сказал он Штабу 31. - Вот Гостеву дали – и вскоре сняли с работы". (Анатолий Гостев – бывший директор известного 11 лицея. - Ред).
Александр Евгеньевич пояснил свое непростое решение так: «Для меня нет звания выше, чем учитель 31 лицея. Директор 31 лицея. Ученик 31 лицея. Вот и все. Нет звания выше. Я и учителям на оперативке так объясню».
Жаль только, что этого не объяснишь министру образования и науки Челябинской области А.Е Кузнецову. В ответ на просьбу дать оценку оценку 31-му лицею, его директору и всему сегодня с директором происходящему, министр заявил, что ни оценка работы правоохранительных органов, ни даже оценка деятельности 31-го лицея «не входит в компетенцию Министерства образования»!
Иначе относятся к ситуации ведущие педагоги России.
Сергей Волков, учитель русского языка и литературы, член Общественной палаты РФ: «…Сваялась темная история, за развитием которой надо очень пристально следить — поэтому прошу всех помочь.
Попов — ярок и самостоятелен, парадоксален, он поэт и управленец… Лицей развалить — пара пустяков. Нам его милицейские начальники с чистыми руками возродят? Они найдут способы выживать в условиях хронического недофинансирования?» Михаил Иванов, директор лицея «Физико-техническая школа» РАН, СПб, заслуженный учитель РФ, член Общественной палаты РФ: «Независимо от результатов расследования «дела Попова» хочу заявить о своей уверенности в честности и благородстве Александра Евгеньевича. Его настоящее дело – это лицей 31».
Александр Ковальджи, заместитель директора Лицея «Вторая школа»: «Мы сейчас находимся на некой принципиальной развилке. И если мы действительно хотим стать великой страной и хотим, чтобы у нас была настоящая наука, образование, чтобы мы могли гордиться своими соотечественниками, нужно сделать все, чтобы у таких людей, как Попов была возможность полноценно работать. И такими людьми надо гордиться! Попов – это часть национального достояния. Стране, в которой есть такие люди, просто повезло».
|